ВВЕДЕНИЕ
Общество всегда уделяет особое
внимание проблеме поведения людей,
которое не соответствует общепринятым
или официально установленным социальным
нормам. Религия, литература, искусство,
наука, философия с различных
сторон рассматривают и оценивают
это явление. Не проходящая актуальность
проблемы отклоняющегося поведения
обусловила возникновение в рамках
психологии особого направления (специальной
психологической теории) – психологии
девиантного поведения. К концу
ХХ столетия психология девиантного
поведения обрела исключительный статус:
она переживает настоящий бум. Отклонения
от норм могут носить позитивный и
негативный характер. В первом случае
девиантным поведением может послужить
проявление инициативы, новаторские
предложения, направленные на улучшение
общественных отношений. Во втором же
случае последствиями отклоняющегося
поведения может послужить вред,
ущерб, наносимый обществу, социальной
группе, другим людям, а так же личности,
допускающей негативные отклонения.
Бывают и сугубо индивидуальные, не
приносящие никакого вреда особенности
поведения отдельного человека или
группы людей: чудачества, эксцентричность.
Неформалы - так называемая особая
субкультура. Она закрыта от исследования,
мало привлекает внимание социологов,
психологов. Трудность состоит в том, что
в данном случае нельзя говорить о неформальных
течениях, не общаясь с людьми, которые
к ним относятся.
ГЛАВАI.ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В зарубежной науке психология девиантного
(отклоняющегося) поведения сложилась
как самостоятельная научная
и учебная дисциплина. В России
эта наука не имеет такого теоретического
и эмпирического опыта: она на
пути становления и развития. Тем
не менее ни у зарубежных, ни у
отечественных авторов нет единой
точки зрения на то, что должен включать
в себя термин «отклоняющееся поведение».
Одни исследователи считают, что
речь должна идти о любых отклонениях
от одобряемых обществом социальных
норм, другие предполагают включить в
это понятие только нарушения
правовых норм, третьи – различные
виды социальной патологии (убийство,
наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые
– социальное творчество. Так, например,
по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение
– это «такое поведение, которое
идет вразрез с институционализированными
ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми
и признаваемыми законными внутри
социальной системы»[1.1, с. 520-521]. Из всего
выше сказанного напрашивается логический
вывод – девиация чрезвычайно
многолика. Девиантное поведение определяется
соответствием или несоответствием
тех или иных поступков социальным
нормам и ожиданиям. Однако критерии
определения поведения как девиантного
неоднозначны и часто вызывают разногласия
и споры. Например, захват чеченскими
боевиками больницы в Кизляре
или Будденовске для большинства
россиян – преступная акция, т.е.
явная девиация, но с точки зрения
чеченцев, ведущих войну с российскими
войсками, - акт возмездия и мужественный
поступок. На этом примере можно
убедиться в том, что, во-первых, девиация
связанна с неопределенностью как
самих поведенческих ожиданий, так
и оценок, даваемых различными людьми
одному и тому же поведению, которое
одни считают преступлением, другие
– нормой, даже героизмом. Существует
довольно сложная проблема относительно
того, что считать девиантным поведением,
и граница между нормой и отклонением
от нее может быть достаточно размытой,
передвигаемой то в одну, то в
другую сторону в зависимости от
позиции того, кто дает оценку тому или
иному поведенческому акту. Как и сами
нормы, так и поведение, отклоняющееся
от них, не являются однородными, а существенно
отличаются по своей социальной значимости.
Если нарушаются моральные нормы, существующие
в обществе обычаи, традиции, правила общежития,
то эти нарушения называются ассоциальным
поведением (антиобщественные поступки).
Для этих форм поведения характерна небольшая
степень общественной опасности, которую
целесообразно назвать общественной вредностью.
Если же нарушаются не только моральные
нормы, но и правовые нормы, то мы имеем
дело с противоправным поведением, к которому
относят хулиганство, хищения и другие
преступления. В зависимости, во-первых,
от степени причиняемого вреда интересам
личности, социальной группе, обществу
в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых
норм можно различать следующие основные
виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение, причиняющее
вред только самой личности и не соответствующее
общепринятым социально-нравственным
нормам, - накопительство, конформизм,
мазохизм и др. Асоциальное поведение,
причиняющее вред личности и социальным
общностям (семья, компания друзей, соседи
и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании,
самоубийстве и др. Противоправное поведение,
представляющее собою нарушение как моральных,
так и правовых норм и выражающееся в грабежах,
убийствах и других преступлениях. Динамизм
психической деятельности подростка в
одинаковой мере делает его податливым
как в сторону социально-позитивных, так
и в сторону социально-негативных влияний.
