Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:37, реферат
В последние годы много говорят и пишут о кризисе российской системы образования. Не будем опровергать эту точку зрения, тем более, что сейчас без труда можно увидеть проявления кризисных процессов, обусловленных в большой степени крайне скудным финансированием отрасли. В то же время нельзя не видеть и другие процессы. После падения в начале 90-х годов престижа образования в сознании населения возрождается интерес к образованию.
Введение
Сущность образования
Высшее образование
Роль и место профессионального образования в современном обществе
Нужно ли высшее образование
Основные проблемы высшего образования России
Самые престижные вузы России
Имеет ли значение статус вуза при трудоустройстве?
Дифференциация образования
Заключение
Список Литературы
Проблемы высшего образования в России.
1.Существенное расширение сети российских
вузов и беспрецедентный рост числа студентов
за последние 10 лет повлек за собой не
только положительные, но и ярко выраженные
отрицательные последствия.
Слово «рынок» поставлено в кавычки, поскольку
широкое употребление этого понятия в
публицистике не оправдано фактическим
положением дел. В действительности такого
рынка нет уже по той причине, что нет различимости
товара. Под разными брендами фактически
предлагается всюду один и тот же продукт.
Со всей определенностью можно утверждать,
что структура рынка труда в России в настоящее
время и в ближайшем будущем не в состоянии
найти применение для растущего числа
выпускников вузов, что приведет к росту
социальной напряженности в стране. Обманутые
карьерные ожидания сотен тысяч молодых
людей – это серьезная угроза. Если старшее
поколение, состоящее из людей, получивших
высшее образование до 1992 г., с чрезвычайной
болезненностью и лишь отчасти, но все-таки
адаптировалось к изменению ситуации,
то адаптация к жизненным условиям выпускников
вузов первого десятилетия XXI века более
проблематична. Их ожидания, разбуженные
и усиленные СМИ, достаточно высоки –
опросы в 15 регионах показали, что студенты
старших курсов почти поголовно ориентируются
на первый заработок в размере не ниже
12 – 18 тысяч рублей в месяц и на работу
в среднем управленческом звене. Необходимость
сокращения числа студентов вузов многим
представляется очевидной, равно как очевидна
непопулярность такой меры у населения
в городах любого размера и на селе, не
говоря уже об администрации вузов и корпусе
преподавателей. Теоретически повсеместное
введение ГИФО, т.е. формулы «деньги следуют
за студентом» должно со временем привести
к фактическому отмиранию множества слабых
вузов. Однако, во-первых, пущенный на самотек,
такой процесс был бы недопустимо затянут,
порождая множество конфликтных ситуаций;
во-вторых, наличие 40% семей, готовых идти
на существенные траты ради приобретения
детьми желанного диплома, означает неизбежность
роста коррупции; в-третьих, амбиции региональных
и муниципальных властей, равно как все
еще значимые ведомственные интересы,
ставят такой теоретический эффект под
вопрос.
2. Высокий спрос на высшее образование,
вызванный убежденностью молодых людей
и их родителей в карьерной ценности диплома,
привел к резкому расширению коммерческого
приема в вузы, а вместе с этим – и к существенному
снижению требований к качеству учебного
процесса. Процесс создания филиалов и
представительств крупных вузов в малых
городах, с одной стороны есть несомненное
благо, так как это отчасти компенсировало
трудности поступления в вуз для жителей
глубинки. С другой стороны это не могло
не повлечь за собой дальнейшее ослабление
требований к студентам и преподавателям.
К тому же не секрет, что для весомого числа
юношей поступление на учебу в вуз (а затем
и в магистратуру, и в аспирантуру) является
средством избежать призыва в вооруженные
силы. Надежды на то, что переход на одногодичную
(или менее) обязательную воинскую службу,
запланированный на близкое будущее, автоматически
устранит это уродливое явление, более
чем проблематичны.
Необходимо считаться с тем, что значительная
часть студенчества сочетает учебу с постоянным
заработком, тогда как низкие оклады преподавателей
вынуждают до трети из них либо к расширенному
совместительству, либо к репетиторству.
Ни первое, ни второе обстоятельство официально
«не существуют». Мы имеем дело с новым
феноменом: работающие студенты начинают
предъявлять собственные требования к
компетенциям и квалификациям, критически
относиться к построению учебных программ
и уровню преподавания. Пока еще такие
претензии высказываются робко, но переход
к ГИФО может привести к существенным
изменениям.
