Группа. Межличностные отношения в группе Понятие о социальной группе. Классификация групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:10, реферат

Краткое описание

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)
Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.
По размеру
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Группа. Межличностные отношения  в группе Понятие о социальной группе. Классификация групп

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального  целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.

По размеру

Большая группа (условная) –  количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) –  значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных  в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия  и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое  число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный  статус, члены которой в условиях общественного разделения труда  объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное  руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут  выступать как изолированные  общности или складываться внутри формальных групп.

По непосредственности взаимосвязей

Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.)

Реальная группа – это  объединение, где люди связанны реальными  контактами (например, группа однокурсников).

По личностной значимости

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

По уровню развития

Низкий уровень

Диффузная группа – это  общность, в которой отсутствует  сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения  ее участников.

Ассоциация – группа, в  которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация  и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальнальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.

Асоциальные ассоциации –  это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно  направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные  корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая  себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения  в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными  ориентациями. Например, группа рэкетиров  или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая  в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся  высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

Особенности зрелого коллектива

Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью

Каждый член коллектива видит  перспективы движений и проявляет  личную заинтересованность в его  развитии.

Товарищеское равноправие  его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных  сторон его жизнедеятельности.

Личность защищена коллективом  и ответственна перед ним.

Группа и ее структурная  организация

Проблема группы, как важнейшей  формы социального объединения  людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных  в психологии.

Малая социальная группа –  это немногочисленная по составу  группа, члены которой объедены общей  целью деятельности и находятся  в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для  возникновения и развития группы как целого.

Основные параметры, с  помощью которых возможен социально-психологический  анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в  группе.

К характеристике группы относятся  ее композиция, структура и групповые  процессы.

К характеристикам, определяющим положения человека в группе, относятся  система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.

Композиция группы, или  ее состав – это совокупность характеристик  членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.

Структура малой группы рассматривается  с точки зрения тех функций, которые  выполняют ее отдельные члены, а  также с точки зрения межличностных  отношений в ней.

Структура социальной власти в малой группе

Группа представляет собой  чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует  особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.

Структура социальной власти в малой группе – это система  взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.

Руководство – процесс  управления группой, осуществляемый руководителем  или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему[1] .

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции  управления коллективом и организации  его деятельности.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых  первостепенными являются высокая  деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и т.п.

Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.

Стиль руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и  средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности  и особенности решения управленческих задач.

В научной литературе описан широкий спектр стилей управления современного руководителя. Наибольшее распространение  получили такие стили, как авторитарный (доминирующий), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Стили руководства

Авторитарный. Характеризуется  единоличным принятием всех решений, субъективной оценкой результатов  деятельности, устранением подчиненных  от участия в решении вопросов и подавлением их инициативы и  творчества. За счет постоянного контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей  своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим  климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье.

Демократический. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений  контролируется руководителем и  сотрудниками.

Данный стиль управления является эффективным, т.к. обеспечивает высокую продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его реализация возможна при высоких  интеллектуальных, организаторских, психологических  и коммуникативных способностях руководителя.

Либеральный. Характеризуется, с одной стороны, «максимумом  демократий», а с другой – «минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведут к скрытым  или явным конфликтам.

Лидерство – это спонтанно  возникающее внутри группы психологическое  влияние одного члена группы на других.

Лидер – член группы, за которым  она признает право принимать  ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации  совместной деятельности и регулировании  взаимоотношений в группе.

Лидера порождают не столько  личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений  в данной конкретной группе. Эта  система межличностных связей формируется  и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается  конкретный лидер группы.

Лидер – это референтное лицо в группе, установки и ориентации которого являются исходными эталонами для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств. В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои ниши, и не вступая друг с другом в серьезные противоречия.

Основные различия между  понятиями «лидер» и «руководитель»

Руководитель

Лидер

Назначается официально

Выбирается спонтанно  в результате межличностных отношений

Обладает формально  регламентированными правами и  обязанностями

Не обладает никакими признаваемыми вне группы властными  полномочиями и на него не возложены  никакие официальные обязанности

Располагает строго определенными возможностями санкционирования (наказания и поощрения)

Не обладает системой санкций воздействия на членов группы

Несет ответственность  за состояние дел в группе:

выявляет исходные условия, в которых действует  группа;

определяет направление  ее деятельности;

координирует и  корректирует действия группы;

решает комплексные  социальные задачи;

принимает ответственность  за результаты групповой деятельности

Не несет ответственность  за состояние дел в группе и  за результаты ее деятельности

Представляет свою группу во внешней организации и  решает вопросы, связанные с отношениями  с другими группами

Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений


Феномены межличностных  отношений

В группах проявляется  ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности  и ориентированности общности людей.

Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних  и отвержении других групповых воздействий  в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.

Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой  переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой  цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как  изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства  группы, для избежания конфликта с ней.

а) внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;

б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.

Нонконформизм. Стремление поступать  вопреки позиции господствующего  большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную  точку зрения

Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и  оценок членов группы по отношению  к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной  притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Социально-психологический  климат. Относительно устойчивый эмоциональный  настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и  волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.

Межличностные конфликты

Понятие «конфликт» характеризуется  исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных  значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения  конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое  противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.

Информация о работе Группа. Межличностные отношения в группе Понятие о социальной группе. Классификация групп