В силу этих обстоятельств ряд авторов
предлагает различать «первичную» и «вторичную»
девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит,
Р. Мейер) При «первичной девиации» на
определенные отклонения окружающие смотрят
сквозь пальцы, а человек, игнорирующий
некие правила, не считает себя нарушителем.
Такие отклонения граничат с незначительными
проступками или безнравственными действиями
и до поры до времени могут не замечаться.
На втором уровне отклоняющегося поведения
(вторичная девиация), окружающей социальной
группой или официальными организациями
человек открыто признается нарушителем
норм морали или права, что всегда связано
с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения
важно различать индивидуальные и коллективные
формы девиации. Если под первыми понимаются
нарушения требований морали и права одним
человеком, то во втором случае отклоняющееся
поведение является отражением деятельности
некоторой социальной группы – преступной
шайки или изуверской секты, которые создают
некое подобие своей «культуры» (субкультуры)
и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из
ряда исследований, всякое отклонение
считать девиантным поведением. В таком
случае все социальные группы и все люди
будут подпадать под данное определение,
ибо нет в обществе ни одного человека
и социальной группы, которые бы во всех
ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно
соответствовали нормам и правилам.
1.1.Молодежные течения.
Согласно русскому толковому словарю,
неформал - член неформальной, официально
не утвержденной организации, группы.
В неформальной среде существует
множество неформальных движений: хиппи,
панки, металлисты, гранжеры, растаманы,
толкиенисты и др.
1.2. Хиппи.
Хиппи – группы молодежи, отвергающие
установленные нравственные устои,
общепринятые нормы поведения и
ведущие бродяжнический образ жизни.
Советский энциклопедический словарь.
Движение хиппи зародилось в 60-х
в Лос-Анджелесе – об этом знают
многие. Но на самом деле нечто, напоминающее
современных хиппи, появилось в 20-х годах
в Германии. Молодые люди объединялись
в группы под названием wandervogel . Они носили
длинные волосы, порицали городскую цивилизацию,
читали индийских философов и ратовали
за свободную любовь. Это одно из старейших
неформальных течений молодёжной субкультуры.
Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов".
Революция, о поражении которой так много
говорили в 70-х, на самом деле победила.
Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это
попытка вытолкнуть себя за привычные
пределы. Случалось, что в этом "движении
за" черный ход (травка1, игла2, колеса3)
использовался куда чаще, чем парадный
(медитация и прочие психотехники). 60-е
дали движение, может быть, безнадежное
и неправильное. Но ведь была попытка выскочить
за пределы "человеческого". Хиппи,
как известно, дети цветов, и немудрено,
что они обожают все яркое, цветастое.
Настоящий «хипповский прикид» обычно
является произведением искусства, и,
конечно же, - вершина хиппового самовыражения
– феньки4. Фенька может быть какой угодно.
Само слово произошло от вольной интерпретации
английского "thing". Первоначально
так назывались любые мелочи, которые
дарили друг другу. Позже так стали называть
в основном украшения, причем самодельные.
Фенька - не просто украшение, она несет
определенную смысловую нагрузку. Учитывается
все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть
имя, которое ей обычно придумывает автор.
Феньки используются у супругов-хиппи
вместо обручальных колец. Встречаются
"бродячие" феньки, которые передариваются
неимоверное количество раз и иногда успевают
обойти почти всю страну. Конечно, нынешнее
поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное.
Зачастую молодежь, называющая себя так
теперь, далека от духовности шестидесятников.
Несмотря на внешние атрибуты, в ней не
сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные
феньки, вещи из second hand, традиции free love5,
музыка "Дорз" и Дженис Джоплин6 -
ничего не могут принести человеку, который
на самом деле далек от самой идеи, идеи
Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку,
далекому от поиска и от пути к этой любви.
Ведь главное, что объединяло, что заставляло
людей называть себя хиппи была идея –
пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит
от латинского “pacificus” (умиротворяющий),
и очень часто пацифизм толкуется как
“борьба за мир” и стремление жить без
войны. Конечно, это верная точка зрения,
но уж очень упрощённая ведь, пацифистская
теория гораздо глубже и радикальнее.
