Глава 3. Методы борьбы с девиантным
поведением
Информационный метод. Сущностью
его является информирование людей
о нормативных требованиях, которые
к ним предъявляют государство
и общество.
Социально-профилактический
метод. Его целью является выявление,
устранение и нейтрализация причин
и условий, вызывающих различного
рода негативные явления. Сущностью этого
подхода является система социально-экономических,
общественно-политических и организационных,
правовых и воспитательных мероприятий,
которые проводятся государством и обществом
для того, чтобы устранить или минимизировать
причины девиантного поведения.
Применение санкций. Сущностью
этого метода является наказание
преступника на основании уголовных
законов. Но преодолеть преступность невозможно
только путем наказания преступников,
поэтому наказание — это средство
вспомогательное, главное — выявление
и устранение социальных причин негативных
явлений.
Медико-биологический метод.
Вменяемый человек способен воздерживаться
от преступных действий. Когда же под
влиянием психофизиологических причин
он этого сделать не может, такое
состояние субъекта рассматривается
как невменяемость, требующая применения
мер не социального, а медицинского
характера. Но медико-биологическое
воздействие может играть лишь вспомогательную
роль, дополняя на основе и в рамках
закона социальные меры.
Все перечисленные
методы направлены на то, чтобы
поставить девиантное поведение
под социальный контроль, - особый
механизм социальной регуляции поведения
и поддержания общественного порядка,
состоящий из двух элементов: 1) социальных
норм - предписаний того, как надо правильно
себя вести в обществе; 2) социальных санкций
- системы вознаграждений (позитивных
санкций) за выполнение норм, за конформизм
и средств наказаний (негативных санкций)
за отклонение от них, т.е. за девиантность.
Позитивные и негативные санкции могут
быть формальными (идущими от имени официальных
учреждений: прокуратуры, судов, милиции,
медицинских учреждений, социальных служб
) и неформальными (от лица небольших групп
людей - семьи, круга родственников, друзей
и знакомых).
Социальный контроль
осуществляется с помощью различных
средств. Так, в процессе социализации
индивид усваивает определенные
ролевые требования, принимает содержание
ролей и осознает необходимость
их выполнять.
Покольку индивид является
членом многих социальных групп, то средством
контроля за девиантным поведением является
групповое давление. Санкции за нарушение
групповых культурных норм могут варьироваться
от замечания до изгнания из группы.
В больших социальных
группах и обществе в целом
в качестве средства контроля
применяется принуждение. Когда
отдельный индивид не желает
соблюдать законы, следовать нравственным
регуляторам и формализовать
процедуры, группа или общество
прибегают к принуждению, чтобы
заставить его поступать так
же, как и все.
Глава 1. Профилактика девиантного
поведения в молодёжной среде.
Среди основных причин девиантного
поведения молодежи является неорганизованность
ее досуга. Досуг молодых людей
отличается на сегодняшний день большой
сложностью, отражает существенные характеристики
российского социума, наполняется
различным, подчас весьма противоречивым,
содержанием.
Современная ситуация
в духовной сфере российского
общества определена специалистами
как ценностно-нормативный вакуум.
Становление новой российской
государственности и демократизация
социума сопровождаются таким
неизбежным явлением, как утрата
нравственных ценностей. Молодежь,
являясь объектом социализации,
быстро и легко принимает те
искаженные ценности, установки,
способы поведения, которые характерны
для общества переходного периода.
Досуг современной молодежи резко
отличается от того, каким он
был у предыдущего поколения,
их родителей. Это отличие выражается
в формах проведения, а также
его содержательности. В настоящее
время сократилась доступность
культурных ценностей. Тормозятся процессы
разработки и реализации программ целевого
использования учреждений культуры. Слабое
финансирование учреждений культуры за
счет бюджетных средств привело к резкому
их сокращению (многие кинотеатры, например,
отданы под офисы, склады, ночные бары).
