Вторичная занятость молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:42, доклад

Краткое описание

Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты,пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie.docx

— 27.15 Кб (Скачать файл)

Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты,пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия. В широком смысле под понятием вторичная занятость понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.

Существуют две концепции вторичной занятости:

Согласно статистической концепции к дополнительной относится работа, выполняемая помимо основной и параллельно ей. Термин вторичная занятость интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным.

При социологической трактовке  под дополнительной работой подразумевается  вторичная занятость работающего  населения и занятость категорий  населения, которые определяют своё основное занятие как пенсионер, безработный, учащийся, занятый в  домашнем хозяйстве

Изучая данный феномен  мы касаемся проблем занятости, поэтому сначала мы рассмотрим основные категории научного анализа в изучении проблемы по В. Радаеву, а также коснемся несколько иных подходов в рассмотрении данного вопроса.

Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости "ведает" и особый раздел экономической теории - экономика труда ("labor economics").

Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента». 

Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

поиск работы и рабочей  силы;

порядок найма и высвобождения  работников;

условия и содержание труда;

установление уровня его  оплаты и формы сопутствующих  льгот;

обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих  местах;

горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение  и продвижение).

Сфера оплачиваемой занятости  характеризуется понятием "рынок труда". Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

1. занятые в домашнем  натуральном хозяйстве;

2. занятые благотворительной  работой без оплаты труда;

3. занятые в государственных  мобилизационных структурах (солдаты  срочной службы, заключенные);

4. учащиеся дневных отделений  вузов.

Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся[2].

Существуют и противоположные точки зрения относительно занятости, которые трактуют занятость как  участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем  утверждать, что студенты, обучающиеся  на дневном отделении ВУЗа,  не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.

Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности,  в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.

В различных публикациях  и исследованиях мы встречаемся  с понятием «вторичная занятость» при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.

Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения  студента в сфере занятости при  собственно обучении, мы можем сделать  вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения  в сферу  отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.

Выделим основные причины  и цели занятости среди студенчества на основании результатов исследований.  

Герчиков  В.И. автор работы «Феномен работающего студента»[6], говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в "резюме" и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в - познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы. 

Есть также результаты исследования, в котором сами студенты, высказывали свое мнение относительно мотивов занятости работающих студентов.

Сферы трудовой деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы: 1) Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические обследования; 2) неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания и т. п.: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская работа, курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка-разгрузка.

 Выделяются пять видов  деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные услуги; охрана; строительно-ремонтные и погрузочные работы), которые все вместе концентрируют труд большой части работающих студентов. По данным нашего исследования, чуть менее пятнадцати процентов работающих студентов заняты в области информатики.

Если объединить все виды работ, так или иначе относящихся  к воспитательно-образовательной сфере (учитель в школе, воспитатель детского сада, гувернер, репетитор), то в них занято около десяти процентов опрошенных, тогда как в дореволюционной России у репетиторства, как пишет А.Е. Иванов, было "первенствующее положение в конгломерате видов побочных студенческих подработок". Этот вид заработка, сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня, по-видимому, "перехватывают" соперники более старшие и квалифицированные - преподаватели школ и вузов. Почти четверть работающих респондентов заняты физическим, неквалифицированным трудом: погрузкой-разгрузкой, строительством и ремонтом, охраной. Значимой сферой деятельности является торговля. Это отмечается и в других исследованиях: "Высокий процент занятости в розничной торговле объясняется потребностью в энергичных работниках на таких типичных для этой отрасли позициях, как торговые представители, агенты, продавцы. Студент активен и более других ориентирован на новизну решений, в том числе и по привлечению дополнительных клиентов. Кроме того, именно в этой сфере многие работодатели предпочитают брать людей на работу, не заключая с ними трудовых договоров, и студенты на эти условия чаще всего соглашаются. И, наконец, в этой отрасли легче найти работу тем, кто может работать только при наличии свободного от учебы времени".

При рассмотрении этого аспекта  мы использовали информацию российского  исследования "КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ": ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ» под руководством исследователей  Е.Д. Вознесенской, Д.Л. Константиновского и Г.А. Чередниченко, поэтому необходимо учитывать специфику полученных результатов, а именно достаточно высокий уровень занятых студентов в интеллектуальной сфере, что вызвано особенностями проведения различных программ по предоставлению мест студентам города Новосибирска. Говоря же об украинских реалиях, то необходимо сказать, что доля студентов занятых в интеллектуальной сфере в нашей стране значительно ниже. Сам автор работы может  сказать, что относит сферу своей трудовой занятости к близкой по специальности работе (я занимаюсь проведением массовых социальных, политических, маркетинговых исследований). Хочу заметить, что среди работающих студентов большинство занято на малооплачиваемых работах, так как работать постоянно практически невозможно (такая возможность постоянной работы появляется лишь на старших курсах).

Вторичная занятость студентов рассматривается как феномен, имеющий сложную структуру и оказывающий неоднозначное влияние на профессиональное образование студентов. В статье выполнена типология вторичной занятости на материалах социологического исследования студентов г. Мурманска. В исследовании участвовали 595 студентов 5-х курсов пяти вузов. С помощью кластерного анализа было выделено 5 групп студентов с различной структурой вторичной занятости, которой они занимались на протяжении всей учебы. Анализ роли вторичной занятости в профессиональном самоопределении студентов показал, что она существенно различается для разных групп, и можно указать, по

крайней мере, на три ее различных  проявления. В первом из них вторичная занятость практически никакого отношения к профессиональному самоопределению не имеет: это временная подработка студентов, выполняющих малоквалифицированную работу.  Две других функции вторичной занятости связаны с профессиональным самоопределением и во многом определяют его различные пути. На первом из них вторичная занятость помогает студенту приобрести опыт работы по получаемой специальности и в каких-то случаях даже определиться с предприятием для работы после окончания вуза. И в своей третьей функции вторичная занятость помогает студенту определиться с профессией, которая не совпадает с получаемой в вузе специальностью, и тем самым задает ему новый путь профессионального развития.


Информация о работе Вторичная занятость молодежи