Государственное регулирование культуры и искусства как социальный механизм общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:33, доклад

Краткое описание

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

государственное регулирование культуры и искусства как социальный механизм общества.docx

— 19.86 Кб (Скачать файл)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А.

ЭНГЕЛЬССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(филиал)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

НА ТЕМУ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЩЕСТВА

  

 

ВЫПОЛНИЛИ:

СТУДЕНТЫ  МЕНЖ-11

ДЕРМЕЛЁВА КСЕНИЯ

ИСМАИЛОВА ЭЛИНА

ПОЛОЗОВА  ЭЛЬВИРА

РОССИНСКАЯ  ЕКАТЕРИНА

ЯГУДИНА НАИЛЯ

ПРОВЕРИЛА:

БЕЛЯЕВА ЖАННА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

 

ЭНГЕЛЬС 2013

 

Культура – это исторически  сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку  культурных достижений в области  литературы, искусства, художественного  творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к  творениям культуры, воспитывать  культурного человека, проводить  исследования в области культуры.                                                                                                                                

Культурные ценности –  нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и  искусства, результаты и методы научных  исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении  территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашенное в ст. 27 "Всеобщей декларации прав человека" закреплено в Конституциях многих стран. При  этом "… для расцвета основных ценностей и достоинств личности необходимо участие как можно  большего числа людей и ассоциаций в максимально разнообразных  и свободно избранных культурных мероприятиях".

Способность удовлетворять  социально-значимые потребности тесно  связана не только с уровнем спроса на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) организаций культуры и искусства. Здесь речь идет об экономическом  аспекте их функционирования. Он предполагает определенный организационно-правовой статус организаций культуры и искусства, наличие материально-технической  базы, источников финансирования, механизмов планирования, ценообразования и  пр.

В настоящее время в  сфере культуры функционируют организации, для которых экономический приоритет  является естественным. При этом их деятельность также базируется на культурных потребностях населения, как правило, в области организации отдыха и развлечений. Социально – экономическая  характеристика функциональной роли организаций  культуры определяется, приоритетом  экономического аспекта их деятельности. Только государство своей политикой  способно регулировать этот процесс" активно поддерживая те организации, в которых приоритетом выступает "содержательная" сторона.

Канадские ученые Г, Шартран и К. Маккафи еще в 1985 году, анализируя опыт государственной культурной политики в разных странах, пришли к выводу о существовании как минимум четырех концептуальных установок государства по отношению к культуре: "архитектора", "вдохновителя", "инженера" и "патрона".

Государство в роли "архитектора" поддерживает и финансирует любые  проявления культуры. Культурная политика при этом выступает частью всей социальной политики, а ее целью становится общее улучшение благосостояния народа.

Выступая в роли "вдохновителя" государство стимулирует частные  или коллективные вложения в культуру, а его финансовая поддержка осуществляется в форме встречных субсидий.

Роль "инженера" становится возможной для государства лишь в том случае, если он является единственным собственником материальной базы культуры, в этом случае культурная политика связывается и направляется на цели воспитания и образования.

Роль "патрона" предполагает максимальную отстраненность государственных  чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения государственных  субсидий некоммерческим организациям культуры.

Культурная политика государства  – это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового  и экономического регулирования, стимулирующей  организации культуры в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для духовного развития общества.

Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих  спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных  типов организаций культуры. Как  уже было отмечено выше, специфика  производства "культурного продукта" заключается в ряде случаев в  отсутствии временной дистанции  между ним и процессом потребления. Поэтому для сферы культуры характерно то обстоятельство, что реализация услуг возможна только при наличии соответствующих учреждений, способных их предоставлять.

Наиболее полно из имеющихся  источников сфера культуры была представлена в работе И.Е. Дискина. Он выделил 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы, культуры:

- культурно-просветительные  учреждения (клубы, библиотеки, музеи,  парки, зоопарки, досуговые центры);

- выставочные залы;

-театрально-зрелищные организации  (театры, концертные организации,  цирки);

- учебные заведения внешкольного  эстетического образования (детские  музыкальные, художественные школы,  школы искусств, хореографические  школы);

- высшие и средние специальные  учебные заведения (консерватории,  институты культуры, кинематографии, хореографические училища);

- киносеть (кинотеатры, киноустановки,  видеотеки);

- базы и конторы проката;

- киностудии;

- издательства;

- редакции газет и журналов;

- предприятия полиграфической  промышленности;

- учреждения книжной торговли  и "Союзпечати" (ныне "Роспечать");

- телеграфные и информационные  агентства;

- редакции радио и телевидения;

- радиодома;

- телестудии и телевизионные  технические центры;

- студии звукозаписи;

- предприятия по производству  компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства были отнесены:

-специализированные реставрационные  предприятия и мастерские;

- предприятия по производству  киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения

Рассмотрим более подробно формы и методы государственного регулирования деятельности организаций  культуры в России.

Важнейшая функция государства  – разработка законодательства и  обеспечение реализации законодательных  установок. С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ТК) который призван был  заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие "юридическое лицо", которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету; а также определен единый порядок регистрации юридических лиц.

В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы  культуры и искусства в настоящее  время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих (кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества и т.д.), так и некоммерческих (фонды, ассоциации, союзы, общественные организации и учреждения).

Правовое положение, порядок  создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации, формирование и использование  имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими  были также определены Законом "О  некоммерческих организациях". В  частности, для них были определены возможные источники формирования имущества и формы экономической  поддержки некоммерческих организаций  органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот  по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях. Размещение среди некоммерческих организаций  на конкурсной основе государственных  и муниципальных социальных заказов. Предоставление льгот для граждан  и юридических лиц, оказывающих  им материальную поддержку.

Помимо законодательных  актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юридических  лиц, существует ряд нормативных  документов, специально касающихся сферы  культуры и искусства. Наиболее существенными  из них являются "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и "Положение об основах хозяйственной  деятельности и финансирования организаций  культуры и искусства". Таким образом, в середине 90-х годов в России были созданы правовые предпосылки  для прямого и косвенного экономического государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций культуры и искусства. В сфере культуры и искусства достаточно широко применяются  административные методы регулирования  путем лицензирования отдельных  видов социально-культурной деятельности (игорный и игровой бизнес, туризм, кино- и видео- бизнес, образовавшая деятельность). Кроме того, государство  осуществляет регулирование цен  на определенные виды услуг государственных  и муниципальных учреждений культуры и искусства.

Заслуживает внимания положительный  опыт стран, заинтересованных в сохранении и развитии отечественного кинематографа. Следует заметить, что налоговое  стимулирование спонсорства и меценатства  – характерная форма косвенного экономического регулирования сферы  культуры и искусства во многих странах. Их законодательства позволяют, например, относить спонсорские затраты к  эксплуатационным издержкам, что ведет  к уменьшению прибыли, подлежащей налогообложению. Общепринятым считается также освобождений от налогов меценатских пожертвований, вкладов благотворительных организаций  в сферу культуры.

Таким образом, в отличие  от управления в сфере культуры как  операциональной деятельности разных субъектов, направленной на реализацию конкретных целей, культурная политика не столь жестко рационализирована, если смотреть на нее с культурологических позиций. Действиям разных субъектов задаются широкие горизонты проявления творчества и индивидуальных подходов в рамках ценностно-смысловых координат. Поэтому и разработка концепции культурной политики и тем более ее реализация – сложнейший процесс, разворачивающийся во времени и включающий разностороннюю деятельность по согласованию культурных интересов разных социальных групп.


Информация о работе Государственное регулирование культуры и искусства как социальный механизм общества