Контрактное
государство возникает при следующих
трех предпосылках:
1) наличие конституции,
задающей рамки деятельности
государства, где четко оговариваются
права и обязанности индивида
и государства;
2) существование
механизма участия граждан в
деятельности государства, благодаря
которому обеспечивается соблюдение
и совершенствование норм конституции;
3) наличие механизмов
контроля и сдерживания со
стороны институтов гражданского общества(независимых профсоюзов,
прессы, политических партий, органов
местного самоуправления и т.п.) и альтернативных
государственному механизмов разрешения
конфликтов и гарантов исполнения обязательств
(международные судебные и иные органы,
оппозиционные партии и т.д.).
При соблюдении
эти предпосылок часто говорят о существовании правового государства
(это понятие синонимично понятию «контрактное
государство»). В современном мире оно
предполагает безусловное подчинение
государства следующим принципам:
– народный суверенитет;
– нерушимость прав
и свобод человека со стороны государства;
– связанность государства
конституционным строем;
– верховенство конституции
по отношению ко всем другим законам;
– разделение властей;
– независимость суда;
– свобода слова, совести,
печати, собраний, митингов, шествий;
– приоритет норм международного
права над нормами национального права.
В отличие от
контрактного, у эксплуататорского
государства обычно отсутствуют такие
сдерживающие факторы. Эксплуататорское
государство использует монополию на
насилие для максимизации благосостояния
(доходов и власти – все это часто объединяют
понятием «политическая рента») правящей
группы, действуя зачастую в ущерб интересам
всего общества в целом. Однако даже в
рамках эксплуататорского государства
стабильность, предсказуемость и системность
налогов являются обязательным условием
существования – тогда граждане / подданные
могут смириться с этим. Государство в
этом случае похоже на «оседлого бандита»,
который не только на основе «права силы»
взимает поборы на своей территории, но
и защищает граждан, живущих на его территории,
от набегов кочевников, от нападений других
государств и т.д.
Крайним типом
эксплуататорского государства считается тоталитарное государство
– система насильственного политического
господства, для которой характерно полное
подчинение общества (экономической, социальной,
идеологической, духовной и даже бытовой
жизни) власти господствующей элиты, организованной
в целостный военно-бюрократический аппарат,
возглавляемый лидером или лидирующей
группой (партией). Наиболее известные
тоталитарные государства – фашистская
Германия и СССР сталинских времен.
Эксплуататорский
тип государства был типичен для доиндустриальных
обществ, в эпоху нового времени нормой
для развитых стран становится контрактное
государство. Впрочем, наряду с перерастанием
эксплуататорского государства в контрактное
возможен и обратный процесс (как, например,
формирование в 1920–1930-е фашистских государств
в Италии и Германии).
По форме правления выделяют два
основных типа государств – республику (парламентская
или президентская) и монархию (абсолютная
или конституционная). В современную эпоху
наиболее распространены республиканские
формы правления. Сохраняющиеся конституционные
монархии (Великобритания, Нидерланды,
Норвегия, Испания, Япония, Непал и др.)
чаще всего де-факто не отличаются от республик,
поскольку монархи выполняют чисто представительские
функции, почти не участвуя в политической
жизни.
По характеру
внутренних связей и форме государственного
устройства выделяют два основных типа
государственных структур – унитарное и федеративное
государство.
Унитарное государство
– это такая форма государственного устройства,
при котором территория государства подразделяется
на унифицированные административно-территориальные
единицы (области, округа, районы, департаменты
и т.п.). В унитарном государстве, в отличие
от федерации, имеется одна конституция,
один высший представительный орган государственной
власти, одно правительство и т.д. Это создает
организационно-правовые предпосылки
для сильного влияния центральной власти
на всей территории страны. Примеры унитарных
государств – царская Россия, Бельгия,
Голландия, Япония, Бразилия и др.
Отличия федеративного
государства от унитарного заключается
в наличии самостоятельных административно-территориальных
единиц, как правило, обладающих собственным
бюджетом, собственной системой законодательной
и исполнительной власти и строящих отношения
с федеральным центром на основе разграничения
полномочий и ответственности. Федеративная
структура государства складывается обычно
в тех странах, где разные регионы сильно
отличаются друг от друга по культурным
традициям и уровню экономического развития.
Россия является федеративным государством.
Такое же устройство имеют США, Канада,
Германия, Индия, Мексика. Крайней разновидностью
федеративного государства является конфедерация,
предполагающая еще более высокую самостоятельность
регионов. Наиболее известная – Швейцария.
В зависимости
от того, какова степень влияния церкви,
выделяют светское и клерикальное
государства. Светское государство предполагает
отделение церкви от государства, разграничение
сфер их деятельности. Клерикальное предполагает
активное вмешательство церкви в «мирские
дела», осуществление судебной деятельности.
В настоящее время клерикальное государство
существует в ряде мусульманских стран
(Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата
господствуют над светскими законами.
Но и в некоторых странах европейской
культуры обычаи во многом подчинены церковным
распорядкам. Например, в США принято приносить
присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям
де-факто закрыт доступ к государственной
службе.
Гражданское
общество-это система самостоятельных
и независимых от государства общественных
институтов и отношений (нравственных,
религиозных, национальных, социально-экономических
и др.),обеспечивающих условия для реализации
интересов и потребностей индивидов и
коллективов для жизнедеятельности социальной,
духовной и культурной сфер.
Исходной идеей гражданского
общества является преобразование коллективности
(организованной по законам природы совместной
жизни людей в обществе), и развитие человека,
вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной
свободы, в гражданина этого общества.
