Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 13:47, контрольная работа
цель контрольной работы – изучить современные тенденции городского и сельского расселения в России и значение городов различных типов для страны.
Поставленная цель достигается путём последовательного решения следующих задач:
1. изучить характер городского и сельского расселения в России;
2. изучить типы и размеры городов, и их значение;
3. изучить процессы урбанизации в России;
4. изучить проявление национальных особенностей и общемировых тенденций городского и сельского расселения.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Городское и сельское расселение в России…………………………… 5
2. Значение и функции городов различных типов и размеров…………. 9 2.1 Типы городов……………………………………………………….. 9
2.2 Функции городов…………………………………………………… 11
3. Процессы урбанизации в России……………………………………… 13
4. Проявление общемировых тенденций и национальных особенностей
городского и сельского расселения в России…………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………. 20
Литература………………………………………………………………….. 22
В пригородных районах возник свой тип сельского расселения. Вокруг крупных городов и в составе городских агломераций возникают сельские поселения, тесно связанные с городом. Такие поселения сочетают в себе функции пригородного сельского хозяйства (теплично-парникового, свиноводства), рекреационные (садово-дачные, загородные базы отдыха, пансионаты и другие).
2. Значение и функции городов различных типов и размеров
2.1 Типы городов
В России многообразие
городских поселений, но среди
них выделяют группы, сформированные
по определённым признакам: численности
населения, народнохозяйственным функциям,
по экономико-географическому
[5 с.92].
1. Классификация по численности населения. От величины города зависят темпы его роста, некоторые элементы демографической и функциональной структуры, планировки. При разработке типологии городов численность населения учитывается как неотъемлемый их признак. В статистических источниках и градостроительной практике выделяют следующие группы городов: малые – до 50 тыс. человек, средние – 50-100 тыс. человек, большие – 100-250 тыс. человек, крупные – 250-500 тыс. человек, крупнейшие – 500 тыс.- 1 млн. человек, города-миллионеры – более 1 млн. человек.
2. Классификация по
экономико-географическому
3. Классификация по
1). полуфункциональные
– сочетающие административно-
2). с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Все города можно условно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные. Среди промышленных выделяют города узкой специализации, например центры металлургии, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности;
3). города, выполняющие
административных и
4). особую группу составляют города-курорты.
4. Классификация городов
по степени их участия в
территориальном разделении
5. Классификация по генетическим признакам. Генетический тип города – понятие, включающее совокупность признаков, формирующих его определённые качества. Отбор таких признаков подчинён задаче, для которой проводится классификация. При прогнозировании экономического развития города очень важно знать генезис его хозяйственных функций и их качественные преобразования. Для решения планировочных проблем необходимо учитывать эволюцию их планировочной структуры [5, с.93].
6. Классификация
по типам перспективного
2.2 Функции городов
Каждый город выполняет определённые хозяйственные функции как экономические, так и неэкономические. К экономическим относится деятельность в сфере производства и обращения: промышленность, транспорт, финансовая деятельность, торговля. Промышленный город представляет собой своеобразный производственный комплекс предприятий, подчинённый общим закономерностям территориальной организации производительных сил. Наибольший экономический эффект дают те города, в которых сконцентрированы предприятия, взаимосвязанные друг с другом путём комбинирования и кооперирования производства.
Транспортные и торгово-распределительные функции, хотя и в меньшей мере, присущи и многим сельским населённым пунктам – центрам небольших сельскохозяйственных районов. Экономическое значение транспорта, обслуживающего межрайонные связи, в жизни любого города очень велико, особенно тех городов, в которых он – основной градообразующий фактор.
Города осуществляют
экономические, административно-политические,
культурные, научные, организационные
функции, и тем шире и многообразнее,
чем больше город как
Любая функция города – и экономическая, и неэкономическая – имеет градообразующее и градообслуживающее значение. Экономическая, культурная, административная деятельность города, распространяющаяся за его пределы – градообразующая. Удовлетворение потребностей самого города, в том числе промышленных и транспортных, относится к градообслуживанию. На практике трудно определить значение этих функций в чистом виде, так как все они взаимосвязаны [5, с.95].
