Городское и сельское расселение в России. Процессы урбанизации. Значение и роль городов различных типов и размеров. Проявление общемировы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

цель контрольной работы – изучить современные тенденции городского и сельского расселения в России и значение городов различных типов для страны.
Поставленная цель достигается путём последовательного решения следующих задач:
1. изучить характер городского и сельского расселения в России;
2. изучить типы и размеры городов, и их значение;
3. изучить процессы урбанизации в России;
4. изучить проявление национальных особенностей и общемировых тенденций городского и сельского расселения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Городское и сельское расселение в России…………………………… 5
2. Значение и функции городов различных типов и размеров…………. 9 2.1 Типы городов……………………………………………………….. 9
2.2 Функции городов…………………………………………………… 11
3. Процессы урбанизации в России……………………………………… 13
4. Проявление общемировых тенденций и национальных особенностей
городского и сельского расселения в России…………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………. 20
Литература………………………………………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

География.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

     В пригородных районах возник свой тип сельского расселения. Вокруг крупных городов и в составе городских агломераций возникают сельские поселения, тесно связанные с городом. Такие поселения сочетают в себе функции пригородного сельского хозяйства (теплично-парникового, свиноводства), рекреационные (садово-дачные, загородные базы отдыха, пансионаты и другие).

    

 

 

 

 

2. Значение и функции  городов различных типов и  размеров

 

2.1 Типы городов

 

     В России многообразие  городских поселений, но среди  них выделяют группы, сформированные  по определённым  признакам: численности  населения, народнохозяйственным функциям, по экономико-географическому положению  и другим. Такое объединение помогает выработать единые принципы решения научно-практических задач для городов определённого типа. Экономико-географическая классификация городов  проводится и   по   определённым признакам, и по их совокупности  

[5 с.92].

     1. Классификация  по численности населения. От величины города зависят темпы его роста, некоторые элементы демографической и функциональной структуры, планировки. При разработке типологии городов численность населения учитывается как неотъемлемый  их признак. В статистических источниках и градостроительной практике выделяют следующие группы городов: малые – до 50 тыс. человек, средние – 50-100 тыс. человек, большие – 100-250 тыс. человек, крупные – 250-500 тыс. человек, крупнейшие – 500 тыс.- 1 млн. человек, города-миллионеры – более 1 млн. человек.

     2. Классификация по  экономико-географическому положению. Такая классификация позволяет  определить общие черты экономической  структуры  и направления дальнейшего  развития, исходя из потенциальных  возможностей, заложенных в районе или какой-то его точке. В зависимости от экономико-географического положения выделяют города, расположенные, например: в узлах пересечения транспортных путей – Новосибирск. Красноярск, Нижний Новгород; в крупных горнодобывающих районах – Новокузнецк, Магнитогорск, Кемерово; в районах крупной обрабатывающей промышленности – Ярославль, Иваново; в районах интенсивного сельского хозяйства  - Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь.

    3. Классификация по народнохозяйственным  функциям. Эта классификация  выявляет наиболее важные особенности, по существу является синтетической. На основании функциональной классификации города делят на:

     1). полуфункциональные  – сочетающие административно-политическую, экономическую (промышленность и  транспорт) и культурную деятельность. К таким городам относятся столицы, все областные и краевые центры, а также многие большие города страны, в которых каждая из перечисленных функций имеет градообразующее значение;

     2). с резко выраженным  преобладанием промышленных и  транспортных функций межрайонного значения. Все города можно условно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные. Среди промышленных выделяют города узкой специализации, например центры металлургии, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности;

     3). города, выполняющие  административных и организационные  функции центров местного значения  в низовых районах, национальных  округах, наряду с промышленными  и транспортными;

     4). особую группу составляют  города-курорты.

     4. Классификация городов  по степени их участия в  территориальном разделении труда. Эта классификация зависит от  величины города, функций, связей, которые они поддерживают, - локальные или межрайонные. Одни обслуживают небольшие территории, являясь местным центром, другие – крупный район по линии межрайонного разделения труда, значение третьих выходит за пределы страны [5 с.93].

     5. Классификация по генетическим признакам. Генетический тип города – понятие, включающее совокупность признаков, формирующих его определённые качества. Отбор таких признаков подчинён задаче, для которой проводится классификация. При прогнозировании экономического развития города очень важно знать генезис его хозяйственных функций и их качественные преобразования. Для решения планировочных проблем необходимо учитывать эволюцию их планировочной структуры [5, с.93].