В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек
в пополнении своих фондов. Компьютерные
клубы, ночные бары и дискотеки и многое
другое послужили к утрате молодежью интереса
к художественному и техническому творчеству,
туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский
(просмотр видеофильмов, прослушивание
кассет и компакт-дисков). Как показывают
данные одного социологического исследования,
значительная часть свободного времени
отводится просмотру телепередач (18,8%);
лишь незначительная доля молодых респондентов
занимается в спортивных секциях (9,2%),
чтением художественной литературы (3,1%),
занятиями музыкой (1,2%), посещением театров,
музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием
(0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают
встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают»
свободное время бесцельно, как могут
и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам
что-нибудь проводить досуг так, как хочется,
и если да, то что именно?» ответы распределились
следующим образом: нес кем пойти (2,2%),
не умею организовать свое время (7,6%), не
хватает времени (15,4%), не испытываю проблем
в организации досуга (20,8%), не хватает
денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой
стороны, существование огромного количества
свободного времени (ранее оно заполнялось
отправками в колхозы, стройотряды, различного
рода партийными собраниями и сборами,
кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг
молодежи был организован) заставляет
молодых людей самим себе его организовывать.
Социальная незадействованность провоцирует
развитие антисоциального поведения.
«От нечего делать» сегодня совершаются
большинство хулиганских выходок и посягательств
(разбитие телефонных будок, газетных
и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных
и автобусных касс, магазинов, музыкальных
салонов и т.п); употребление алкогольных,
наркотических и токсических средств.
Таким образом, молодые люди, «принадлежащие
сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся
с нормами и ценностями общества, в большей
степени, чем включенные в общественные
процессы, жизнь. Не нужда, потребность
в предметах первой необходимости заставляют
молодых людей вступить сегодня на путь
криминала (автор настоящей работы, естественно,
этого также не упускает из внимания).
Вседозволенность, распущенность, наплевательский
«пофигизм», желание позабавиться, «оторваться»,
продемонстрировать свою силу и мощь,
«крутизну», зачастую проявляемые сами
по себе – просто так, «от нечего делать»,
подкрепленные иждивенческой установкой
к жизни, являются основными причинами
небывалого роста правонарушений среди
людей молодого возраста в России. Многие
аналитики при этом ссылаются на то, что
российская молодежь сегодня поставлена
в такие трудные социальные условия и
подобного рода поведение является вполне
адекватной реакцией, однако это выглядит
по большей мере лишь как ее оправдание.
Заключение
Итак, мы определили, что
девиантное (отклоняющееся) поведение
- это поведение индивида или
группы, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате
чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие
неудачного процесса социализации
личности: в результате нарушения
процессов идентификации и индивидуализации
человека, такой индивид легко
впадает в состояние "социальной
дезорганизации", когда культурные
нормы, ценности и социальные
взаимосвязи отсутствуют, ослабевают
или противоречат друг другу.
Такое состояние называется аномией
и является основной причиной
отклоняющегося поведения. Учитывая,
что девиантное поведение может
принимать самые разные формы
(как негативные, так и позитивные),
необходимо изучать данное явление,
проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся поведение
часто служит основанием, началом
существования общепринятых культурных
норм. Без него было бы трудно
адаптировать культуру к изменению
общественных потребностей. Вместе
с тем вопрос о том, в какой
степени должно быть распространено
отклоняющееся поведение и какие
его виды полезны, а самое
главное - терпимы для общества,
до сих пор практически не
разрешен. Если рассматривать любые
области человеческой деятельности:
политику, управление, этику, то нельзя
вполне определенно ответить
на этот вопрос (например, какие
нормы лучше: воспринятые нами
республиканские культурные нормы
или старые монархические, современные
нормы этикета или нормы этикета
наших отцов и дедов?). Удовлетворительный
ответ на эти вопросы дать
трудно. Вместе с тем не все
формы девиантного поведения
требуют столь детального анализа.
Криминальное поведение, сексуальные
отклонения, алкоголизм и наркомания
не могут привести к появлению
полезных для общества новых
культурных образцов. Следует признать,
что подавляющее число социальных
отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И
только некоторые немногочисленные
отклонения можно считать полезными.
Одна из задач социологов - распознавать
и отбирать полезные культурные образцы
в отклоняющемся поведении индивидов
и групп [4. C. 126].
Список литературы
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
- Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
- Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.
- Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.
- Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.
- http://mostevent.ru/articles/category/2/message/353/