Девиантное поведение в современном российском обществе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:48, реферат
Краткое описание
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Содержание
1. Введение 3 2. Теоретическая часть 4 3. Практическая часть 15 4. Список использованной литературы 17
Социальные роли постоянно
меняются в процессе жизни человека, усиливая
или конформные, или девиантные мотивации.
Причина этого — развитие общества, его
ценностей и норм. То, что было девиантным,
становится нормальным (конформным), и
наоборот. Например, социализм, революция,
большевики и т. п. мотивы и нормы были
девиантными для царской России, и их носителей
наказывали ссылками и тюрьмой. После
победы большевиков прежние девиантные
нормы были признаны нормальными. Крах
советского общества превратил его нормы
и ценности снова в девиантные, что стало
причиной нового девиантного поведения
людей в постсоветской России.
Для объяснения девиантного
поведения предлагают несколько версий.
В конце XIX века возникла теория итальянского
врача Ламброзо о генетических предпосылках
девиантного поведения. «Криминальный
тип», по его мнению, является результатом
деградации людей на ранних стадиях развития.
Внешние признаки девиантного человека:
выступающая нижняя челюсть, пониженная
чувствительность к боли и т. п. В наше
время к биологическим причинам девиантного
поведения относят аномалии половых хромосом
или дополнительные хромосомы.
Психологическими причинами
девиации называют «слабоумие», «дегенеративность»,
«психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил
тип человека с врожденным психическим
влечением к разрушению. Сексуальная девиация
якобы связана с глубинным страхом кастрации
и т. п.
Зараженность «плохими» нормами
духовной культуры представителей средних
и высших слоев от низших слоев тоже считается
причиной девиантного поведения. «Инфицирование»
происходит во время общения «на улице»,
в результате случайных знакомств. Некоторые
социологи (Миллер, Селлин) полагают, что
низшие социальные слои обладают повышенной
готовностью к риску, острым ощущениям
и т. п.
Одновременно влиятельные группы
обращаются с людьми низшего слоя как
с девиантными, распространяя на них единичные
случаи своего девиантного поведения.
Например, в современной России «лиц кавказкой
национальности» считают потенциальными
торговцами, ворами, преступниками. Здесь
можно упомянуть и влияние телевидения,
назойливую демонстрацию сцен девиантного
поведения.
Туманность нормативных формул
мотивации, которыми руководствуются
люди в сложных ситуациях — также причина
девиантного поведения. Например, формулы
«делай как можно лучше», «ставь интересы
общества выше своих» и т. п. не позволяют
достаточно адекватно мотивировать свои
действия в конкретной ситуации. Активный
конформист будет стремиться к амбициозным
мотивам и проектам действий, пассивный
— сократит свои усилия до пределов собственного
спокойствия, а человек с конформистско-девиантной
мотивацией всегда найдет лазейку для
оправдания своего девиантного поведения.
Социальное неравенство - еще
одна важнейшая причина девиантного поведения.
Фундаментальные потребности у людей
достаточно схожи, а возможности их удовлетворить
у разных социальных слоев (богатых и бедных)
разные. В таких условиях бедные получают
«моральное право» на девиантное поведение
по отношению к богатым, выражающееся
в разных формах экспроприации имущества.
Данная теория, в частности, легла в идеологический
фундамент революционной девиации большевиков
против имущих классов: «грабь награбленное»,
аресты имущих, принудительные работы,
расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо
расхождение между неправедными целями
(полное социальное равенство) и неправедными
средствами (тотальное насилие).
Конфликт между нормами культуры
данной социальной группы и общества —
тоже причина девиантного поведения. Субкультура
студенческой или армейской группы, низшего
слоя, банды существенно разнятся между
собой своими интересами, целями, ценностями,
с одной стороны, и возможными средствами
их реализации, с другой стороны. В случае
их столкновения в данном месте и в данное
время — например, на отдыхе — возникает
девиантное поведение по отношению к принятым
в обществе культурным нормам.
Классовая сущность государства,
якобы выражающая интересы экономически
господствующего класса, — важная причина
девиантного поведения как государства
по отношению к угнетенным классам, так
и последних по отношению к нему. С точки
зрения этой конфликтологической теории,
издаваемые в государстве законы защищают
прежде всего не трудящихся, а буржуазию.
Коммунисты оправдывали свое негативное
отношение к буржуазному государству
его угнетательской природой.
Аномия - причина девиации, предложенная
Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств.
Она представляет девальвацию культурных
норм человека, его мировоззрения, ментальности,
совести вследствие революционного развития
общества. Люди, с одной стороны, теряют
ориентацию, а с другой стороны, следование
прежним культурным нормам не ведет к
реализации их потребностей. Так случилось
с советскими нормами после распада советского
общества. В одночасье миллионы советских
людей стали россиянами, живущими в «джунглях
дикого капитализма», где «человек человеку
— волк», где действует конкуренция, объясняемая
социал-дарвинизмом. В таких условиях
одни (конформисты) адаптируются, другие
становятся девиантами вплоть до преступников
и самоубийц.