     6.  Классификация  по типам перспективного развития. Эта классификация разрабатывается  в районных планировках  на основе анализа основных факторов роста городов. Она позволяет комплексно и взаимосвязано оценить условия и перспективы их развития на обширной территории, учесть проектную величину, изменения функциональной структуры, создание новых городов. Перспективная типология городов способствует целеустремлённому развитию и преобразованию систем расселения [5. с.93]. 

    

2.2 Функции городов

 

     Каждый город выполняет определённые хозяйственные функции как экономические, так и неэкономические. К экономическим относится деятельность в сфере производства и обращения: промышленность, транспорт, финансовая деятельность, торговля. Промышленный город представляет собой своеобразный производственный комплекс предприятий, подчинённый общим закономерностям территориальной организации производительных сил. Наибольший экономический эффект дают те города, в которых сконцентрированы предприятия, взаимосвязанные друг с другом путём комбинирования и кооперирования производства.

     Транспортные  и торгово-распределительные  функции, хотя и в меньшей мере, присущи и многим сельским населённым пунктам – центрам небольших сельскохозяйственных районов. Экономическое значение транспорта, обслуживающего межрайонные связи, в жизни любого города очень велико, особенно тех городов, в которых он – основной градообразующий фактор.

     Города осуществляют  экономические, административно-политические, культурные, научные, организационные  функции, и тем шире и многообразнее, чем больше город как экономический  центр. Взаимосвязь экономических  и неэкономических функций –  характерная особенность городов[5, с.94].

     Любая функция города  – и экономическая, и неэкономическая  – имеет градообразующее и  градообслуживающее значение. Экономическая, культурная, административная деятельность  города, распространяющаяся за его пределы – градообразующая. Удовлетворение потребностей самого города, в том числе промышленных и транспортных, относится к градообслуживанию. На практике трудно определить значение этих функций в чистом виде, так как все они взаимосвязаны [5, с.95].

     Соотношение различных сторон деятельности городов определяет их функциональную структуру. Города делятся на поли- и монофункциональные. Полифункциональные города сочетают в себе несколько различных функций. Монофункциональные города выполняют одну функцию, например: административный центр, курортный посёлок, специализированный промышленный посёлок – рудничный, шахтный или фабричный. Встречаются такие города сравнительно редко, преимущественно среди мелких городских поселений [5, с.95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Процессы урбанизации в России

 

     Урбанизация – многогранный, глобальный социально-экономический  процесс, связанный с резко усилившимися в эпоху НТР развитием и концентрацией производительных сил и форм социального общения, распространением  городского   образа жизни на всю сеть населённых мест [5, с.86].

     Урбанизация развивается  вширь и вглубь. При развитии  урбанизации вширь её процессы  имеют определённые пределы, например: доля городского населения, обычно  приостанавливается, достигнув «потолка  урбанизации». В свою очередь, интенсивные глубинные процессы урбанизации при этом могут продолжаться и нарастать: концентрация, дифференциация, и интенсификация видов деятельности, формирование новых пространственных структур расселения в оптимальных для развития территориях, распространение городского образа жизни на всю сеть населённых пунктов.

     В России темпы  и масштабы урбанизации были  огромными. В 1913 году доля городского  населения составляла 17%, в 1940 году  – 34%, в 1959 году – 52%, в 1989 году уже 74%. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года доля городского населения составляла 73,3%. Численность городского населения по данным переписи 2002 года составила 106,47 млн. человек (Приложение №1).

     По данным Всероссийской  переписи населения 2002 года в России в 2002 году насчитывалось 13 городов-миллионеров, 20 городов с численностью населения от 500 тысяч до 1 млн. человек, 42 города с населением от 250 до 500 тыс. человек, 93 города с населением от 100 до 250 тыс. человек и 2770 городских поселений с населением менее 100 тыс. человек (Приложение №3).

 

 

     В настоящее время городами-миллионерами в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь (Приложение №2). Общая численность населения городов-миллионеров России в 2002 году составляла 27,4 млн. человек, что составляет 25,7% от всего городского населения и 18,9% от всего населения страны.

