Выборочный метод в социологии: основные понятия. Виды выборки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:24, методичка

Краткое описание

Большинство социологических исследований носит выборочный характер, когда по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование называется выборочным.
Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о проведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и о своем мнении.

Вложенные файлы: 1 файл

5 Выборочный метод.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)


Выборочный метод в социологии: основные понятия. Виды выборки.

Большинство социологических исследований носит выборочный характер, когда по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование называется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о проведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и о своем мнении.

Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным – довольно строгим – правилам из общей численности людей, так называемой генеральной совокупности, отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта. На языке социологов эта группа людей именуется выборкой.

Выборочный метод имеет ряд преимуществ перед сплошным изучением генеральной совокупности, так как сокращает объем работы, позволяет экономить силы и средства, получить информацию о таких совокупностях, полное обследование которых практически невозможно и нецелесообразно.

Репрезентативная выборка довольно хорошо представляет структуру и состояние генеральной совокупности.

Репрезентативность выборки зависит от целого ряда условий: она должна быть типичной и объективной.

Типичность выборки – это не включение только тех единиц, которые кажутся исследователю наиболее типичными.

Объективность выборки -  т.е. производиться без предвзятых побуждений, при исключении субъективных влияний на ее состав.

Итак итог: основные понятия и сущность выборочного метода:

Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

Выборкой называется совокупность элементов социологического исследования, подлежащая непосредственно изучению.

Понятие выборки в статистике рассматривается в двух значениях.

1.                    Выборка (как результат действия) – представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распространения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности.

2.                    выборка (как способ или процесс действия) – способ отбора объектов генеральной совокупности в выборочную.

Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность).

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности.

Основное правило ее составления гласит: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности).

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупности. Только для этого типа выборки результаты обследования части единиц можно распространить на всю генеральную совокупность.

Различают вероятностную (случайную) и невероятностную (неслучайную) выборки

1.        (вероятностные выборки

Выборка называется случайной, если при извлечении выборки объема n все возможные комбинации из n элементов, которые могут быть получены из генеральной совокупности объема N, имеют равную вероятность быть извлеченными. Т.е. все элементы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность. А именно, выполняется принцип случайности.

Главное условие для осуществления вероятностной выборки – наличие полного списка всех элементов генеральной совокупности.

Основными видами вероятностной выборки являются механическая и гнездовая выборки.

1.1.1       Методики отбора респондентов в случае использования вероятностной выборки.

Отбор производится с помощью жеребьевки, таблицы (либо генератора) случайных чисел. Главный принцип – случайность, т.е. все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность.

1.      Простая жеребьевка. Каждый элемент генеральной совокупности заносится на бумажку (это могут быть фамилии, адреса, просто номера (в этом случае выпавшие номера ставят в соответствие с людьми в списках) и т.д.), затем бумажки помещаются в барабан, перемешиваются и не глядя вытаскиваются.

2.      Принцип таблицы случайных чисел. Начиная с любого места таблицы, берем четыре следующих друг за другом числа. Эти числа и будут номерами людей в списке, которых следует отобрать в выборку (числа, превышающие численность генеральной совокупности, опускаются).

3.      Принцип генератора случайных чисел. Это то же самое, что и таблицы случайных чисел, только числа вырабатываются компьютером (для этого существует специальная программа).

Различают повторную и бесповторную выборку. При повторном отборе каждый выбранный элемент возвращается в ГС. При бесповторном отборе выбранный элемент не возвращается в ГС.

Механическая выборка.

Наиболее близкой к собственно случайной выборке является механическая выборка. Однако даже она может приводить к систематическим ошибкам.

1.1.2       Практическая реализация.

Проведение механической выборки требует список характеристик респондентов (фамилии, адреса, телефоны и т.д.). Из этого списка через равные промежутки люди отбираются в выборку. Этот промежуток называется шагом выборки.

, где

N – объем генеральной совокупности

n – объем выборочной совокупности.

Начало отбора выбирается случайным образом в пределах шага выборки. Например, если шаг выборки равен 20, то начинать отбор надо с любого числа от 1 до 20.

1.1.3       Плюсы и минусы механического отбора.

Процедура проведения механической выборки менее громоздка, чем проведение случайной выборки. Хотя применение компьютеров практически нивелирует это преимущество.

Механическая выборка может быть как более точной, так и менее точной по сравнению со случайной выборкой. Это продемонстрирует следующий пример.

Начало отбора выбирается случайным образом в пределах шага выборки, это называется случайный старт.

1.2         Гнездовая (серийная) выборка.

1.2.1       Практическая реализация.

Здесь отбираются не люди, а группы. Группы отбираются случайным образом, а внутри них проводится сплошной опрос. Например, в ВУЗе с большим количеством студенческих групп отбор можно проводить путем случайного отбора этих групп и дальнейшего сплошного опроса в этих группах.

1.2.2       Плюсы и минусы этого метода.

Разные источники по-разному оценивают точность гнездовой выборки по сравнению со случайной.

Главный «козырь» этого типа отбора в том, что он гораздо проще в организационном плане. Действительно, гораздо проще выбрать несколько групп и опросить их целиком, чем бегать за каждым респондентом. Это дает нам выигрыш в средствах и во времени.

Но при этом необходимо следить, чтобы количество групп в генеральной совокупности было достаточно большим, иначе ни о каком принципе случайности не может быть и речи. Более того, возможны перекосы из-за того, что на момент опроса не удается застать всех членов группы. К тому же объем выборки при гнездовом отборе обычно больше, чем при случайном отборе.

 

Плюсы и минусы вероятностной (случайной) выборки.

«Плюсом» данного метода является полное соблюдения принципа случайности и, как следствие – избежание систематических ошибок.

«Минусы» вероятностной (случайной) выборки, которые затрудняют ее применение на практике.

Необходимость наличия списка элементов генеральной совокупности. Обычно элементами генеральной совокупности являются люди; в этом случае в качестве списка могут выступать адреса, телефоны и т.д. Трудность здесь заключается в том, что получить такой список далеко не всегда представляется возможным. Следовательно, в тех случаях, когда невозможно получить список элементов генеральной совокупности, невозможно проводить и случайный отбор.

1.       Сложность проведения опроса. Процедура опроса при случайном отборе является очень громоздкой и требующей много времени. Ведь в результате случайного отбора исследователь получает на выходе список фамилий респондентов (телефонов, адресов и т.д.), которых необходимо опросить. Иными словами, интервьюерам приходится «бегать» за каждым респондентом и добиваться от него согласия ответить на «парочку вопросов».

Осложняет дело и то, что респондентов порой бывает не так просто достать; в случае отсутствия респондента его приходится посещать по нескольку раз (по крайней мере не менее трех раз).

Все вышеперечисленное ведет к повышенным временным затратам на проведение опроса. Временные затраты можно уменьшить только благодаря привлечению дополнительных интервьюеров, т.е. только за счет дополнительных денежных расходов. Помимо этого возникает еще так называемая проблема неответивших.

 

2.        Невероятностная выборка

2.1         Причины применения невероятностной выборки

1.      Невозможность проведения случайного отбора вследствие:

      ограниченности ресурсов (в широком смысле: ограниченность денежных средств, ограниченность времени, отведенного на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и т.д.);

      этических проблем (мы не можем заставить респондента отвечать, если он отказывается).

2.      Отсутствие необходимости проведения случайного отбора.

2.2         Классификация методов неслучайного отбора.

Основными факторами, определяющими природу неслучайного отбора, являются:

1.      Фактор доступности (насколько включение в выборку зависит от респондента). Этот фактор отражает искажение случайности, идущее со стороны респондентов.

2.      Фактор целенаправленности (насколько состав выборки контролируется исследователем). Этот фактор определяет искажение случайности, идущее от исследователя.

Можно выделить три основных вида невероятностной выборки:

1)     метод типичных единиц (Е)

2)     целевая выборка (Х)

3)     квотный отбор (Х).

Остановимся на каждом из этих методов.

1.      Метод типичных единиц.

При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п.

2.      Целевая выборка – отбор идет по  характеристикам группы

Сферы применения целевой выборки:

1)     формирование состава участников эксперимента (например, формирование контрольных групп точечным методом, когда для каждого участника основной группы подбирается участник контрольной группы, обладающий сходными признаками). Это один из тех редких случаев, когда нет необходимости в проведении случайного отбора.

2)     отбор экспертов, который может проводиться на основе следующих критериев:

      объективные характеристики экспертов, содержащиеся в документах

      тестирование кандидатов в эксперты

      взаимный отбор

      самооценка кандидатов в эксперты.

3.      Квотный отбор -  отбор идет по выбранным критериям в соответствии с характеристиками генеральной совокупности

Остановимся на описании этого метода более подробно, т.к. это один из самых распространенных методов неслучайного отбора.

При использовании данного метода отбирают один или несколько признаков, по которым будет контролироваться выборка. Количество единиц в выборке, обладающих определенными характеристиками, должно быть пропорционально количеству таких единиц в генеральной совокупности.

Выбор признаков - квот.

Во-первых, выбранные признаки должны быть тесно связаны с изучаемыми характеристиками, иначе полученные результаты могут оказаться сильно искаженными.

Во-вторых, признаки должны быть независимыми, иначе расход средств на их контроль будет нерациональным.

              Трудности, возникающие при применении метода квот.

1.      Необходимо предварительное изучение объекта для выявления в нем пропорций единиц с различными характеристиками и связей между характеристиками.

Информация о работе Выборочный метод в социологии: основные понятия. Виды выборки.