Соотношение различных сторон деятельности городов определяет их функциональную структуру. Города делятся на поли- и монофункциональные. Полифункциональные города сочетают в себе несколько различных функций. Монофункциональные города выполняют одну функцию, например: административный центр, курортный посёлок, специализированный промышленный посёлок – рудничный, шахтный или фабричный. Встречаются такие города сравнительно редко, преимущественно среди мелких городских поселений [5, с.95].
3. Процессы урбанизации в России
Урбанизация – многогранный,
глобальный социально-
Урбанизация развивается вширь и вглубь. При развитии урбанизации вширь её процессы имеют определённые пределы, например: доля городского населения, обычно приостанавливается, достигнув «потолка урбанизации». В свою очередь, интенсивные глубинные процессы урбанизации при этом могут продолжаться и нарастать: концентрация, дифференциация, и интенсификация видов деятельности, формирование новых пространственных структур расселения в оптимальных для развития территориях, распространение городского образа жизни на всю сеть населённых пунктов.
В России темпы и масштабы урбанизации были огромными. В 1913 году доля городского населения составляла 17%, в 1940 году – 34%, в 1959 году – 52%, в 1989 году уже 74%. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года доля городского населения составляла 73,3%. Численность городского населения по данным переписи 2002 года составила 106,47 млн. человек (Приложение №1).
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России в 2002 году насчитывалось 13 городов-миллионеров, 20 городов с численностью населения от 500 тысяч до 1 млн. человек, 42 города с населением от 250 до 500 тыс. человек, 93 города с населением от 100 до 250 тыс. человек и 2770 городских поселений с населением менее 100 тыс. человек (Приложение №3).
В настоящее время городами-миллионерами в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь (Приложение №2). Общая численность населения городов-миллионеров России в 2002 году составляла 27,4 млн. человек, что составляет 25,7% от всего городского населения и 18,9% от всего населения страны.
Общая численность населения городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек в 2002 году составила 12,4 млн. человек; городов с населением от 250 до 500 тыс. человек – 14,6 млн. человек; городов с населением от 100 до 250 тыс. человек – 13,9 млн. человек.
В 2002 году наибольший уровень урбанизации был отмечен в Северо-Западном федеральном округе – 82,3%, столь высокий уровень урбанизации в этом федеральном округе определяют: Санкт-Петербург – 100% и Мурманская область – 92,2% (Приложение №1).
Наименьший уровень урбанизации в России в 2002 году был отмечен в Южном федеральном округе – 57,6 % (Приложение №1).
Среди субъектов Федерации
наибольший уровень
Доля городского населения
в настоящее время растёт замед
Городская агломерация
– система территориально
Границы городской
агломерации подвижны во
В последние годы в России численность городского населения снижается, как и всего населения страны. При этом доля городского населения растёт, но уже более медленными темпами, чем во второй половине ХХ века. В настоящее время продолжает увеличиваться численность самых крупных городов страны, к примеру: Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга. Численность населения этих городов увеличивается не за счёт естественного прироста, а за счёт положительного сальдо миграций. В эти города чаще всего приезжают на постоянное место жительства сельские жители близлежащих районов, что и ведет за собой увеличение доли городского населения в целом по стране и в отдельных регионах.
Рост городов, особенно крупных, имеет ряд положительных и отрицательных сторон.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерных коммуникаций, дорог, социальной сферы идёт более медленными темпами, чем рост населения. Из-за этого на дорогах крупных городов возникают трудности при движении транспорта на дорогах. Большое количество автотранспорта и промышленных предприятий на территории крупных городов делают воздух грязным. Энергохозяйство городов не справляется с возросшими на него нагрузками, и иногда возникают перебои в энергоснабжении. С водоснабжением крупных городов в отдельные периоды также возникают трудности. Часто сельские жители, приехавшие в город, селятся на окраинных районах или в домах частного сектора, т.е. в дешевом и, чаще всего, старом жилье. Рост численности и доли городского населения, происходящий быстрее, чем развитие самого города, в экономической и социальной географии получил название ложной урбанизации.