В самом понятии гражданского общества
заложено постоянное изменение, совершенствование
и переход от менее развитого состояния
человека, общества и власти к более развитому
и цивилизованному. Условием такого развития
является равновесие, равное развитие,
взаимное равенство прав, свобод и обязанностей
всех трех главных составляющих гражданского
общества — человека, общества и государства.
Доминирование одной из этих сфер разрушает
гражданское общество.
Формулирование
понятия гражданского общества предполагает
выявление его составляющих, присущих
ему черт и свойств, осмысление особенностей
его функционирования и развития.
Несомненно,
что первым, исходным элементом гражданского
общества является функционирующая в
условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское
общество потому и называется «гражданским»,
что состоит не из стесненных в своих действиях,
подневольных подданных, а из свободных
граждан. Личность гражданского общества
ориентирована на созидание и во многом
существует и функционирует в автономном
режиме, вне рамок и без вмешательства
государства, общественных структур, других
личностей, но в постоянном, разнообразном
взаимодействии с ними. Реализация личностью
своего суверенитета, своей автономии,
своих прав и свобод предполагает добросовестное
выполнение ею своих гражданских обязанностей.
«Простые» свойства порядочности, честности,
человечности составляют фундаментальные
устои гражданского общества и его второй
составляющей — правового государства.
В условиях
гражданского общества государство не
остается прежним, а становится правовым,
деятельность которого ограничивается
строго установленными законом рамками.
Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть
мертвящее огосударствление жизненных
сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное
регулирование. Однако подобное государство
практически невозможно без целостного
политического, идеологического, культурного,
этического механизма воздействия гражданского
общества на структуры власти и социальную
жизнь страны. Такой механизм фактически
составляет реализацию демократизма на
практике.
Признаками
правового государства являются:
1. Безраздельное
верховенство в государственной
и общественной жизни правового закона,
т.е.:
а) Правовой закон,
принимаемый либо высшим представительным
органом государственной власти, либо
непосредственным волеизъявлением населения
(например, на референдуме), составляет основу
всей системы права и обладает наибольшей
юридической силой. Любые другие нормативные
акты (указы, постановления, решения, распоряжения,
приказы директивы, инструкции) являются
подзаконными.
б) Правовой закон распространяется
на все сферы общественной жизни, все
составляющие общество элементы, всех
без исключения граждан. Везде утверждается
приоритет правового закона, и никто не
обходить его предписания. В случае нарушения
предписаний виновные несут предусмотренное
правовым законом наказание.
в) Правовой закон распространяется
не только на общество, но и на само породившее
его государство. Он ограничивает,
связывает деятельность государственных
органов, должностных лиц строго установленными
рамками компетенции и не допускает какого-либо
выхода из них. Этим предотвращается произвол,
вседозволенность и злоупотребления властью
в государственных делах.
г) Правовой закон регулирует
ключевые вопросы государственной и общественной
жизни, не допуская приоритета каких-либо
подзаконных нормативных актов, носящих
ведомственный характер и обслуживающих
не общенародные, не общегосударственные,
а групповые интересы. Официально верховенство
правового закона в первую очередь отражается
в конституции страны.
2. Признание за личностью
неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных
прав и свобод, взаимная ответственность
государства и личности.
3. Организация и функционирование
государственной власти на основе принципа
разделения властей. Полномочия различных
ветвей государственной власти в обществе
должны быть сбалансированы через систему
сдержек и противовесов, препятствующих
утверждению опасной односторонности
в управлении. Использование их создает
условия для оптимизации деятельности
всех структур государства, повышения
эффективности управленческого механизма
в целом.
Третьей составляющей
гражданского общества является собственно общество и различные элементы,
его составляющие, такие как семья, трудовые
коллективы, общественные организации,
кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей,
средства массовой информации, церковь.
Разумеется, прежде
всего речь должна идти об экономике. Центральное
место в экономике, имущественных отношениях
гражданского общества занимает человек-собственник,
причем содержание понятия «собственник»,
очевидно, неправильно ограничивать только
владением средствами производства.
Еще одна специфическая
особенность жизни гражданского общества
состоит в том, что в основе его функционирования
и развития лежат самоуправленческие
начала, согласно которым граждане
являются управляющими и управляемыми
одновременно. Если демократия образует
политическую оболочку гражданского общества,
то сами управленческие начала гражданскому
обществу присущи внутренне, составляют
его неотъемлемую качественную черту.
Гражданское общество является саморегулирующейся,
самоорганизующейся и саморазвивающейся
системой.
В органичном
единстве с самоуправленческими началами
находится и такая специфическая особенность
жизни гражданского общества, как преобладание,
приоритет в ней горизонтальных связей
и отношений над вертикальными, иерархическими.
Наконец, к числу
существенных специфических особенностей
жизни гражданского общества по праву
следует отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского
«плюралмс» — множественный). Структура
гражданского общества, включая в себя
целый ряд разнообразных, независимых
элементов, изначально предполагает плюралистический
характер отношений между ними. В этой
связи исключительное значение имеет
такой важный атрибут плюралистически
организованного общества, как консенсус (лат. согласие, единодушие).
Таким образом,
гражданское общество — это совокупность
самостоятельных, независимых социальных
элементов (отдельных индивидов и создаваемых
ими учреждений, объединений, организаций),
которые в процессе свободных, равноправных
взаимоотношений друг с другом выражают
свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют
свои потребности, обеспечивая тем самым
необходимые условия для своего успешного
функционирования и развития.
Бьюкенен Дж. Границы свободы.
Между анархией и Левиафаном. М., Таурус-Альфа,
1997
Тамбовцев В.Л. Государство и экономика.
М., 1997
Гидденс Э. Социология.
М., Эдиториал УРСС, 1999
Олейник А.Н. Институциональная
экономика. Учебно-методическое пособие.
М., Инфра-М, 2002