Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:30, доклад
Университетское образование – совокупность общенаучных навыков и знаний, позволяющий тем, кто окончил университет решать актуальные задачи на производстве, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.
1. Введение
Университетское образование – совокупность общенаучных навыков и знаний, позволяющий тем, кто окончил университет решать актуальные задачи на производстве, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.
Латвия расположена на северо-востоке Европы, на восточном побережье Балтийского моря. Латвия граничит с Эстонией, Россией, Беларусью и Литвой. Население — 2 млн 231,5 тыс. Политическим, экономическим и культурным центром Латвии является Рига, где проживает и работает более трети населения (717 тыс.). Официальный язык — латышский. Наиболее распространенными иностранными языками являются русский, английский и немецкий.
Студенты университетов и колледжей в 2011/2012 учебном году по тематическим группам образования
Латвийская Республика – полноправный член Европейского Союза и активный участник Болонского процесса. Система высшего образования Латвии дает возможность получать все виды высшего образования, признаваемого в Европе и мире. Вы можете получить степени бакалавра, магистра и доктора наук, а также высшее профессиональное образование.
2. Система образования в Латвии.
Организация эффективной системы образования — важная задача каждого современного государства. Образовательная система представляет собой динамичное социальное явление и поэтому требует постоянного реформирования. Развитие Латвии в составе Европейского союза ставит ее перед необходимостью плодотворного изучения содержания, структуры, форм и факторов образования, влияющих на эффективность образовательной системы, нацеливает на постоянное реформирование образовательных концепций и программ в соответствии с требованиями Болонской конвенции.
а) Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление
европейской зоны высшего образования,
а также активизация
Декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых
степеней, в том числе, через
внедрение приложения к
2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенно развить
мобильность учащихся (на базе
выполнения двух предыдущих
5. Содействие европейскому
сотрудничеству в обеспечении
качества с целью разработки
сопоставимых критериев и
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
7. Содействие необходимым
европейским воззрениям в
б) Система образования.
Система образования в Латвии имеет три основных уровня: основное, полное среднее и высшее. Основное (среднее) образование рассчитано на девять лет и уже имеет деление на обычное (позволяющее продолжить обучение в ВУЗе) и профессиональное.
Основное среднее образование ученики получают в школах и гимназиях. Школу ученики посещают с первого по девятый класс, однако после шестого могут перейти в гимназию, где выбрать дальнейшее направление обучения: техническое, гуманитарное и т.д. Среднее профессиональное образование дают училища, средние профессиональные школы. Здесь программа обучения предполагает два уровня квалификации: подмастерье и мастер. Продолжительность обучения – не более трёх лет. Также ученик имеет возможность вместе с профессиональным получить и общее среднее образование. Профессиональные средние школы дают более обширные знания и позволяют ученикам пройти третий курс обучения длительностью 1-2 года, дающий право квалифицированному специалисту занимать в дальнейшем руководящие должности.
Высшее образование в
Латвии можно получить в колледже
или высшей школе (вузе). Доступ в высшие учебные заведения Лат
В системе высшего образования Латвии более 30 высших учебных заведений, из которых около половины являются государственными, а остальные - частными. Для всех обязателен единый Закон о Высших учебных заведениях и государственное лицензирование.
в) Требования к абитуриентам.
Для поступления в высшие учебные
заведения надо иметь диплом о
среднем образовании. Если диплом получен
не в Латвии, необходимо пройти процедуру
признания легитимности документа
о среднем образовании в
Все вузы Латвии участвуют в обмене студентами и преподавателями со всеми странами Европейского союза, что предполагает углубленное изучение студентами английского и других европейских языков.
Лидерами государственных
Лидером технического образования
на русском языке является Институ
Дипломы полученные в Латвии признаются во всех странах ЕС, и самое важное , не стоит забывать, что полученное высшее образование за рубежом является по сути самым мягким способом иммиграции, а имея ПМЖ/гражданство Латвии, Вы автоматически становитесь Членом Евросоюза. Таким образом, учеба в Латвии сулит огромные перспективы.
г) Система высшего образования.
В Латвии работают 6 государственных университетов и ряд других государственных учебных заведений. Все университеты, а также 32 образовательных учреждения других типов являются государственными. Кроме того, имеется 24 частных учебных заведения, имеющих государственную аккредитацию. Все аккредитованные учебные заведения являются автономными. Высшие учебные заведения присуждают своим выпускникам ученые степени или квалификацию специалистов в профессиональных областях.
