Воспитательный потенциал семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Исследование этой проблемы позволяет констатировать, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи.

Содержание

1. Воспитательный потенциал семьи……………………………2
2. Изучение семейного опыта воспитания……………………...5
3. Опыт сотрудничества с семьями детей группы № 2 (первая младшая)……………………………………………………….10
4. Список использованной литературы……………………...…15

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Воспитательный потенциал семьи……………………………2
  2. Изучение семейного опыта воспитания……………………...5
  3. Опыт сотрудничества с семьями детей группы № 2 (первая младшая)……………………………………………………….10
  4. Список использованной литературы……………………...…15

 

 

1.Воспитательный потенциал семьи

 

Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Исследование этой проблемы позволяет констатировать, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи. Это вызвано:

  • испытываемым многими семьями дефицитом средств и времени для воспитания и развития детей (в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родители);
  • явным дефицитом общения и совместных дел родителей и детей;
  • нарастанием отчуждения между детьми и родителями вследствие увеличения разрыва между ценностями старшего и младших поколений, сверх занятости родителей, отсутствия благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • сокращением социальной инфраструктуры детства и резким снижением уровня социальных гарантий для
  • детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • усилением влияния асоциальных и криминальных групп в микросреде семьи.

Многие авторы воспитательный потенциал семьи определяют как комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей. Большое значение имеет личный пример отца, матери, традиции семьи, характер общения в семье с близкими, окружающими, а также уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего, выделение его ведущего компонента. Какими, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семейный микросоциум представляет собой определенную систему связей и взаимодействий между ее членами, возникающих в процессе удовлетворения разнообразных и многоплановых потребностей

 

Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений - уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. В системе внутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат в семье, а значит, и ее воспитательные возможности. Многочисленные исследования и непосредственный практический опыт убедительно доказывают тот факт, что чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей вызывают инфантильность личности, следствием чего являются отставание в развитии, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического и физического здоровья.

Нравственно-эмоциональная сторона отношений в семье формирует ту основу, на которой «строится» духовное развитие ребенка. Направленность же этого развития определяется содержанием и целевыми установками родительского примера. Родительский пример представляет собой реализацию в действиях, поступках определенных ценностных начал, выражающих мировоззренческую и нравственную позицию личности. Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования

На роль родительского примера в воспитании детей указывал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».

Численность и структура семьи, как относительно самостоятельный фактор оказывает на воспитательный потенциал сложное, противоречивое и недостаточно изученное влияние.

Каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет, воспитывается в неполной семье. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитательного потенциала. Дети в таких семьях в два раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, что приводит к безнадзорности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми –подростками. При этом наиболее уязвима, с точки зрения воспитательного потенциала, неполная семья, возникшая вследствие развода. Развод и предшествующий ему конфликт нередко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмоциональное развитие. Вследствие сложившейся демографической ситуации наблюдается тенденция роста числа однодетных семей (34%).

С другой стороны, эмпирические исследования показывают, что количество детей из однодетной семьи, продолжающих свое обучение после окончания средней школы, на 30% выше, чем в многодетных семьях.

Следует отметить также, что воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои как положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность. С другой стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. В таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости в отношении к детям, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерно стремление к лидерству и руководству, даже когда для этого нет оснований. И, к сожалению, дети из многодетных семей в 3,5 раза чаще, чем дети из других типов семей, становятся на социально опасный путь поведения.

Таким образом, нельзя категорично утверждать о явном преимуществе воспитательных возможностей одного типа семей перед другими

Уровень педагогической культуры, будучи важнейшей и необходимой частью общей культуры человека, наряду с его нравственной, эстетической, профессиональной культурой, тесно взаимодействует с ними, и вместе с тем представляет относительно самостоятельное явление. «Поэтому, - пишет В.Я. Титаренко, - в своем сущностном качестве она может быть понята как конкретно-исторический специфический способ сознательного решения стоящих перед семьей воспитательных задач. С точки зрения содержания понятия педагогическую культуру следует рассматривать как совокупность специфических «механизмов» и средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями».

В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культуры родителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.

 

2.Изучение семейного опыта воспитания 

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «открывается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положи-тельное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-псхилогических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу.  

