Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 00:35, реферат

Краткое описание

Проанализируем биологические теории девиантного поведения. В рамках социал-дарвинизма сформировалось уголовно-антропологическое направление. Э.Ферри1 считал, что преступление, как и всякое человеческое действие, определяется многими факторами, которые подразделяются на 3 группы:
1 группа - антропологические факторы (индивидуальные, органические, психологические и общественные показатели): пол, возраст, гражданское состояние, профессия, жилище, общественные классы, степень образования и воспитания, аномалии эмоционально - чувственной сферы и др.;

Вложенные файлы: 1 файл

соц ))).docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

 

          Российский государственный социальный  университет

         Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

                  Кафедра социологии социальной работы

 

 

 

                                                  Реферат

По дисциплине « Социология социальной работы «

На тему: «Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков «

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

                                              Москва 2013

 

 

 

Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков

В современной науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал. В нашей работе мы рассмотрим ряд подходов к обозначенной проблеме: биологический, психологический, социологический.

Проанализируем биологические  теории девиантного поведения. В рамках социал-дарвинизма сформировалось уголовно-антропологическое направление. Э.Ферри1 считал, что преступление, как и всякое человеческое действие, определяется многими факторами, которые подразделяются на 3 группы:

1 группа - антропологические  факторы (индивидуальные, органические, психологические и общественные  показатели): пол, возраст, гражданское  состояние, профессия, жилище, общественные  классы, степень образования и  воспитания, аномалии эмоционально - чувственной сферы и др.;

2 группа - физические факторы:  раса, климат, строение почвы и  степень её плодородия, время  суток и годовая температура;

3 группа - социальные факторы:  уменьшение или увеличение народонаселения,  миграции, общественное мнение, обычаи  и религия, семейный строй,  политика, финансовое и коммерческое  положение, промышленное и земледельческое  производство, административное устройство, общественная безопасность, общественное  воспитание и образование, благотворительность,  законы.

Э. Ферри полагал, что преступники воспринимают привычки, наклонности и демонстрируют естественную жизнь природы, в которой повсюду можно наблюдать убийства и грабежи. Значит, поведение преступника закономерно биологически, а поведение честного человека является исключением и, следовательно, биологически не закономерно. Мы полагаем, что поведение человека определяется в первую очередь не биологической, а социальной детерминантой. Исходя из этого, криминальное поведение является отклоняющимся, т.к. нарушает законы социума.

В 19 веке возникшая криминология стремилась вскрыть причины преступности. Сразу же определились 2 подхода: первый искал причину в социальных условиях, второй - в человеке.

Врач Ч. Ломброзо исследовал зависимость физических черт и криминального поведения человека и пришел к выводу о существовании врожденного преступника.1 Люди с определенными физическими характеристиками склонны к. совершению осуждаемых обществом действий. Выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли характеризуют врождённый криминальный тип личности.

Важность значения строения тела человека для девиантности отмечал представитель натуралистической концепции в социологии У.Х. Шелдон.2 Он разработал классификацию людей с точки зрения строения тела: эндоморф -умеренно полный с округлыми чертами тела; мезоморф - сильный и стройный; эктоморф - имеет хрупкое тело.

По мнению У. X. Шелдона, люди, обладающие разным строением тела, характеризуются разным поведением. Если эндоморф общителен и умеет ладить с людьми, то мезоморф активен, беспокоен и мало чувствителен. Эктоморф способен к самоанализу, легко раним и чувствителен. Опытным путём У.Х. Шелдон пришёл к заключению о большей склонности к девиации мезоморфов. Немецкий психиатр Э. Кречмер утверждал о существовании связи между физической конституцией человека, его психическим складом и типом поведения.

Несостоятельность теорий физических типов доказала практика: ангельская внешность не мешает совершать самые  жестокие преступления, а грубые черты  лица могут скрывать нежную и щедрую душу.

Достаточно известны объяснения девиации на основе дополнительных половых  хромосом (ХУ) человека, суть которых  сводится к тому, что наличие дополнительной мужской хромосомы (У) обрекает человека на девиантнос поведение. Исследования проводили Прайс в Шотландии, Уиткин в Дании.1 Исследования Прайса в психотерапевтической больнице показали, что дополнительная хромосома (У) имелась у мужчин выше среднего роста. Исследования Уиткина выявили среди мужчин с одной дополнительной хромосомой (У) более высокий уровень преступности, но эти мужчины не были выше среднего роста, и большая часть этих мужчин была осуждена не за убийство, а за захват чужой собственности. Можно предположить, что внешность и более низкий интеллектуальный уровень являются причиной того, что их арестовывают чаще, чем других. Но это не доказывает, что среди них больше преступников, девиантов, чем среди других.

3.2. Специфические причины  девиантного поведения подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.

 

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной  линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, но современные источники – к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет.

Чтобы лучше понять специфическую  природу отклоняющегося поведения  подростков, необходимо рассмотреть  то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические  изменения, ярко выраженные во внешних  признаках, могут обусловливать  резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается  не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения  ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.  

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Ж. Пиаже определил, что  центральным событием, «запускающим»  череду качественных изменений в  поведении подростков, является когнитивная  перестройка.  Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способности к счету и чтению, если их вовремя не скорригировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. Не случайно С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а также с расторможенностью влечений - жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики.

Как отечественные, так и  зарубежные исследователи считают  подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Сколько бы противоречий подросткового  возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и  утверждения своего уникального  и неповторимого "Я".

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание "на игре ради игры", "учебе ради учебы", либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка  в группу сверстников.

Индивидуализация подростка  может проявляться в форме  самоутверждения, которое имеет  положительное влияние на процесс  и результаты общественной и учебной  деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения.

Выделяется ведущий мотив  подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать  отклоняющееся поведение, «поиск пределов допустимого» оказывает негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию  границ дозволенного, рассматриваемые  взрослыми как отклоняющееся  поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться "нормальными  ситуациями", отражая поисковую  активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального  опыта. Таким образом, нарушения  поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового  кризиса - кризиса идентичности.

А.Е. Личко, А.В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта.

Исследователи отмечают, что  на отклонения в поведении подростка  оказывают влияние следующие  особенности взаимоотношений: положение  изгоя в классе, отвержение со стороны  учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Подросток, стремясь найти  уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических  или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной»  субкультуры, являясь и группой  социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным  движением хиппи и панков, и  подростковой бандой.

У подростка, включенного  в деятельность уличных групп, которые  складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто  представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются  социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое  употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, "кодекс чести" которых опирается на доминирование  групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий.

Информация о работе Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков