Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 22:35, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение государственной политики занятости населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) выявить сущность и цели государственной политики занятости;
2) определить основные направления политики занятости;
3) указать правовые документы, регулирующие занятость населения;
4) раскрыть функции и задачи службы занятости населения;
5) проанализировать современное состояние обеспечения занятости населения и определить тенденции дальнейшего развития государственной политики занятости населения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политика занятости населения ………………………………………...5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости………….……......5
1.2 Основные направления политики занятости……………………………… 8
Глава 2. Государственное регулирование занятости населения…………….12
2.1 Правовое регулирование занятости населения……………………………12
2.2. Государственная служба занятости населения …………………………..15
2.3. Современное состояние обеспечения занятости населения
в России и перспективы дальнейшего развития………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
- стимулирование спроса на рынке труда.
Большую роль играет политика социальной организации труда, как метод реализации имеющегося трудового потенциала. Социальной организацией труда является такая система организации трудового процесса, когда обеспечивается развитие и реализация трудового потенциала работника, оптимизируются личностные взаимоотношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, формируются условия удовлетворенности работника - своим трудом.
Социальная организация труда - это такое состояние экономической системы, которое отвечает целям производства и стимулирует систематическую деятельность работников по внедрению инноваций в существующую систему организации труда, с целью приведения этой системы в определенное соответствие с существующим уровнем науки, техники, технологий, социальным и экономическим уровнем общества.
Следовательно, социальная организация труда может рассматриваться как движущая сила для дальнейшего роста общественной производительности труда; способом развития экономики, культурно-нравственного и социального совершенствования работника.
Таким образом, государственная политика занятости населения – это составная часть социально-экономической политики государства, которая провозглашает стратегические и тактические цели содействия занятости и определяет пути их достижения с использованием комплекса мер прямого и косвенного регулирования.
Основными целями государственной политики занятости населения являются: обеспечение полной занятости и создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.
Глава 2. Государственное регулирование занятости населения
2.1.Правовое регулирование занятости населения
Закон о занятости определяет принципы государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.
Значительную часть источников, относящихся к институту занятости, составляют акты Правительства — высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации» на него возложено обеспечение проведения единой государственной социальной политики в целом и политики занятости в частности. В связи с этим особую роль играют утверждаемые Правительством федеральные целевые программы. В указанных актах определяются меры, осуществление которых необходимо для достижения целей государственной политики обеспечения занятости. Кроме того, принятие Правительством целого ряда актов предусмотрено Законом о занятости. К ним, в частности, относятся Порядок регистрации безработных граждан, Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Положение об организации общественных работ и проч.
Существенное значение имеют акты Министерства труда и социального развития РФ. Среди них наиболее важными являются Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения; Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения до оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно; Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей6.
Органы государственной власти субъектов Российской федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости и, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами, определявшими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Так, в ряде субъектов Российской Федерации (в Республике Башкортостан, Карелии, Татарстане, Удмуртии, Хакасии, Архангельской, Брянской областях, Санкт-Петербурге и т. д) приняты законы о занятости населения, в которых находит отражение социально-экономическая и национально-историческая специфика данных регионов, а также предусматриваются дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан, осуществляемые за счет средств бюджетов соответствующих субъектов. Практически все регионы имеют собственные целевые программы содействия занятости населения, в том числе молодежи, специальные акты о квотировании рабочих мест для социально уязвимых слоев населения, правила организации и проведения общественных работ. Во многих регионах действуют акты, определяющие политику государственных органов в отношении иностранной рабочей силы. Наличие развитой системы регионального законодательства является одной из особенностей института занятости.
Нормы по обеспечению занятости могут содержаться не только в законодательстве, но и в социально-партнерских соглашениях и коллективных договорах.
Рассматриваемый институт законодательства о труде носит комплексный характер, включающий нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения, а отчасти и гражданского права. Так, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление безработным гражданам пособий по безработице — социально-обеспечительными нормами. Что же касается сферы гражданско-правового регулирования, то она представлена законодательством о деятельности негосударственных кадровых, рекрутинговых и других подобного рода организаций, занимающихся оказанием услуг по поиску работы, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит только деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей; осуществление иных видов трудоустройства негосударственными организациями на платной основе лицензирования не требует.
2.2. Государственная служба занятости населения
Государственная служба занятости в
любой стране является основным институтом
государственной политики на рынке труда.