     Общая численность  населения городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек в 2002 году составила 12,4 млн. человек; городов с населением от 250 до 500 тыс. человек – 14,6 млн. человек; городов с населением от 100 до 250 тыс. человек – 13,9 млн. человек.

     В 2002 году наибольший  уровень урбанизации был отмечен в Северо-Западном федеральном округе – 82,3%, столь высокий уровень урбанизации в этом федеральном округе определяют: Санкт-Петербург – 100% и Мурманская область – 92,2% (Приложение №1).

     Наименьший уровень урбанизации в России в 2002 году был отмечен в Южном федеральном округе – 57,6 %  (Приложение №1).

     Среди субъектов Федерации  наибольший уровень урбанизации  в 2002 году был отмечен в Москве  и Санкт-Петербурге - 100%, в Магаданской  области – 92,3%, в Мурманской области - 92,2%, в Ханты-Мансийском автономном округе – 90,9%. Наименьший уровень урбанизации в 2002 году был отмечен в Корякском автономном округе – 26%, в Республике Алтай – 26,4%, в Эвенкийском автономном округе – 32,7%; а в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе городского населения вообще не зафиксировано, в этом субъекте РФ проживало 135,3 тыс. человек и все в сельской местности (Приложение №1).

     Доля городского населения  в настоящее время растёт замедленными темпами, в основном за счёт миграции «село-город». Также численность и доля городского населения возрастает при присоединении небольших  пригородных посёлков к крупному городу, впоследствии эти пригородные населённые пункты становятся районами города. Такое может происходить, когда городская черта расширяется и поглощает расположенные неподалёку сельские населённые пункты.  Расползание границ городов происходит под воздействием  нарастающей концентрации общественного производства, для которой границы автономного города становятся недостаточными. В процессе развития связи между поселениями становятся более интенсивными,  и происходит  формирования групповых форм населения. Такими формами являются городские агломерации – скопления населенных мест, состоящие из десятков, а иногда из сотен населённых пунктов, включая сельские, тесно связанных между собой. Их формирование – одна из характерных черт современного расселения.

     Городская агломерация  – система территориально сближенных  и экономически взаимосвязанных  населённых мест, объединённых устойчивыми  трудовыми, культурно-бытовыми, и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой [5, с.89]. Для городских агломераций характерны: наращивание обширных городских скоплений, концентрация в них большого количества населения, быстрое развитие пригородов, постепенное перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами, привлечение сельских жителей к несельскохозяйственному труду, маятниковые миграции. В настоящее время самыми крупными агломерации: в России являются Московская  - около 14 млн. человек, Санкт-Петербургская – 5 млн. человек, Нижегородская – около 2 млн. человек, Екатеринбургская около 2 млн. человек, Новосибирская – 1,8 млн. человек.

     Границы городской  агломерации подвижны во времени  благодаря изменению важнейшего их параметра – дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам работы.   

     В последние годы в России численность городского населения снижается, как и всего населения страны. При этом доля городского населения растёт, но уже более медленными темпами, чем во второй половине ХХ века. В настоящее время продолжает увеличиваться численность самых крупных городов страны, к примеру: Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга. Численность населения этих городов увеличивается не за счёт естественного прироста, а за счёт положительного сальдо миграций. В эти города чаще всего приезжают на постоянное место жительства сельские жители близлежащих районов, что и ведет за собой увеличение доли городского населения в целом по стране и в отдельных регионах.

     Рост городов, особенно крупных, имеет ряд положительных и отрицательных сторон.

     Развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерных коммуникаций, дорог, социальной сферы идёт более медленными темпами, чем рост населения. Из-за этого на дорогах крупных городов возникают трудности при движении транспорта на дорогах. Большое количество автотранспорта и промышленных предприятий на территории крупных городов делают воздух грязным. Энергохозяйство городов не справляется с возросшими на него нагрузками, и иногда возникают перебои в энергоснабжении. С водоснабжением крупных городов в отдельные периоды также возникают трудности. Часто сельские жители, приехавшие в город, селятся на окраинных районах или в домах частного сектора, т.е. в дешевом и, чаще всего, старом жилье. Рост численности и доли городского населения, происходящий быстрее, чем развитие самого города, в экономической и социальной географии получил название ложной урбанизации.

Информация о работе Городское и сельское расселение в России. Процессы урбанизации. Значение и роль городов различных типов и размеров. Проявление общемировы