Смысл пацифизма заключается в отказе
от всякого насилия для достижения каких-либо
целей. Это включает в себя не только отказ
от войн, но и провозглашает абсолютное
ненасилие. Истинный пацифист никогда
не прибегнет к насилию, даже для собственной
защиты или защиты своих родных и близких.
Но тогда возникает непроизвольный вопрос:
“А как же тогда бороться со злом, не уничтожая
его?”. У пацифиста есть ответ на этот
вопрос, “Ведь если отвечать насилием
на насилие (т.е. сопротивляться), то зло
в мире не только не исчезнет, но и наоборот
– его станет в два раза больше”. Если
же смотреть шире, то схожие идеи мы можем
найти в библии. Некоторые одним из первых
пацифистов называют Иисуса Христа. Как
мы видим, его заповеди полностью выполняются
пацифистами: “Кто ударит тебя в правую
щеку твою, обрати к нему и другую” и “любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас”. В принципе
библейские заповеди и стали основой для
идеологии хиппи. И задолго до Христа сходные
мысли высказывал ещё один знаменитый
пацифист Суддхартха Гаутама, известный
под именем Будды: “Освободи своё сердце
от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть
не уничтожится ненавистью, но отсутствием
ненависти уничтожится она”. Из всего
вышесказанного напрашивается логичный
вывод о том, что многие люди, считающие
себя пацифистами, на самом деле не являются
таковыми. А рассуждают они примерно так:
“Сам я человек мирный. Не собираюсь ни
на кого нападать, но если нападут на меня
или на моих близких, то, защищая их, я буду
обороняться”. Точно также многие люди,
не имеющие с хиппи ничего общего, любят
надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники7.
Сами хиппи иронично называют таких людей
“клюхами” (аббревиатура от насмешливого
выражения “Клуб Любителей Хиппи”). В
наши дни хипповская атрибутика вошла
в моду. Многие символы носятся людьми
“просто так”. Как видим – не все люди,
внешне напоминающие хиппи ими являются.
Влияние моды на людей – неизбежно.
Что же касается пацифика – излюбленного
символа хиппи, то здесь существуют
различные версии относительно того
почему он имеет такой внешний
вид. Теория первая. В период “холодной
войны” между СССР и США (60 –70 –е.
гг. 20 в) во многих европейских странах
проходили демонстрации протеста против
разработки обеими державами стратегического
оружия и размещения пусковых ракетных
шахт в Европе. Пацифисты принимали
в этих акциях самое активное участие.
С тех пор пацифик у многих
ассоциируется с ограничением ядерных
вооружений: якобы круг пацифика ознчачет
“запрет”, а символ в центре –
ракета, которую нужно “ограничить”.
Теория вторая. Самая распространенная
версия гласит, что центральный элемент
пацифика – это отпечаток лапки
голубя. А голубь, как известно –
символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная
часть пацифика – руна. Если перевернуть
её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий
тростник, или рога лося, что толкуется
как “устремление вверх, сила, мощь”.
Как известно, если перевернуть руну,
то ее значение толкуется как противоположное,
т.е. “покорность, спокойствие”. А круг
в Древнем Египте являлся символом
Солнца. Существуют группы (объединения),
неформалов, взаимосвязанные между
собой и насчитывающие в общей
сложности десятки тысяч сторонников,
распространенные во многих крупных
городах, имеющие более чем двадцатилетнею
историю и субкультуру. Это движение
выработало собственный язык (сленг),
свои песни, стихотворения, манифесты
и множество фольклорных историй,
повествующих о деяниях легендарных
хиппи. Это движение опирается на
достаточно разработанную идеологию,
впитавшую в себя элементы древнейших
религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма,
современного оккультизма, призывы авангардистов
и ультралевых “бунтарей”. И все же бытует
мнение, что хиппи как явление остались
в прошлом и в наше время их просто не существует.
И если же и есть люди следующие идеям
хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах
нематериальных и освободиться от «бытовухи»,
когда все вокруг, даже люди любимые, считают
твой путь ненормальным и стараются тебя
«излечить». Но и среди современных хиппи
существуют люди, которые духовно растут
и которые стремятся к свободе и любви
не только для себя, но и для ближнего.
Они путешествуют автостопом9, стритуют
с гитарами и флейтами на людных улицах10,
встречаются друг с другом, обмениваются
информацией, пишут стихи, сочиняют песни,
живут с любовью и ради любви. Быть хиппи
- это еще один путь, путь любви реальнее
многих прочих, и этот путь имеет сердце.