Именно на эту службу возложена реализация за счет средств
государственного бюджета принятых действующим
в стране законодательством государственных
социальных и экономических гарантий
для населения в сфере занятости и на рынке
труда. В этом состоит отличие государственной
службы занятости от многочисленных негосударственн
К основным функциям государственной службы занятости в стране относятся7:
• организация учета граждан, которые обращаются в органы службы занятости;
• регистрация граждан, отвечающих установленным критериям, в качестве безработных;
• предоставление в соответствии с законодательно установленными стандартами бесплатных услуг в области трудоустройства и социальной поддержки ищущим работу гражданам, в том числе безработным. Такие услуги включают: прямое содействие трудоустройству на имеющиеся вакансии; профессиональную подготовку и переподготовку безработных в соответствии с имеющимся спросом на рынке труда; материальную поддержку безработных. Как правило, практикуется расширение таких мер в отношении определенных категорий безработных с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, молодежь, впервые вступающая на рынок труда, и др.);
• участие в разработке и реализация государственных и региональных программ содействия занятости населения;
• социальная экспертиза проектов государственных и региональных программ социально-экономического развития, инвестиционных программ, программ развития отдельных отраслей с точки зрения их влияния на состояние рынка труда и обоснование предложений по их корректировке;
• мониторинг и прогноз рынка труда в стране
и административно-
• подготовка ведомственной статистической отчетности о функционировании рынка труда и государственной политике занятости.
Как мы отметили, услуги, связанные с содействием занятости ищущих работу граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно в соответствии с действующим стандартом (нормативом) минимальных государственных гарантий в сфере содействия занятости.
Под государственным стандартом минимальных государственных гарантий в сфере содействия занятости подразумевается действующий на всей территории страны минимум услуг, бесплатно предоставляемых государственной службой занятости ищущим работу гражданам в интересах их трудоустройства. Такой стандарт устанавливается по каждому из направлений государственной политики содействия занятости населения.
Так, этот стандарт в сфере собственно содействия занятости для граждан, ищущих работу и обратившихся в службу занятости, предусматривает комплекс услуг по подбору рабочего места из имеющихся вакансий и содействию трудоустройству.
В сфере профессиональной ориентации стандарт включает услуги ищущим работу гражданам, обратившимся в службу занятости, по информированию и консультированию в части выбора и перемены профессии, а также определения направлений профессиональной подготовки (переподготовки). Услуги по профессиональной ориентации должны распространяться и на работников, намеченных к увольнению в связи с высвобождением, сокращением численности персонала или штатов.
В сфере профессионального обучения стандарт включает услуги безработным гражданам, зарегистрированным в службе занятости, по получению ими новой профессии (специальности) и (или) повышению квалификации.
В сфере общественных работ стандарт включает предоставление ищущим работу гражданам оплачиваемого рабочего места на срок до шести месяцев.
Аналогичные стандарты могут быть сформулированы и по другим направлениям содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
Услуги государственной службы занятости сверх стандарта минимальных государственных гарантий в сфере содействия занятости оказываются ищущим работу гражданам на платной (возмездной) основе
2.3. Современное состояние обеспечения занятости населения в России и перспективы дальнейшего развития
Дальнейшая политика на рынке труда будет направлена на достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, на обеспечение рациональной структуры занятости населения, предупреждение массовой безработицы, создание новых и увеличение эффективности уже существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2013г. составила 75,2 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны8.
В численности экономически активного населения 70,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,5 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2013г. составил 6,0% (без исключения сезонного фактора).
Рис. 1. Уровень безработицы на январь 2013 г.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2013г. составил 64,2%.
По сравнению с декабрем 2012г. численность занятого населения в январе 2013г. уменьшилась на 810 тыс. человек, или на 1,1%, численность безработных выросла на 652 тыс. человек, или на 17,0%. По сравнению с январем 2012г. численность занятого населения выросла на 606 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 274 тыс.человек, или на 5,8%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,2 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1073 тыс. человек, что на 0,7% больше по сравнению с декабрем 2012 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в январе 2013г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в январе 2011г. - 69%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2013г. составила 25,6%, среди безработных женщин - 33,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2013г. его использовали 59,1% безработных9.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2013г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,1%, 20-24 лет - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,6%) и 20-24 лет (13,7%). По сравнению с январем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 5,1 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,8 процентного пункта.
Рис. 2. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в январе 2013 г.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2013г. составил 14,9%, в том числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 18,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.
Информация о работе Государственная политика занятости населения