Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:49, реферат
Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Сравнительные данные социального статуса двух социальных общностей — мужчин и женщин наглядно демонстрируют факт более низкого статуса женской гендерной группы. Данная ситуация характерна для групп мужчин и женщин, живущих в разных странах и на разных континентах.
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде
Субъектами гендерных
Специфика проявлений гендерных взаимоотношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной гендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, чти роли определяются как гендерные.
В соответствии с существующей в конкретном обществе гендерной идеологией, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.
Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Гендерные роли — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой.
Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в их основе лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу .Гендерная ролевая идеология — суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе).
Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Патриархат — узаконенная система отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти.
Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социальных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип: патриархатный или эгалитарный.
Патриархатный тип государственной
политики — это политика, основанная
на концепции определенного
Эгалитарная государственная
политика — это политика, в основу,
которой положен принцип
Гендерная политика в нашей стране в советское время отличалась противоречивыми тенденциями, она включала в себя элементы и эгалитарной и патриархатной идеологии. С одной стороны, она строилась па основе эгалитарных взглядов: декларировалось равенство, при котором каждый человек, независимо от пола, становился гражданином, имея равные юридические права во всех сферах социальной жизни. Женщины наравне с мужчинами вовлекались в сферу производства и общественную жизнь страны. Но эгалитарные взгляды по отношению к женщинам сочетались с установкой на деиндивидуализацию их личности, что соответствовало политике тоталитарного государства. Советское «равенство полов» молчаливо предполагало подгонку женщин к традиционному мужскому стандарту.
С другой стороны, советская идеология воспроизводила дискурс биологического детерминизма, типичного для патриархатных взглядов, суть которых сводится к тому, что биологические различии между полами предопределяют психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами. В соответствии с этим у мужчин и женщин должны быть и различные социальные роли в обществе. Мужчины, как сильный пол, должны исполнять роль защитника Отечества, защищая в тоже время слабых женщин. Женщины должны реализовать свое естественное предназначение — быть матерью, при этом ее материнская функция становилась не личным, а общественным долгом. Для гендерноролевой идеологии характерна практика сведения родительства к материнству, то есть возложение всей полноты действий и ответственности за воспитание детей только на мать.
На основе этих идей выстраивалась патерналистская политика по отношению к женщинам. С первых лет советской власти государство и партия рассматривали женщин как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования их социального положения. Патернализм выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением репродуктивной, производственной и семейных ролей, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе
В России в советский период общими были такие доминирующие роли, как роли «труженик», «труженица», другие ведущие роли были полоспецифицированными. Воинская служба (роли солдата и воина-защитника) в основном мужская прерогатива, материнские и семейные обязанности — прерогатива женщин. Мужчины отстранялись от исполнения семейных, отцовских ролей. Но и общие социальные роли, которые выполняли и мужчины и женщины, — роли тружеников, были иерархизированны. Мужчины по сравнению с женщинами выполняли более престижные, более статусные и лучше оплачиваемые профессиональные роли.
В системе отношений «гендерные группы — государство» государство демонстрировало автократически-патерналистскую роль и позицию, а группы мужчин и женщин — подчиненную, при этом по отношению к женской группе населения государство проявляло больше отеческой заботы, чем по отношению к мужчинам. Поэтому можно заключить, что типичная модель гендерных отношений, существовавшая в советской России,.
Гендерные представления выступают как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений. Исходя из этого, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам гендерной идеологии: патриархатная идеология найдет отражение в патриархатных гендерных представлениях, а эгалитарная идеология — в эгалитарных гендерных представлениях.
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия
Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия определяется социально-психологическими закономерностями межгруппового восприятия. Целостность, унифицированность, устойчивость, консервативность, ригидность — это характеристики, присущие межгрупповому восприятию.
Типично мужской образ — это набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой.
