Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:19, контрольная работа
Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Исследование этой проблемы позволяет констатировать, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи.
1. Воспитательный потенциал семьи……………………………2
2. Изучение семейного опыта воспитания……………………...5
3. Опыт сотрудничества с семьями детей группы № 2 (первая младшая)……………………………………………………….10
4. Список использованной литературы……………………...…15
Содержание:
1.Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Исследование этой проблемы позволяет констатировать, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи. Это вызвано:
Многие авторы воспитательный потенциал семьи определяют как комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей. Большое значение имеет личный пример отца, матери, традиции семьи, характер общения в семье с близкими, окружающими, а также уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего, выделение его ведущего компонента. Какими, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семейный микросоциум представляет собой определенную систему связей и взаимодействий между ее членами, возникающих в процессе удовлетворения разнообразных и многоплановых потребностей
Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений - уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. В системе внутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат в семье, а значит, и ее воспитательные возможности. Многочисленные исследования и непосредственный практический опыт убедительно доказывают тот факт, что чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей вызывают инфантильность личности, следствием чего являются отставание в развитии, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического и физического здоровья.
Нравственно-эмоциональная сторона отношений в семье формирует ту основу, на которой «строится» духовное развитие ребенка. Направленность же этого развития определяется содержанием и целевыми установками родительского примера. Родительский пример представляет собой реализацию в действиях, поступках определенных ценностных начал, выражающих мировоззренческую и нравственную позицию личности. Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования
На роль родительского примера в воспитании детей указывал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».
Численность и структура семьи, как относительно самостоятельный фактор оказывает на воспитательный потенциал сложное, противоречивое и недостаточно изученное влияние.
Каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет, воспитывается в неполной семье. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитательного потенциала. Дети в таких семьях в два раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, что приводит к безнадзорности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми –подростками. При этом наиболее уязвима, с точки зрения воспитательного потенциала, неполная семья, возникшая вследствие развода. Развод и предшествующий ему конфликт нередко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмоциональное развитие. Вследствие сложившейся демографической ситуации наблюдается тенденция роста числа однодетных семей (34%).
С другой стороны, эмпирические исследования показывают, что количество детей из однодетной семьи, продолжающих свое обучение после окончания средней школы, на 30% выше, чем в многодетных семьях.
Следует отметить также, что воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои как положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность. С другой стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. В таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости в отношении к детям, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерно стремление к лидерству и руководству, даже когда для этого нет оснований. И, к сожалению, дети из многодетных семей в 3,5 раза чаще, чем дети из других типов семей, становятся на социально опасный путь поведения.
Таким образом, нельзя категорично утверждать о явном преимуществе воспитательных возможностей одного типа семей перед другими
Уровень педагогической культуры, будучи важнейшей и необходимой частью общей культуры человека, наряду с его нравственной, эстетической, профессиональной культурой, тесно взаимодействует с ними, и вместе с тем представляет относительно самостоятельное явление. «Поэтому, - пишет В.Я. Титаренко, - в своем сущностном качестве она может быть понята как конкретно-исторический специфический способ сознательного решения стоящих перед семьей воспитательных задач. С точки зрения содержания понятия педагогическую культуру следует рассматривать как совокупность специфических «механизмов» и средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями».
В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культуры родителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.
2.Изучение семейного опыта воспитания
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «открывается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положи-тельное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-псхилогических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу.
В объективной
информации, характеризующей домашнее
воспитания, нуждается не только
наука, но и каждый педагог
дошкольного учреждения. Цели получения
этой информации заключаются
в том, чтобы составить представление
о семье, ее воспитательных
Предметом изучения
Изучение семьи должно вестись
последовательно, системно, поэтому
необходимо наметить
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
– дружелюбный тон обращения друг к другу;
– изменчивый, противоречивый характер отношений;
– своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания
4. Степень осознания родителями
особой роли дошкольного
5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка.
6. Уровень психолого-
– наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;
– ограниченность знаний и
податливость к
– низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных
– участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
– непоследовательность, несогласованность
воспитания, наличие конфликтов
по поводу воспитания; член семьи,
преимущественно выполняющий
– отсутствие воспитания как
целенаправленного воздействия, условий
для полноценного развития
8. Организация совместных форм деятельности в семье:
– общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
– дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
– разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:
-высоко оценивают
– настороженно и недоверчиво
относятся к детскому саду, не
видят необходимости
– перекладывают все
– безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспитанием собственного ребенка.
План изучения опыта семейного
воспитания реализуется с
Беседа отличается от интервью
большей свободой и в