Девиантное поведение современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:27, реферат

Краткое описание

В работе дано определение, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Анализ возможных путей решения данной проблемы.

Содержание

Введение ………………………………………………………..……………….3
Понятие и виды девиантного поведения..…………………………...……..5
Структура девиантного поведени………………………………………..…..8
Причины девиантного поведения..………………………………..………..14
Основные формы девиации молодежи……………………………………17
4.1) Наркомания…………………….…………………………….…….……..17
4.2) Пьянство и алкоголизм………...…………………………………….....19
4.3) Проституция………..……………………………………………….…….20
4.4)Суицидное поведение……...………………………………………….…21
5. Социальный контроль над девиантным поведением….…………....23
6. Заключение…….…………………………………………………………...27
7. Список литературы…………………………………………………….…29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.87 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский  политехнический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «введение  в профессию»

Тема: «Девиантное поведение современной молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Фокина Е.А.

гр. С11-1

 

 

Проверил преподаватель:

Слюсарянский М. А.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011

Содержание

 

Введение ………………………………………………………..……………….3

Понятие и виды девиантного поведения..…………………………...……..5

Структура девиантного поведени………………………………………..…..8

Причины девиантного поведения..………………………………..………..14

Основные формы девиации молодежи……………………………………17

4.1) Наркомания…………………….…………………………….…….……..17

4.2) Пьянство и алкоголизм………...…………………………………….....19

4.3) Проституция………..……………………………………………….…….20

4.4)Суицидное поведение……...………………………………………….…21

5.  Социальный контроль  над девиантным поведением….…………....23

6.  Заключение…….…………………………………………………………...27

7.  Список  литературы…………………………………………………….…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В некоторых научных публикациях  отклоняющееся поведение рассматривается  как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и  нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Актуальность данной темы заключается в том, что все  чаще и чаще среди молодежи можно  встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды девиантного поведения

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций.В историческом аспекте возникновение социологии девиантного поведения связывается с именем Э. Дюркгейма, предложившего концепцию аномии («безнормия»). По его мнению, аномия является следствием кризисов и резких общественных перемен и представляет собой такую ситуацию в обществе, которая характеризуется ослаблением или разрушением норм, противоречивостью правил, регулирующих социальные отношения. В результате этого индивиды теряют социальную ориентацию, что способствует развитию девиантного поведения. Так, в работе «Самоубийство» Дюркгейм отмечал, что в периоды социальных спадов и подъемов растет число самоубийств, показывая, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. В социологии проблемы девиантного поведения рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения. В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как Отступления от общепринятых ценностей и норм. Она относит к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.Тем не менее, сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам – субъектам отклоняющегося поведения – относят людей, представляющих определенную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. Социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом можно отнести политических радикалов, художников-новаторов, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение – тоже отклоняющееся. Российский исследователь Я. Гилинский выделяет Негативное отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и Позитивные Отклонения – различные формы социального творчества.Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию девиантного поведения – девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае крайне сложно определить, что является девиацией, а что нет. Девиантное поведение как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе – религиозных, эстетических, политических, правовых и др. – влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер. Социальное отклонение может быть воплощено как в отдельном поступке личности, так и в череде поступков, характеризующих поведение индивида. Девиантный характер может также носить и деятельность социальных групп (к примеру, семьи), оказывая негативное влияние на взаимоотношения индивидов внутри и вне этих групп. В деятельности представителей коллективов и организаций девиантное поведение может проявляться в форме бюрократизма, местничества, взяточничества, отступления от правил добросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов, а также других нарушений установленных правил и предъявляемых к ним правовых, организационных или нравственных требований. Нарушение социальных норм имеет место и в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений, что ведет к увеличению широты распространения социальных отклонений и ужесточает социальные последствия девиантного поведения, выражающегося в актах агрессии, геноцида, терроризма, апартеида, рабства, разрушения или уничтожения культурных ценностей и т. п. Наиболее опасные виды девиантного поведения ряд авторов относит к разряду социальной патологии. Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «Первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы», а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали. Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (Вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать Индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности некой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами. Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

 

 

 

 

Структура девиантного поведения.

Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетаться с иными клиническими формами или быть единичным феноменом, являться устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость. 
     Индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя все клинические формы и типы отклоняющегося поведения, при которых оно не носит характера непосредственной связи с поведением окружающих. Нарушение правовых, этических или эстетических норм происходит в данном случае вне связи с микросоциальными паттернами поведения. Нередко индивид осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружения или конфронтируя «со всеми и вся». Иногда он может не обращать внимания на наличие или отсутствие девиантных форм поведения у близкого окружения, т. е. игнорировать реальность, не «изобретая» новую оригинальную девиацию. Особенно ярко индивидуальные девиации проявляются при психопатологическом и патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения. Известна лишь одна разновидность группового психопатологического девиантного поведения, носящего название индуцированного, — сформированного по механизмам прямого или косвенного внушения индивиду норм поведения и паттернов осмысления действительности, произведенного авторитетным для него человеком, находящимся в болезненном психическом состоянии. Классический пример — индуцированное бредовое поведение близких родственников душевнобольного. 
     К изолированным девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое и нарциссическое поведение, гиперобщительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток (хотя возможны и групповые формы т. н. ритуальных суицидов), нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия), аномалии сексуального поведения и развития, сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний: клептомания, дромомания и др.), злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость). 
     Наиболее часто наблюдаются групповые девиации. Их отличительная черта — облигатность сходных форм девиантного поведения у близкого окружения (созависимость), идолов, авторитетных лиц в референтной группе. Подавляющее большинство возрастных (особенно подростковых) вариантов отклоняющегося поведения относится к групповым. Так, к примеру, характерологические и патохарактерологические реакции подростков носят групповой характер. Реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также такие клинические формы девиантного поведения, как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «паранойя здоровья» (спортивная аддикция или аддикция упражнений), как правило, формируются не изолированно, а в группе. Часто такие девиации не могут существовать вне группы или коллектива и корригируются изоляцией человека. 
     В основе формирования групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип группового давления и низкой толерантности к этому давлению, чего не наблюдается при изолированных (индивидуальных) девиациях. Индивид, основываясь на специфических индивидуальных возрастных особенностях, склонен вначале дистанцироваться от взрослых и осознанно выбирать референтную группу. В дальнейшем уже сама группа в силу внутригрупповых закономерностей нацелена карать своих отклоняющихся от «общей линии поведения» членов, поскольку они могут создавать препятствия на пути общегруппового движения. Таким образом происходит становление группового отклоняющегося поведения, когда всецелое принятие групповых взглядов сочетается с подавлением собственных сомнений в правильности, нормативности своего поведения. 
     Групповое давление на индивида способны оказывать как референтная группа, так и семья. Групповое давление и формирование девиантного поведения могут происходить в рамках профессиональных и построенных на какойлибо идеологии коллективов, а также в группах «по интересам». Так, профессиональное, конфессиональное, «хоббиальное» или любое иное сообщество людей способно гласно или негласно требовать от ее члена соблюдения норм, которые фактически могут иметь оттенки отклоняющегося поведения. Байкерские нормы диктуют необходимость выбирать мотоцикл с максимально мощным и громким звуком мотора и эпатажно демонстрировать его звучность в период, когда обыватель нацелен на тишину. От последователя какого-либо религиозного течения требуется громко много часов подряд в молитвах нечленораздельно, с криком обращаться к божеству. Проституткам, в соответствии с «кодексом чести», запрещено испытывать оргазм на работе. 
     Семейные разновидности групповых девиаций демонстрируют отклоняющиеся паттерны поведения целой семьи или части ее членов, связанные с процессом группового давления. Это могут быть прямые влияния родителей на ребенка (например, вовлечение его в деятельность тоталитарной секты или оздоровительной группы) или опосредованная трансляция девиантных традиций (к примеру, злоупотребление алкоголем или сверхценные увлечения, стереотипы пищевого поведения). Возможны и обратные воздействия ребенка с отклоняющимся поведением на родителей (формирование патохарактерологического типа девиантного поведения в виде чрезмерной общественной или иной активности у матерей, дети которых страдают, к примеру, наркоманией). Семейные девиации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семьей) поведенческий стереотип. Зачастую семьи с девиантными формами группового поведения объединяются на базе этих отклонений и формируют новые группы — мета-семьи. Известны т. н. «шведские семьи», где объединяющим моментом служит приоритетность в выборе групповых сексуальных взаимодействий. Религиозные коммуны, требующие от своих членов отречься от прежних семей и образовать новую духовную общность, приписывают себе еще и семейные функции. Нередко лица с девиантными формами поведения строят свою семью на базе сходства отклоняющихся интересов и поведенческих стереотипов. 
     Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность существования отклоняющегося поведения, часто связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. Так, подросток может проявлять девиантные формы поведения лишь в течение срока нахождения в лагере отдыха вместе со сверстниками, быть агрессивным только в группе. Или умеренно пьющий человек может злоупотреблять спиртными напитками под психологическим давлением попутчиков или сослуживцев во время командировки. К постоянным девиациям относят формы отклоняющегося поведения, имеющие склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения. Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т. е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения. При неустойчивой девиации отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации. Например, у человека могут чередоваться девиации в виде злоупотребления наркотическими веществами и нарушения пищевого поведения. К примеру, наш испытуемый девиант Т., 50 лет, вылечившись от алкоголизма, вначале стал приверженцем одного из учений об оздоровливающей жизни с соответствующей отклоняющейся структурой поведения, а затем увлекся азартными играми (гемблингом) и проиграл на игровых автоматах большую сумму денег, заложив под них квартиру. В структуре его характера и личности был сформирован «каркас для нанизывания» на него разнообразных девиаций. 
     Выделяются стихийные и спланированные, структурированные (организованные) и неструктурированные (слабоорганизованные) разновидности отклоняющегося поведения. Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. В таком случае девиантное поведение специально не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида становятся решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Нередко стихийно совершаются агрессивные и аутоагрессивные поступки при делинквентном и патохарактерологическом типах девиантного поведения. Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности и строгой очерченности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает «предстартовое волнение», радостное и одновременно беспокойное ожидание данного вида деятельности. К спланированным девиациям относятся, примеру, гемблинг и употребление алкоголя или наркотиков. При них можно отметить наличие подготовительного периода, во время которого девиант с вожделением ожидает возможности включиться в азартную игру или появления «группы единомышленников». В рамках групповых девиаций возможны различные степени их сплоченности вокруг отклоняющейся формы поведения. Сектантство подразумевает сплоченность и структурированность, а для группы филателистов характерна малая организованность. Под структурированной (организованной) девиацией понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников. Для неструктурированной (слабоорганизованной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков. 
     Девиантные формы поведения по структуре могут быть также экспансивными и неэкспансивными, альтруистическими и эгоистическими. Экспансивные девиации, в отличие от неэкспансивных, характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободы (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуальные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих (к примеру, нарушения пищевого поведения и аутизм). Неэкспансивные девиации отличаются саморазрушающим для личности девианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личностной деградации или блокированию личностного роста. 
     Подавляющее большинство форм отклоняющегося поведения можно назвать эгоистически ориентированными. Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получении удовлетворения или личной выгоды. Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации и перверсии пропитаны желанием и стремлением индивида получить новые ощущения, «ублажить себя», испытать радость. Альтруистические девиации, напротив, направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению. Альтруистические цели может преследовать суицидальное поведение человека, пытающегося расстаться с жизнью ради близких, ради божества, которому поклоняется или «ради всего человечества». В основе созависимого поведения лежит альтруизм. 
     По параметру осознаваемости и критичности можно выделить осознаваемые и неосознаваемые девиации. Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклонения от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критичность чаще носит волнообразный характер. Неосознаваемые девиации, как правило, встречаются в рамках психопатологического типа девиантного поведения на базе психических расстройств. Они характеризуются полной спаянностью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что его поведение адекватно поступкам окружающих и их отношению к нему, а также отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении. 
     Используя «теорию ярлыков» Г. Беккера (1966), предлагается выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, желания оправдывать ожидания людей, стремиться подтвердить справедливость их мнений и убеждений в отношении собственного отклоняющегося поведения. Наиболее ярко вторичные девиации проявляются у проходящих реабилитацию наркозависимых в ситуациях провоцирования со стороны близких или окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины девиантного поведения

   Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально–экономические, социально–политические, медико-психологические.

К социально-экономическим  причинам можно отнести кризисные  явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни  семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные  миграционные процессы в связи с  военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях  происходит резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах духовного и физического развития.

Социально-политические причины  связаны с общим кризисом института  семьи, увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель.

Медико-психологические  причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная  наследственность, наличие в семье  детей-инвалидов).

Психолого-педагогические причины  связаны с внутрисемейными отношениями  и воспитанием детей в семье. Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: пробелы в знаниях, конфликт с учителем и со сверстниками.

Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи.

Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные формы девиации молодежи

1)Наркомания

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники  свидетельствуют о том, что наркотики  употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет  до нашей эры. Первыми наркотиками  были продукты опиумного мака и индийской  конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом «низших  слоев».

Информация о работе Девиантное поведение современной молодежи