Гипноз, «метод свободных ассоциаций» и трансфер в становлении психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:52, реферат

Краткое описание

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для мировой психологии, но вместе с этим и одной из самых противоречивых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3.
Глава 1. Биография…………………………………………………………………………... 4.
Детство………………………………………………………………………………………… 4.
Медицинский факультет. Знакомство с Брюкке……………………………………………. 5.
Рождение психоанализа………………………………………………………………………. 7.
Последние дни……………………………………………………………………………. 10.
Глава 2. Гипноз, «метод свободных ассоциаций» и трансфер в становлении психоанализа…………………………………………………………………………………. 12.
Глава 3. Предсознательное и бессознательное………………………………………… 16.
Глава 4. Толкование сновидений по Фрейду………………………………………… 17.
Глава 5. Психопатология обыденной жизни………………………………………… 18.
Глава 6. Проблема сексуальных влечений………………………………………….. 20.
Глава 7. “Влечения к жизни” и “Влечения к смерти”………………………………. 22.
Глава 8. Я, Оно и Сверх-Я……………………………………………………………. 23.
Заключение ……………………………………………………………………………… 25.
Список литературы ……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Сосциология.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905 г.) весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных состояний. Здесь же предлагалась схема психосексуального развития личности — от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное половое влечение к лицу противоположного пола. Одной из излюбленных версий Фрейда становится Эдипов комплекс как извечная формула отношений мальчика к родителям. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца (с коим он себя идентифицирует) как соперника, который вызывает и ненависть, и страх. Под этот древнегреческий миф Фрейд стремился подвести как можно большее количество клинических случаев и фактов истории культуры. Аналогичный комплекс у девочки называется комплексом Электры. Эта идея о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры придала фрейдизму специфическую окраску, прочно ассоциировала его с представлениями, сводящими все бессчетное многообразие проявлений жизнедеятельности к прямому или замаскированному вмешательству сексуальных сил. Такой подход, обозначаемый термином «пансексуализм»,  стяжал Фрейду во многих странах Запада огромную популярность - притом далеко за пределами психологии. В этом принципе стали усматривать своего рода универсальный ключ ко всем человеческим проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 7

“Влечения к жизни” и “Влечения к смерти”

Как уже говорилось ранее, Фиксация новых пациентов Фрейда на травмах, вызванных встречей со смертью, дала повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Уже в ранних работах Фрейд показал на в поведении человека этой тенденции “бегства от жизни”, которая при неврозах выражалась в возврате на прежнюю ступень развития. Взрослая женщина вдруг начинает капризничать как ребенок, “сюсюкать”, говорить детским голосом. Такое часто бывает при истерическом неврозе. Больная словно “бежит” от сложной и порой страшной для нее жизни в детство - так, ей кажется, проще, спокойнее, но так ближе и к подлинной смерти. Точно так же нам легче повторить путь, уже приведший раз к какому-то правильному решению, чем искать новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8.

Я, Оно и Сверх-Я.

В последний период творчества Фрейда увидели свет его работы «Психология масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923). Организация психической жизни выступала теперь в виде модели, имеющей различные психические инстанции: Оно (ид), Я  (эго) и сверх-Я (супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Конфликтует с Я и Сверх-Я.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид). Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я (супер-эго) образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, то сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием сверх-Я. С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший теперь большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного Оно (ид) и со стороны сверх-Я (супер-эго). Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить Я (эго) от различных форм давления на него и увеличить его силу (отсюда понятие о силе Я»). От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов»— вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и д. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Правда, вводя этот фактор и ориентируясь на него как на главную опору в психотерапевтической процедуре избавления субъекта от невроза, Фрейд не отступал от своего давнего сравнения отношения Я к Оно с отношением всадника к своей лошади. Наездник определяет цель и направление движения, но энергия последнему придается лошадью, т. е. исходит из того же самого котла влечений и аффектов, который заложен в организме как биологической системе. Проведя демаркационную линию между Я и сознанием, показан, что Я как психическая реальность — это особая подсистема в системе личности, решающая свои задачи благодаря тому, что оперирует собственными психологическими  снарядами, указав на драматизм ее отношений с другими подсистемами личности, Фрейд столкнул психологию с областью, которая оставалась для науки неизведанной.

В заключение можно отметить, что сознание являлось в конечном счете главным рычагом терапии, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры навсегда поглотило понятие о бессознательном. Рациональный анализ иррациональных побуждений и, тем самым, избавление от них — таково было его кредо. Но разве возможен иной рациональный анализ, кроме осознанного? И не случайно в одной из своих завершающих публикаций Фрейд признал, что прежде, из-за ненадежности критерия сознательности он недооценивал его. Его следующим шагом было проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом историческое значение его психоанализа. Десятилетия погружаясь в ежедневное изучение психических недугов, он в работе по их исцелению обогатил знание о человеческой личности широким спектром различной ценности подходов, проблем и понятий. Не приемля умозрительные мифологические концепции Фрейда, современная научная психология и психотерапия усвоили его уроки, отбирая в них все будоражащее творческую мысль.

 

 

Заключение.

Значение учения З.Фрейда для развития психологии.

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. Знакомясь с работами Фрейда, с его представлениями о том, как устроена душевная жизнь, каковы ее сокровенные механизмы, мы тем самым расширяем границы сферы познания человека, его внутреннего мира. Такие фрейдовские термины, как «либидо», «супер-эго», «идентификация», «сублимация» и другие, можно услышать в западных странах в речи не только психолога или врача-психотерапевта, но и любого образованного человека.

О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека, которая продолжает расти. Издано множество материалов, освещающих деятельность Фрейда и его школы, включая протоколы психоаналитических сеансов. Созданы энциклопедии психоанализа. Прослеживаются биографии некоторых пациентов Фрейда и т. п. Вместе с тем очевидна сильная оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике и даже злобным нападкам оно ни подвергалось, учение Фрейда вновь и вновь становится предметом дискуссий, порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни.

выработать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. -  М., 2001
  3. Немов Р.С. Психология. Кн.1:Общие основы психологии. – М., 2001
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. –  М., 2004.
  5. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. – М., 1997
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.,2003
  7. Фрейд  З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  8. Фрейд  З. Психология бессознательного. – М., 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гипноз, «метод свободных ассоциаций» и трансфер в становлении психоанализа