Необходимо принять во внимание тот факт,
что две трети родителей и вузовских преподавателей
считают уровень подготовки абитуриентов
в средней школе неудовлетворительным,
а свыше трети родителей студентов утверждают,
что поступление в вуз невозможно без
взятки. При этом множество вузов и колледжей,
государственных и частных, не имеет условий
для качественной подготовки специалистов,
поскольку существующая бюджетная система
финансирования не рассчитана на обновление
дорогостоящего оборудования. Преодоление
этого через увеличение бюджетного финансирования
нереально, тогда как для преодоления
отставания в оснащенности необходима
выработка качественно новых отношений
вуза с научным центром по модели московского
Физтеха, или с бизнес-корпорацией, на
что до настоящего времени оказались готовы
лишь единичные вузы и единичные компании,
вроде ЮКОСа.
3. Очевидно, что в этих обстоятельствах
без решительного рывка
Все это требует серьезного обсуждения,
так как реформа образования слишком крупная,
сложная и важная проблема, чтобы допустить
ее рассмотрение исключительно внутри
ведомства, по его внутренним правилам.
Да, широко известный проект ГИФО – «деньги
следуют за студентом», имеет ряд привлекательных
сторон, однако вопрос о технологии реализации
этого проекта и прогноз совокупности
последствий его широкого внедрения не
проработан с необходимой полнотой. Мера,
характер и темпы внедрения стандартов
Болонской конвенции в отечественную
систему образования также нуждаются
в тщательном анализе, так как ключевым
требованием к реформе должно быть сохранение
всего лучшего, что наработано в российской
вузовской традиции, при освоении всего
необходимого для ее совершенствования.
Самые престижные вузы России |
1 место: «Московский |
Имеет ли значении статуса вуза при трудоустройстве?
По моему личному мнению, престиж не оказывает не кого влияние при трудоустройстве. На собеседование смотрят на уровень твоих знаний в той или иной области и личные качества, не всегда даже смотрят на диплом, главное есть высшее образование а где и в каком вузе оно было получено не имеет значение. Но я думаю 10% из 100% организаций все таки обращают внимание при выборе на вуз, но решающим фактором будет опыт работы, который в наше время играет очень большое значение , и уровень знаний человека. К тому же по профессии работают сейчас у нас только 10 % населения , в связи с нехваткой мест и отсутствием опыта работы, никто не желает брать человека и учить его работать. Но думаю какие то привилегии все же престиж дает. Для меня не существует подразделения на престижные и не престижные вузы. Я считаю что возможность получения знаний в них одинаковая и во многом это зависит от самого человека и от его тяги к знаниям.
Дифференциация образования
Наличие социальной дифференциации высшего образования по линии «массовое — элитное»,т.е. дифференциации оценок качества получаемого образования и дифференциации социальных характеристик лиц, получающих разное по качеству образование. Анализ показал, что применительно к выделенным в исследовательских целях частям системы высшего образования наблюдаются значимые различия между оценками респондентов сложности поступления в вуз и качества полученного ими высшего образования. Это различия в оценках сложности обучения в вузе, успеваемости, удовлетворенности обучением и др. Выявлены некоторые различия в иерархии ценностных ориентаций выпускников вузов этих двух групп. Окончившие элитные вузы в качестве факторов жизненного успеха на первое место чаще ставят предприимчивость, а выпускники обычных вузов — умение работать и учиться. Сравнение социально-экономических характеристик респонентов и их семей методами регрессионного анализа выявило, что состав факторов, значимо влияющих на вероятность поступить в вуз вообще и на вероятность поступить в элитный вуз, различаются. В числе первых: учеба в городской школе и высокая успеваемость, наличие в школе компьютерного класса, высшее образование родителей, размеры семьи, занятия на очных курсах выбранного для поступления вуза. В числе вторых: учеба в школах Москвы и Петербурга либо в гимназии, очень высокая успеваемость, занятия с репетиторами из выбранного вуза, должность родителей. Состав факторов, определяющих доступность элитного образования по сравнению с обычным, оказался зависимым от того, какие критерии (рейтинги вузов) используются для проведения границы между элитными и не элитными вузами и специальностями. Но при использовании по отдельности любого из указанных выше рейтингов в качестве критерия разделения образования на элитное и массовое различия в факторах доступности получаемых секторов высшего образования выявляются и оказываются значимыми. Это обстоятельство подтверждает наличие дифференциации системы высшего образования по линии «массовое — элитное» Среди получающих и получивших элитное образование существенно больше представлены лица из высокодоходных семей: 39% принадлежат к квинтильной группе с наибольшими доходами, и лишь 8% — с наименьшими. В то же время среди лиц с массовым высшим образованием все доходные группы представлены примерно одинаково. Выпускники и учащиеся элитных вузов чаще указывают, что их семья имела более высокое общественное положение, а также полезные связи, чем учившиеся в обычных вузах. Среди родителей респондентов с элитным образованием шире представлены лица, занимающие