1.3.Панки.
Панк культура (хотя уместнее будет
сказать – антикультура) возникла
практически одновременно с хиппи
– в начале 60-х годов в США.
Первоначально она называлась “гаражным
роком”, оттого, что начинающим музыкальным
панк группам некуда было податься,
кроме гаражей. В России панков можно
разделить на несколько категорий:
пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные
панки11. У нас они появились
в начале 80-х, в противовес культуре
хиппи. Это были начинающие панки ( или
пионеры). Их вид ужасал окружающих:
рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы12.
Для панк-моды, какой бы она не
была (а многие панки принципиально
против моды), характерны черный цвет,
тяжелые рабочие ботинки и
короткие или необычные прически
(гребни, всклокоченные волосы или
скинхедовская стрижка наголо). Иногда
волосы красятся в необычные цвета.
Наклепки с названиями групп и панк-лозунги
отличают кожаные куртки панков от других
субкультур. Внешний вид, однако, весьма
разнообразен: не одежда делает панков
панками. Как субкультура, панк, заряжается
творческим, динамичным напряжением между
ценностями общества и ценностями индивидуализма.
Это общество нонконформистов, которые
думают за себя ( Think for yourself ), но поддерживают
друг друга. Это очень пестрое собрание
отверженных молодых людей, взгляды которых
нередко противоречивы, которые стремятся
усилить связи друг с другом и в то же самое
время сохранить различия. Панк безжалостно
реалистичен и одновременно идеалистичен
до мозга костей. Носители панк-этноса
(его перспективы, ценностей, позиции,
обычаев, традиций) должны беспрестанно
образовывать последующие волны новичков,
многих из которых привлекают сенсационные
репортажи в mass media, другие приходят от
heavy metal13 к радикально иным ценностям панка.
Когда в панк-среде возникает какое-либо
новое течение, присущие панку бунтарство
и дух сопротивления немедленно порождают
оппозицию этой моде. Таким образом сохраняется
разнородность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части настоящей
работы следует подвести итоги и
сделать выводы по рассматриваемой
теме. Во-первых следует еще раз
напомнить, что же из себя представляет
отклоняющееся поведение. Девиантное
поведение определяется соответствием
или несоответствием тех или
иных поступков социальным нормам и
ожиданиям. Это такие нарушения
социальных норм, которые характеризуются
определенной массовостью, устойчивостью
и распространенностью при сходных
социальных условиях. Существует огромное
множество форм и видов проявления
девиантного поведения, но в каждом
обществе имеются существенные общие
черты, которые позволяют рассматривать
такие разные явления в единой
совокупности. На основании проведенной
со старшеклассниками работы можно
сделать следующие выводы: в большинстве
своем ученики имеют довольно
ограниченные познание в области
девиантного поведения, неформальных
течений, да и неформалов как таковых.
Результатом дезинформации в
данной области является предвзятое,
резко негативное и во многом неверное
представление и отношение к
неформальным объединениям и отдельным
представителям молодежных течений. В
большинстве своем в неформале
ученики видят человека не похожего
на них, а значит человека у которого
есть определенные проблемы или комплексы,
«плохого человека». В одноклассниках-неформалах
ученики видели обычного человека и
им была безразлична его внешность,
музыкальные пристрастия и мировоззрения.
Думаю, результаты анкетирования наглядно
демонстрируют необходимость информирования
старшеклассников в области не только
современной культуры, но и субкультуры.
Быть может следует подробнее
рассмотреть этот вопрос на уроках
обществоведения или культурологии
(в классах с гуманитарно-эстетическим
образованием). Это поспособствовало
бы развитию толерантности у молодых
людей по отношению к отличающимся
от них людям.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Башкатов И.П. Психология неформальных
подростково-молодежных групп. М.,
2000
2. Б.С. Волков Психология ранней
юности. М., 2001
3.Запесоцкий А., Файн А. Эта
непонятная молодежь: Проблемы неформальных
молодежных объединений. М., 1990
4. Инициативные, самодеятельные молодежные
движения. – Л.: Знание, 1991.
5. Ю.А. Клейберг Психология девиантного
поведения. М., 2001
6.Кон И.С. Молодежь. БСЭ. 3-е изд.
7.Молодежный Вавилон – М.: Мол.
гвардия, 1989. –
8.Социология молодежи. Под ред.
В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ.
1996.
9. Газета «Школьный психолог»,
№ 3- 2003