Девиация: виды и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

Поведение – это образ жизни, совокупность поступков и действий кого-либо. Различают несколько видов поведения: компульсивное поведение (стиль поведения, отражающий в своем развитии структуру развития химической зависимости), организационное поведение(это поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам), девиантное поведение(поведение, отклоняющееся от нормы под влиянием каких-либо причин).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и основные виды девиантного поведения...................5
Глава 2. Причины девиантного поведения…………..................................9
Заключение……………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Deviatsia.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей  сообщения

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Социология»

 

 

«Девиация: виды и причины»

 

 

 

 

Проверил Выполнил

доцент  студент группы МАУ 212

_________________ Шаланкова Е.Г.  _________________Гуськова Е.А.

 

 

_________________                                                          ________________________

(дата проверки)  (дата сдачи на проверку)

 

 

 

 

 

_________________________

(Запись о допуске  к защите)

 

________________________ _________________________

(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)

 

 

Новосибирск,  2013 год

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и основные виды девиантного поведения...................5

Глава 2. Причины девиантного поведения…………..................................9

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………..12

 

Введение

 

  Поведение – это образ жизни, совокупность поступков и действий кого-либо. Различают несколько видов поведения: компульсивное поведение (стиль поведения, отражающий в своем развитии структуру развития химической зависимости), организационное поведение(это поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам), девиантное поведение(поведение, отклоняющееся от нормы под влиянием каких-либо причин).Мне хотелось бы остановиться на последнем, девиантном поведении, так как дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

  Социальные  кризисные процессы, происходящие  в современном обществе, отрицательно  влияют на психологию людей,  порождая тревожность и напряжённость,  озлобленность, жестокость и насилие.  Тяжёлое экономическое положение  страны привело наше общество  к серьёзным трудностям и внутренним  конфликтам, к значительному увеличению  уровня распространённости и  многообразия форм аморальных  поступков, преступности и других  видов отклоняющегося поведения.  Статистика свидетельствует о  росте отклоняющегося поведения  среди лиц различных социальных  групп. Особенно трудно в этот  период оказалось подросткам. Тревожным  симптомом является рост числа  несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. 92 из 100 обследованных девиантных подростков росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

  Мы являемся  свидетелями изменения всей социальной  структуры общества, интенсивных  процессов расслоения населения  по имущественному признаку, по  отношению к различным формам  собственности. На почве социальных  противоречий возникают межгрупповые  и межличностные конфликты. 

 

 

Глава 1. Понятие и основные виды девиантного поведения

 

  Термин «девиация», «девиатный» происходят от лат.Deviation- отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе нормам и социальным стереотипам. В узком смысле под девиантным поведение понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной реакции.

  Существует мнение, что девиантное поведение - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психологической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой – отсутствие психологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму.

  Основные виды девиантного поведения подразделяются на две группы:

  1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

 

  1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

 

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам. Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

  1. Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций  возникают у молодых людей  по ряду причин:

  1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. 
  2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.
  3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

 

  1. Личностное расстройство представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре.

 

  К личностным расстройствам относятся:

  1. Отчуждение  – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.
  2. Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, эмоции, безразличие берет верх во всем.
  3. Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства.

Депрессия может протекать в различных  формах:

  3.1 Локус контроль  – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам; 
3.2 Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. 
 

3.3 Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы миросоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины девиантного поведения

 

 

   Девиация с трудом поддается определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. С учетом этих проблем, социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Девиация  включает в себя три основных компонента: 
   А) человека, которому свойственно определенное поведение; 
   Б) норму или ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного; 
  В) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение. 
 

  Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелтона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией. 
  На основе психологического объяснения до сих пор не удалось выявить ни одной черты, свойственной всем преступникам, и обычно психологические факторы рассматриваются в сочетании с другими. Социологическое объяснение сосредоточено на анализе социальных и культурных факторов, являющихся причиной девиации. Теория аномии, сформулированная Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. Другое объяснение придает основное значение социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или противоречат друг другу. При этих условиях возникает конфликт между разными стандартами оценки поведения. Одновременно ослабевает контроль за их осуществлением, что в значительной мере способствует развитию подростковой преступности. Мертон считает, что девиация происходит в результате разрыва между целями и культуры и социально одобряемыми средствами их осуществления. Когда люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным средствам. 
  Культурологическое объяснение девиации сосредоточено на анализе культурных ценностей в той же мере, как и реальных возможностей возникновения девиации. Селлин и Миллер считают, что девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию дифференцированной ассоциации, согласно которой правонарушения возникают в результате «сильного влияния ценностей, содействующих нарушению закона».                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение 
 
  Профилактика и предупреждение девиантного поведения становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в таких направлениях как:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

  Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2005.
  2. Знановская Е.В. Девиантология:(Психология отклоняющего поведения).-М.,2001
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М.,2001
  4. Фролов С.С. Социология.-М.,2000
  5. Киреева О.П. Социология в вопросах и ответах:  О.П. Киреева. – М. : КноРус, 2006.
  6. Радугин А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М. : Центр, 1999.
  7. Социология : конспект лекций / сост. И.Г. Широкова. – М. : Издательство «ПРИОР», 2000. 
  8. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы/ Психология человеческих проблем.- Минск, 1998
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.
  10. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // жур. Социс. – 2006.

Информация о работе Девиация: виды и причины