руководящие должности. В семьях, чьи дети получают элитное образование, их матери чаще могут позволить себе не работать. При наличии этих очевидных различий в уровне дохода и социальном положении семей учащихся элитных и не элитных вузов проведенный регрессионный анализ факторов доступности элитного образования привел к очень интересному результату: семейный капитал (доходы, связи, образование родителей) сам по себе является не знаимым для объяснения различий в вероятности поступить в элитный и обычный вузы. В то же время этот фактор значимо влияет на вероятность получения высшего образования, безотносительно к его качеству. В этом отношении результаты проведенного исследования не расходятся с устоявшимися представлениями. Влияние семейного капитала на доступность элитного высшего образования происходит опосредованно. Различия в социальном капитале сказываются на возможностях поступления в школы, обеспечивающие разное по качеству среднее образование, и на возможностях обеспечить дополнительную подготовку к вузу. И далее именно тип школы и способы подготовки к вступительным экзаменам оказывают прямое влияние на вероятность поступления в элитные вузы. В секторе элитного высшего образования преобладает бесплатная форма обучения: лишь 19% получавших такое образование за последние 15 лет и 36% студентов 2003—2004 гг. учились на платных местах. Для массового образования соответствующие показатели в полтора раза выше и составляют 24% в 1990—2004 гг. и 48% в 2003—2004 гг.Тем не менее шансы получить элитное образование выше у тех,кто больше вкладывает материальных и нематериальных ресурсов в решение этой задачи: больше денег, социального капитала, больше индивидуальных усилий в школьном обучении и внешкольной подготовке к поступлению в вуз. Те, кто поступают в элитные вузы, тратят на подготовку больше средств и усилий, чем те, кто поступает в вузы обычные. Государственные расходы, обеспечивающие возможность получать высшее образование без формальной оплаты обучения, в реальности не замещают расходов семей на получение этого образования. Расходы семей на поступление как в элитные, так и в обычные вузы на места c полным возмещением затрат (платное обучение)предстают как плата за снижение риска быть не принятым в вуз на бесплатные места или как плата за недостаточность вложений человеческих и финансовых ресурсов в подготовку к поступлению в вуз.При этом доля расходов на обучение в вузе в бюджетах семей, выбравших платное массовое высшее образование, выше, чем в бюджетах семей, где дети учились за плату в элитных вузах Это также свидетельствует в пользу вывода о превращении высшего образования в социальную норму. Семьи с невысоким ресурсным потенциалом готовы нести высокую нагрузку на семейный бюджет, чтобы обеспечить детям возможность учиться в вузе Данные проведенного исследования подтверждают, что высшее образование выполняет инструментальную функцию обеспечения восходящей социальной динамики лиц, его имеющих: получения ими более высоких доходов и достижения более высокого социального статуса по сравнению с теми, кто не учился в вузе. Но в то же время существенных различий в социальной динамике между выпускниками двух выделенных нами групп вузов и специальностей (элитных и массовых) не выявлено.
В исследовании получены эмпирические
данные, свидетельствующие о нарастании
функциональной дифференциации высшего
образования по линии «общее — специальное».Выявлена
тенденция увеличения доли выпускников
вузов, которые сразу после его окончания
работали не по полученной в вузе специальности.
Так, среди выпускников 1993—1996 гг. не по
специальности работали на своей первой
работе 36%; среди выпускников 1997—2000 гг.
— 42%; среди выпускников 2001—2004 гг. — 56%.
Это говорит о том, что все большая часть
студентов получает высшее образование
не ради профессиональных знаний по конкретной
специальности.Лидерами среди вузовских
специальностей, полученные профессиональные
знания по которым затем не используются
выпускниками, являются: геологические
(14% респондентов, получивших эту специальность,
работали на момент опроса по другой специальности),инженерные
в области легкой, пищевой, сельскохозяйственной
промышленности и строительства (50%), военные
(50%), химические 45%), физико7математические
(43%).Эта функциональная дифференциация
высшего образования,с одной стороны,
отражает изменение характера спроса
на рынке труда: по оценкам лиц с высшим
образованием, примерно для половины работодателей
при приеме их на работу не были важны
полученные ими в вузе узкопрофессиональные
знания. С другой стороны, это также отражает
растущий разрыв между образовательными
потребностями молодежи и той структурой
и теми объемами специальной профессиональной
подготовки, которую вузы воспроизводят
ради обеспечения работой своего профессорско-
Заключение
В
данной работе рассмотрены основные
проблемы в сфере образования
современного российского общества.
Ситуация в этой сфере достаточно
сложная. Это обусловлено социально-
- ненадлежащее финансирования со стороны государства
-
ухудшение качества
- понижение социального статуса учителя.
Образование - это процесс, от которого зависит будущее нации. Именно поэтому особенно важно решать все проблемы, связанные с этой сферой общественной жизни.
Список литературы :
Информация о работе Высшее образование как фактор дифференциации общества