   В объективной  информации, характеризующей домашнее  воспитания, нуждается не только  наука, но и каждый педагог  дошкольного учреждения. Цели получения  этой информации заключаются  в том, чтобы составить представление  о семье, ее воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего  воспитания поможет педагогу  оказывать целенаправленное влияние  на педагогический процесс в  семье. Овладение методами изучения  опыта семейного воспитания является  важным условием для согласования  воспитательной деятельности семьи  и других социальных институтов (дошкольного учреждения, школы и  др.).

          Предметом изучения дошкольного  учреждения является семейный  опыт воспитания. Выше уже говорилось  о том, что опыт домашнего воспитания  складывается под влиянием многих  факторов, где важнейшее место  занимают межличностные взаимоотношения  в семье. Затруднения возникают  при получении объективной информации  о морально-психологической атмосфере семейного коллектива, о личностных качествах членов семьи, сложившихся взаимоотношениях.

          Изучение семьи должно вестись  последовательно, системно, поэтому  необходимо наметить направления  работы, своеобразный план. В качестве  примерного плана предлагаем  вам свой, составленный с учетом  рекомендаций ученых (В.В. Котырло и С.А. Ладывир):

          1. Состав семьи, профессии, образовательный  уровень родителей, других взрослых  членов семьи, принимающих участие  в воспитании ребенка.

          2. Общая семейная атмосфера, особенности  взаимоотношений между членами  семьи:

          – дружелюбный тон обращения  друг к другу;

          – изменчивый, противоречивый характер  отношений;

          – своеобразная автономность  каждого члена в семье.

          3. Цель домашнего воспитания ребенка.

          4. Степень осознания родителями  особой роли дошкольного периода  детства в формировании личности  ребенка.

          5. Приоритеты семьи в воспитании  ребенка: здоровье, развитие нравственных  качеств, умственных, художественных  способностей, раннее образование  ребенка.

          6. Уровень психолого-педагогических  знаний, практических умений родителей:

          – наличие определенных знаний  и готовность к их пополнению, углублению;

          – ограниченность знаний и  податливость к педагогическому  просвещению;

          – низкий уровень знаний и  негативное отношение к их  приобретению.

          7. Особенности воспитательных воздействий:

          – участие всех взрослых в  воспитании, степень согласованности  воспитательной деятельности;

          – непоследовательность, несогласованность  воспитания, наличие конфликтов  по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную  функцию;

          – отсутствие воспитания как  целенаправленного воздействия, условий  для полноценного развития ребенка.

          8. Организация совместных форм  деятельности в семье:

          – общность во всех семейных  делах, вовлечение ребенка в семейные  дела, заботы;

          – дифференциация обязанностей  среди взрослых, эпизодическое привлечение  ребенка к семейным делам;

          – разобщенность взрослых в  семейных делах, изоляция ребенка  от семейных дел и забот.

          9. Отношение семьи к дошкольному  учреждению:

          -высоко оценивают образовательные  возможности детского сада и  готовы сотрудничать;

          – настороженно и недоверчиво  относятся к детскому саду, не  видят необходимости сотрудничества;

          – перекладывают все воспитательные  функции на детский сад, к сотрудничеству  не готовы;

          – безразлично относятся к  детскому саду, не озабочены воспитанием  собственного ребенка.

          План изучения опыта семейного  воспитания реализуется с помощью  различных методов, среди которых  наиболее распространенными являются  методы беседы, наблюдения.

          Беседа отличается от интервью  большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной  атмосферой и отношениями между  собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть  организована заранее. В соответствии  с намеченной целью педагог  продумывает план беседы, вычленяет  ключевые вопросы. В ходе беседы  можно получить необходимые сведения  о таких моментах домашнего  воспитания, которые для постороннего  взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно-корректируемый метод. Беседа  нужна для подтверждения, конкретизации  или опровержения каких-то гипотетических  выводов, сделанных на основе  предварительного изучения опыта  семейного воспитания с помощью  других методов. Для успешного  проведения беседы надо обладать  способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять  разговор в нужное русло. Педагогу  важно пользоваться методом эмпатического  слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого – создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике). Следует, как образно говорит Е.Р. Смирнова, стараться «примерить обувь другого человека», т.е. представить свои чувства в сходной ситуации. Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

Информация о работе Воспитательный потенциал семьи