Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:14, контрольная работа
Проблема анализа эволюции управленческой мысли и развития науки управления всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена она и в специальной литературе. Однако наиболее изученной частью данной проблематики является дескриптивный опыт развития менеджмента, но малоизученным остается сама историческая диалектика становления методологического инструментария систем управления. Отдельные вопросы истории теории управления разработаны недостаточно глубоко. В полной мере, это относится к проблеме анализа условий возникновения и генезиса науки управления.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента,
управленческие революции………………………………………………………5
2 Эволюция управленческой мысли, научные школы и подходы
2.1 Классическая школа управления…………………………………………....7
2.2 Школа человеческих отношений и поведенческая школа
управления………………………………………………………………………..10
2.3 Школа науки управления…………………………………………………...11
3 Новая управленческая парадигма……………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………………..22
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.
Системный подход рассматривает организацию как интегрированную систему. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации13.
Теория управления продолжает изучать новые возможности совершенствования управления производством, коллективами и методы воздействия на личность. Современная теория управления большое внимание уделяет человеку, его творческому потенциалу, особенно его способностям к организованной деятельности.
В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организации.
Основные положения новой парадигмы управления14:
• предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
• ориентация не на объемы, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей;
• ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации;
• главные источники добавленной стоимости - люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
• система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.
Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления, в которых главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации, а также создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.
Новые принципы управления15:
• лояльность к работникам;
• ответственность как обязательное условие успешного управления;
• коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;
• атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей;
• долевое участие каждого в общих результатах;
• своевременная реакция на изменения во внешней среде;
• методы работы с сотрудниками, направленные на создание у них чувства удовлетворенности от своей деятельности;
• непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности;
• умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;
• соблюдение этики бизнеса;
• честное отношение и доверие людям;
• использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
• четкое представление о месте и роли организации в будущем;
• постоянное совершенствование качества личной работы.
Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным.
К основным чертам менеджера XXI в. можно отнести профессионализм управления (определенную структуру знаний, виды навыков, компетентность и концептуальность деятельности); методологическую культуру работы (прогностицизм, креативность и диалектичность мышления); организационную культуру деятельности (варьирование типами организаций, экономия времени, социальное ориентирование организации); уровень образования (определенный уровень сознания, общий уровень культуры, интеллектуальный капитал и государственное мышление); типологические черты личности (коммуникабельность, система ценностей, корпоративность, использование новых методов мотивации); уровень социальной ответственности (наличие социально-психологических установок, определенный организационный статус, информационная база ответственности) 16.
Представляется, что менеджмент в XXI в. будет развиваться по следующим основным направлениям17:
• Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
• Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
• Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
• Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
• Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
• Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
• Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
• Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
• Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
• Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
Генезис управления основан на взаимном проникновении и обогащении концепций, элементов и приемов, возникших в разные периоды в различных школах. На их применении базируется современное управление. Без знания этих основ нельзя решать многочисленные вопросы, возникающие в ходе многообразной управленческой практики.
Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и человеческое общество, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только начиная с 1910 г. До начала XX в. целостной теории управления не существовало. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления - менеджмент.
Теоретическое исследование
Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Ключевыми положениями классической школы управления считаются признание управления универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций; выделение администрирования в отдельную функцию; разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.
Особая заслуга в развитии школы человеческих отношений принадлежит психологу Э. Мэйо. Ключевые положения школы человеческих отношений можно сформулировать следующим образом: коллектив представляет особую социальную группу; межличностные отношения выступают как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника; неформальные отношения в производстве являются весомой организационной силой; персоналу необходимо давать более широкие возможности общения па работе.
Основные выводы поведенческой школы управления сводились к необходимости создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации; установления ответственности каждого сотрудника как обязательного условия успешного менеджмента; утверждения долевого участия каждого работника в общих результатах; соблюдения этических норм, честности и доверия к персоналу; правильного применения науки о поведении, что способствует повышению эффективности деятельности, как отдельного работника, так и организации в целом.
ми.
Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
Теория управления продолжает
изучать новые возможности
Новой парадигме соответствуют
сформулированные в 90-е годы
принципы управления, в которых
главное внимание обращается
на человека как ключевой
Таким образом, генезис
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - Москва, 2008.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. Москва, 2003
3.
Коротков Э. Генезис
4.
Кузьмина Е.А. Этапы
5.
Кундышева Е.С. Экономико-
6. Основы менеджмента: Учебник / Под ред. И.Ю. Солдатовой. - М.: Наука-Пресс, 2009.
7. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник - 3-е изд. Москва 2006.
8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты качество, 2009.
9.
Сафронов И.Т. Экономика
10.
Ткаченко А.С. Системный
11. Трофимова С.И. Концепция А. Файоля // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №4. - С.54-55.
12. Филиппова С.И. "Анатомия" менеджера // Управление персоналом. - 2009. - №10. - С. 19-21.
13.
Шалимов С.А. Современный
14. Яковлева В.Э. Управление как функция // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. - С.54-58.
1 Основы менеджмента: Учебник / Под ред. И. Ю. Солдатовой. – М.: Наука-Пресс, 2009. – С. 29.
2 Основы менеджмента: Учебник / Под ред. И. Ю. Солдатовой. – М.: Наука-Пресс, 2009. – С. 30-31.
3Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории управления. – М.: Изд-во БЕК, 2004. – С. 20.
4 Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 70-72.
5 Трофимова С. И. Концепция А. Файоля // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №4. – С. 54-55.
6 Трофимова С. И. Концепция А. Файоля // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №4. – С. 56-57.
7 Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – С. 44.
8 Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – С. 45.
9 Сафронов И.Т. Экономика послевоенного периода // Управление предприятием. – 2007. - №11. – С. 23-24.
10 Основы менеджмента: Учебник / Под ред. И. Ю. Солдатовой. – М.: Наука-Пресс, 2009. – С. 29.
11 Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. – М.: Стандарты качество, 2009. – С. 35-36.
12 Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. – М.: Стандарты качество, 2009. – С. 37.
Информация о работе Генезис управления и его историческая эволюция