Степень Бакалавра присуждается
после завершения первой ступени
университетского образования. Продолжительность
программ 3-4 года или 120-160 латвийских кредитных/зачетных
единиц (180-240 ECTS единиц).
Степень Магистра присуждается по окончании
второй ступени академического высшего
образования. Программы обучения могут
быть рассчитаны на 1-2 года подготовки,
т.е. 40-80 латвийских зачетных единиц (60-120
ECTS единиц), причем общая продолжительность
обучения должна быть не менее 5 лет (200
латвийских зачетных единиц). В медицине
и стоматологии (6 и 5 лет обучения соответственно)
степени бакалавра и магистра не предусмотрены,
однако присуждаемые дипломы считаются
равными степени магистра.
Степень Магистра (или ее эквивалент) требуется
для приема на программы, ведущие к присвоению
степени Доктора (Doktors), которая в международном
контексте признается как степень Ph.D.
Программы предусматривают 3-4 года подготовки,
в течение которых необходимо провести
самостоятельное научное исследование,
сдать необходимые экзамены, опубликоваться
в научных журналах международного уровня
и защитить подготовленную работу.
д) ECTS.
Процесс внедрения национальной системы квалификации неразрывно связан с внедрением Европейской системы перезачеты кредитов (ECTS-European Credit Transfer System),которая призвана обеспечить прозрачность, сравнимость объема изученного материала и возможность академического признания квалификаций и компетенций. Возникла в 1988 и в настоящее время включает более 1100 университетов.
е) Система оценок
В средних учебных заведениях
страны используется шкала оценок от
0-10.
Высшей является оценка 10 (izcili); 9 - отлично
(teicami); 8 -очень хорошо (loti labi); 7 - хорошо
(labi); 6- почти хорошо (gandriz labi); 5 - удовлетворительно
(viduveji); 4 - почти удовлетворительно (gandriz
viduveji); 3-1 - неудовлетворительно (neapmieriinisi).
Оценка 4 является проходной, 1 низшей.
Все высшие учебные заведения
Латвии используют также 10-ти балльную
систему оценок: 4 является проходной оценкой,
8 высшей «нормальной» оценкой, оценки
9-10 присуждаются только за особо выдающиеся
успехи в учебе, за выполнение дополнительных,
трудных заданий на экзаменах. Отдельные
вузы используют 5—6 как проходные оценки,
а 9-10 как нормальные высшие оценки.
Достижение уровня |
Внимание |
Объяснение |
Приблизительная оценка ECTS |
очень высокий |
10 |
в обращении ( с отличием ) |
A |
9 |
отлично ( отлично ) |
A | |
высокий |
8 |
очень хорошо ( очень хороший ) |
B |
7 |
хорошо ( хороший ) |
C | |
средний |
6 |
почти хорошо ( почти хорошо ) |
D |
5 |
средняя ( удовлетворительная ) |
E | |
4 |
Почти удовлетворительно |
E / FX | |
низкий |
3-1 |
отрицательный рейтинг (неудовлетворительный) |
Fail (провал) |
3.Сравнение образовательной системы Латвии и Украины.
Общее:
1. Двухуровневая система высшего
образования (бакалавр - 4 года, магистр
- 2 года). Как третий, исследовательский,
уровень высшего образования можно выделять
докторантуру, которая длится обычно 3-4
года;
2. Финансирование программ
осуществляется как на
3. В большинстве высших
учебных заведений принята
4. Система высшего образования включает следующие ступени:
Отличия:
1. В Украине магистратура более высоко-профессиональная ступень, чем ступень специалистов.
2. В вузах Украины используется 5-бальная система оценивания(в Литве 10- бальная).
3. Обучение осуществляется на украинском и руском языках.
4. Выводы.
Европейское образование имеет признание во многих странах мира. Со вступлением в Европейский Союз, обучение в Латвийской Республике стало доступным и привлекательным для граждан других государств. Качество образования в Латвии отвечает высоким академическим стандартам.
Уровень латвийского образования существенно не отличается от уровня в странах Евросоюза и поэтому у Латвии не возникнет серьезных проблем с участием в общей образовательной стратегии ЕС.
Согласно программам образования ЕС, к 2010 году 85% населения в возрасте 22 лет должны иметь диплом о среднем образовании. В Латвии этот показатель на сегодняшний день составляет 71%, в странах ЕС — 76%.
Система образования в Латвии находиться на уровне выше среднего, но тем не менее многие иностранные граждане проживающие постоянно в стране, утверждают, что довольны средним и высшим обучением своих детей.
5. Список источников