В соответствии с феноменами внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации, типичными для процессов межгруппового восприятия и межгруппового взаимодействия, женщины должны оценивать свою группу более позитивно, чем группу мужчин, а мужчины должны приписывать больше положительных характеристик представителям своей группы, а не женщинам. Однако полученные эмпирические результаты не вписываются а данную закономерность: и мужчины и женщины приписывают представителям мужской группы больше положительных характеристик. Этот факт объясняется влиянием закономерности более высокого порядка, функционирующей на уровне макроструктуры. Речь идет о влиянии особого типа культурных традиций — адроцентризма.
Андроцентризм — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой в качестве универсальной объективности, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как отклонение от нормы.
В ситуациях социально-ролевого и делового межполового взаимодействия гендерные отношения не характеризуются равноправием, а, напротив, выстраиваются по типу соподчинения, иерархичности с явным превосходством мужской позиции и статуса. Типичной моделью гендерных отношений в ситуациях межгруппового взаимодействия является доминантно-зависимая модели отношений (при мужской доминирующей позиции в этих отношениях).
Гендерные стереотипы понимаются как когнитивные конструкты, как способ группировки информации, процесс категоризации, благодаря которому легче подытожить обилие информации об окружающих нас людях мужского и женского пола. Гендерные стереотипы начинают усваиваться с того момента, когда начинается процесс половой идентификации, они продукт процесса гендерной схематизации.
Опыт гендерной социализации в значительной мере определяет, превратятся ли гендерные стереотипы в предубеждения. Когда мы говорим, что человеку присущи гендерные стереотипы, то подразумеваем, что он предубежденно относится ко всем представителям противоположного пола независимо от их индивидуально-психологических особенностей.
Специфика гендерных стереотипов заключается в том, что это не просто когнитивные конструкты индивидуального сознания, в которых отражены характеристики гендерных групп; гендерные стереотипы интегрированы культурой и общественным сознанием, они выступают в качестве нормативных эталонов психологических особенностей и поведенческих практик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Как продукт культуры гендерные стереотипы выступают в роли механизмов утверждения андроцептричной культуры.
В гендерных стереотипах отражены нормативные требования к поведению и взаимодействию мужчин и женщин, причем те поведенческие практики, которые предписаны женщинам, как правило, в общественном сознании предстают как менее ценные и значимые. Гендерные стереотипы потенциально дискриминационны.
Стереотипы не только отражают характеристики мужчин и женщин и сложившиеся формы и модели взаимодействий между группами, но задают ориентиры поведения в формировании отношений между гендерными группами.
В ситуациях конфликтного межполового взаимодействия под влиянием гендерных стереотипов, предписывающих традиционные модели поведения для мужчин и для женщин (для мужчин доминирование, а для женщин — подчинение), неконструктивные типы поведения в конфликте проявляются чаше, чем в ситуациях взаимодействия партнеров одного пола.
Основными характеристиками гендерных стереотипов, как и любых других социальных стереотипов, являются согласованность, схематичность и упрощенность, эмоционально-оценочная нагруженность, устойчивость и ригидность, неточность.
Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих практик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. Современные тенденции трансформации гендерных стереотипов проявляются во включении в образ типичной женщины ряда качеств, которые традиционно ассоциировались с образом типичного мужчины: целеустремленности, активности, соревновательности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией.
Тендерные стереотипы — это представления о типичных личностных свойствах мужчин и женщин. Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стереотипы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин. Тенденция подчеркивать мужские лица и женские тела получила название фейсизма.
Стереотипы оказывают наибольшее влияние на восприятие, когда люди не располагают достаточной информацией, когда пол человека особенно бросается в глаза и когда этот человек не обладает достаточной степенью власти. Одна из проблем, связанных с тендерными стереотипами, состоит в том, что они могут искажать наши оценки успешности мужчин или женщин в их трудовой деятельности или в школьном обучении.
Тендерная идентичность, или знание о том, что мы являемся мужчиной или женщиной, приобретается в раннем детстве. Важнейшей вехой на пути психического развития становится момент, когда дети узнают, что их пол является неизменным и постоянным.