Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:42, доклад
Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты,пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия.
Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских
времен, хотя именно в тот период возможности
вторичной занятости и совместительства
были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие
также используется для неработающих
слоёв населения (например, студенты,пенсионеры
Существуют две концепции втори
Согласно статистической концепции к дополнительной относится работа, выполняемая помимо основной и параллельно ей. Термин вторичная занятость интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным.
При социологической трактовке
под дополнительной работой подразумевается
вторичная занятость
Изучая данный феномен мы касаемся проблем занятости, поэтому сначала мы рассмотрим основные категории научного анализа в изучении проблемы по В. Радаеву, а также коснемся несколько иных подходов в рассмотрении данного вопроса.
Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости "ведает" и особый раздел экономической теории - экономика труда ("labor economics").
Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».
Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:
поиск работы и рабочей силы;
порядок найма и высвобождения работников;
условия и содержание труда;
установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;
обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих местах;
горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).
Сфера оплачиваемой занятости
характеризуется понятием "
1. занятые в домашнем натуральном хозяйстве;
2. занятые благотворительной работой без оплаты труда;
3. занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные);
4. учащиеся дневных отделений вузов.
Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся[2].
Существуют и противоположные точки зрения относительно занятости, которые трактуют занятость как участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.
Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности, в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.
В различных публикациях и исследованиях мы встречаемся с понятием «вторичная занятость» при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.
Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.
Выделим основные причины
и цели занятости среди студенчества
на основании результатов
Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента»[6], говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в "резюме" и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в - познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы.
Есть также результаты исследования, в котором сами студенты, высказывали свое мнение относительно мотивов занятости работающих студентов.
Сферы трудовой деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы: 1) Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические обследования; 2) неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания и т. п.: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская работа, курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка-разгрузка.
Выделяются пять видов деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные услуги; охрана; строительно-ремонтные и погрузочные работы), которые все вместе концентрируют труд большой части работающих студентов. По данным нашего исследования, чуть менее пятнадцати процентов работающих студентов заняты в области информатики.
Если объединить все виды
работ, так или иначе относящихся
к воспитательно-
При рассмотрении этого аспекта
мы использовали информацию российского
исследования "КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО
ДОСТАТЬ": ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ
СТУДЕНТОВ» под руководством исследователей Е.Д.
Вторичная занятость студентов рассматривается как феномен, имеющий сложную структуру и оказывающий неоднозначное влияние на профессиональное образование студентов. В статье выполнена типология вторичной занятости на материалах социологического исследования студентов г. Мурманска. В исследовании участвовали 595 студентов 5-х курсов пяти вузов. С помощью кластерного анализа было выделено 5 групп студентов с различной структурой вторичной занятости, которой они занимались на протяжении всей учебы. Анализ роли вторичной занятости в профессиональном самоопределении студентов показал, что она существенно различается для разных групп, и можно указать, по
крайней мере, на три ее различных проявления. В первом из них вторичная занятость практически никакого отношения к профессиональному самоопределению не имеет: это временная подработка студентов, выполняющих малоквалифицированную работу. Две других функции вторичной занятости связаны с профессиональным самоопределением и во многом определяют его различные пути. На первом из них вторичная занятость помогает студенту приобрести опыт работы по получаемой специальности и в каких-то случаях даже определиться с предприятием для работы после окончания вуза. И в своей третьей функции вторичная занятость помогает студенту определиться с профессией, которая не совпадает с получаемой в вузе специальностью, и тем самым задает ему новый путь профессионального развития.