Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель курсового проекта проанализировать выборочный метод как один из аспектов социологического исследования и научиться его планированию и проведению. В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач: - определить содержание понятия «выборка» и «выборочный метод»; - дать классификацию выборки; - раскрыть понятие репрезентативности выборки; - рассчитать выборочную совокупность на основе социально-демографических показателей студентов Дальневосточной Академии Государственной Службы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
1 ВЫБОРКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ........ 6
1.1 Понятие выборки. Выборочный метод ……………………………………..... 6
1.2 Типы выборок ……………….................................................................................
1.3 Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки.................................
2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБОРКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ)………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 41
Лучше использовать такую выборку только в экспериментальном исследовании. Например, при психологических экспериментах, проводящихся в вузе, где испытуемыми являются студенты. Экспериментатор в случайном порядке распределяет выборку доступных случаев (или доступных испытуемых) по двум группам, одна из которых экспериментальная, а другая – контрольная. Но в таких случаях обобщить результаты эксперимента на всю генеральную совокупность нельзя, так же как и нельзя с полной уверенностью сказать, что изначально являлось генеральной совокупностью, так как она была, в принципе, определена самого начала.
В социологии же
выборку доступных случаев
Одним из плюсов этого метода являются сравнительно низкие издержки на поиск респондентов:
1. доступные респонденты выделены заранее;
2. респонденты
выявляются в процессе опроса,
поэтому действительное число
доступных объектов определяетс
Сферы применения доступной выборки:
Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п. То есть, он осуществляется на основе анализа демографических данных и предварительных социологических исследований.
«Квотная
выборка представляет собою
Процедура
квотной выборки очень проста:
вся изучаемая совокупность
Этот метод «применяют, если распределение генеральной совокупности по основным социально-демографическим признакам или другим существенным для исследования признакам известно, но её списки получить не возможно, или если для осуществления случайного отбора недостаточно времени и средств».
Недостатки квотного отбора:
1. Необходимо
предварительное изучение
2. Необходима
свежая информация о состоянии
генеральной совокупности. Например,
если активно происходят какие-
3. Некоторые
проблемы могут возникнуть на
полевом этапе проведения
Обычно
применяется для отбора
Опрос
прекращается:
1. когда имена в списке начинают повторяться;
2. в случае информационного насыщения;
3. как только опрос перестаёт приносить новую информацию.
Стихийная выборка.
Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент. То есть, её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов. Значит, нельзя и заранее определить структуру массива респондентов, которые заполнят и вернут анкеты. Поэтому этот метод не претендует на репрезентативность выборки, а выводы исследования очень часто распространяются только на опрошенную совокупность.
Сферы применения стихийной выборки:
1) анкеты, публикуемые в газетах и журналах;
2) почтовые опросы;
3) опросы покупателей в залах супермаркетов;
4) опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте.
Многоступенчатая и одноступенчатая выборки.
Выборка делится
на одноступенчатую и
Многоступенчатая выборка осуществляется не в локальных масштабах, а в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход к выбору объекта.
Но нужно учитывать, что чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования.
Рассмотрев некоторые типы выборок, необходимо также уяснить, что такое объем выборки и какие бывают ошибки выборки и как их избежать.
1.3 Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки
В формировании выборочной совокупности важную роль играет определение ее объема и обеспечение репрезентативности.
Объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, основные из них следующие:
1. затраты на сбор информации, включая временные;
2. стремление
к определённой статистической
достоверности результатов,
3. ценность и новизна информации, получаемой в результате опроса.
Объем выборки обусловлен степенью однородности или неоднородности, генеральной совокупности, количеством характеризующих ее признаков. Однородной считается совокупность, в которой контролируемый признак, например уровень грамотности, распределён равномерно, то есть не образует пустот и сгущений, тогда опросив лишь несколько человек, можно сделать вывод о том, что большинство людей грамотны. Чем более однородна генеральная совокупность, тем меньше объем выборки
В репрезентативной выборке все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции. Но как бы тщательно не соблюдать этот принцип, случайные ошибки все же будут. Мы имеем возможность определять ошибку репрезентативности. Ошибкой репрезентативности, как правило, называют «расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности». Важно учитывать, что при помощи выборочного метода никогда нельзя получить абсолютно точную оценку наблюдаемого признака, всегда существует вероятность ошибки, но, если вероятность ошибки мала, то она скорее всего не произойдет.
Репрезентативность
выборки определяется двумя компонентами:
систематическими и случайными
ошибками. Случайные ошибки связаны
«со статистическими
На практике принцип случайности соблюсти очень сложно, а иногда просто невозможно, что приводит к появлению систематической ошибки, которые возникают «из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а так же из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования». Иногда такие ошибки называют ошибками смещения. Они возникают при различных телевизионных опросах, когда телеведущий предлагает телезрителям позвонить по определённым номерам телефонов, послать смс-сообщение и высказать своё мнение по какой-то проблеме. Естественно мы не можем утверждать что эти люди отражают мнение всего населения страны, и даже телеаудитории. Вероятнее всего в таких опросах участвуют более образованные и активные люди, чем вся генеральная совокупность, поэтому любой телевизионный опрос содержит в себе систематическое искажение и носит поверхностный характер.
Но систематические ошибки возникают и в ходе корректно организованного опроса. Например, на улице на вопросы интервьюера отвечают только те, кто никуда не спешит. Искажения можно избежать, если соблюдать принципы случайного отбора и опрашивать, к примеру, каждого десятого прохожего.13
Причины возникновения систематических ошибок:
Существуют
определённые пределы ошибки выборки,
которые зависят от цели исследования.
В экономических и