Важной причиной девиантного
поведения являются социальные (в том
числе воины), техногенные и природные
катаклизмы. Они нарушают психику людей,
усиливают социальное неравенство, вызывают
дезорганизацию правоохранительных органов,
что становится объективной причиной
девиантного поведения многих людей. Например,
можно вспомнить о последствиях нашего
затянувшегося вооруженного конфликта
в Чечне, Чернобыль, землетрясения.
Практическая часть
Журнал «Социологические исследования» 9-2006г.)С.В. Климова «Подростковая
преступность в зеркале социологической
экспертизы»
Журнал «Социологические исследования» 1-2006г. Е.М. Щербакова «Нарконашествие в России»
Журнал «Социологические исследования» 2-2013г. Над опасным "социальным придоньем" (о девиантной субкультуре подростков) Автор: Б. С. ПАВЛОВ
В ходе проведенного исследования
стало ясно, что высокий уровень девиаитного
поведения современной молодежи - итог
неграмотных преобразований большинства
сфер жизни общества. Недостаток внимания
к данной проблеме и сегодня продолжает
усугублять данное положение, равно как
и свертывание социальных программ и появления
огромной армии безработных. В результате
резкого снижения уровня жизни возникает
неспособность родителей, обремененных
своими заботами, реагировать на проблемы
своих детей. Таким образом, дети из неблагополучных
семей в прямом и переносном смысле оказались
выброшены на улицу. И вот в процессе становления
их как личностей, предоставленные сами
себе, они впитали в себя все отрицательные
явления современного мира, а агентами
их социализации стали не семья и государство
в лице учреждений, в которых проявляется
патерналистическая забота о молодежи,
а СМИ со своей подчас деструктивной информацией,
а также преступные группировки. Распространение
проституции, порнографических и иных
не цензурированных материалов сильно
повысило уровень социальной дезорганизации,
а смерть и насилие стали некой естественной
нормой в период постоянных военных действий
в Чечне.
Именно в неформальных объединениях
них эта молодежь нашла некую социально-психологическую
отдушину, а единственным способом сублимации
своей внутренней пустоты стали наиболее
дерзкие формы и способы преступного поведения.
В правовом просвещении и пропаганде
особо велика роль школы и средств массовой
информации. К сожалению, даже в московских
школах нет учителей с высшим юридическим
образованием, которые могли бы вести
правовые дисциплины. Поэтому для повышения
качества преподавания правовых дисциплин
в школах существенную помощь могут оказать
студенты, аспиранты, преподаватели юридических
вузов и факультетов, практические работники
правоохранительных органов. В нашей стране
в силу как объективных, так и субъективных
факторов наблюдается дальнейшее снижение
воспитательной роли семьи, ближайшего
окружения, учебных заведений практически
всех типов. Основная масса подрастающего
поколения читает все меньше и меньше.
В связи с этим возрастает роль средств
массовой информации в правовом просвещении
и правовой пропаганде несовершеннолетних.
Необходимо учитывать, что влияние
СМИ во многом определяется степенью соответствующей
подготовленности контингента. Если подросток
нравственно не сформирован, является
потенциальным девиантом, то примитивизм,
насилие, сексуальная распущенность, негативное
отношение к религии, культивирование
«красивой», но не реальной для большинства
людей жизни на экранах телевизоров, являются
причиной дальнейшей деградации подростка
и отнюдь не способствуют росту правосознания.
В условиях резкого падения
нравственности народа, общей и правовой
культуры, прежде всего среди молодежи,
такое состояние современных СМИ уже становится
опасным и грозит более тяжелыми последствиями
для настоящего и будущего страны и общества.
В связи с этим предлагаются
следующие организационные меры по правовому
воспитанию несовершеннолетних: включение
в учебные программы образовательных
учреждений обязательного курса по основам
права; образование Центра правового воспитания,
одной из обязанностей которого стал бы
мониторинг правосознания несовершеннолетних;
координация деятельности всех субъектов
правового воспитания подрастающего поколения.
Воспитательная работа с «трудными»
подростками не должна ограничиваться
непосредственным общением с ними работников
системы органов внутренних дел — ведущим
фактором роботы по профилактике противоправного
поведения подростков должно стать взаимодействие
со школой и работа с их ближайшим окружением.
При работе с несовершеннолетними необходимо
учитывать тот факт, что становлению социально-позитивного
правосознания способствует оптимизация
ценностных ориентации в сфере образования
и трудовой деятельности.
Главной задачей в становлении
современной молодежи должна стать не
попытка навязывания определенных ценностей,
а стремление заинтересовать подростков,
дать возможность поверить в красоту и
многогранность правовой жизни, стереть
стереотипы о праведности и гуманности
преступников, навязываемые СМИ, дать
им возможность реализовать себя тем или
иным законным способом.
Список использованной литературы:
Римашевская Н. М. Бедность и
маргинализация населения // Социол. исслед.
2004. N 4. С. 33 – 43
Титаренко Л.Г. Социология общественного
мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. –
М.: БГУ, 2011.
Кули Ч.Х. Человеческая природа
и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: РГИУ,
2000.
12. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная
регуляция в условиях неопределенности.
Теоретические и прикладные проблемы
в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И.
Чупров. – М.: Academia, 2008
Шкаратан О.И. Социально-экономическое
неравенство и его воспроизводство в современной
России / О.И. Шкаратан. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2009.
http://www.isras.ru/ - сайт Института социологии Российской академии наук