Девиация и социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Содержание

Введение ……………………………. 2 стр.
Девиация…………………………….. 3-10 стр.
Социальный контроль…………….. 11-15 стр.
Заключение ………………………….. 16 стр.
Список используемой литературы… 17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

 

 

План.

  1. Введение ……………………………. 2 стр.
  2. Девиация…………………………….. 3-10 стр.
  3. Социальный контроль…………….. 11-15 стр.
  4. Заключение ………………………….. 16 стр.
  5. Список используемой литературы… 17 стр.

 

Введение

Всему миру, социальному  бытию и каждому человеку свойственно  отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим  собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении  является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления  социального развития.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким  образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение  было, есть и будет. 
          Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о понятии личности и сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент, социально выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. 
 

    1. Девиация

Слово «девиация» переводится  с позднелатинского deviatio как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологии он  используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

Не существует такого общества, в котором все его члены  вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «девиация» или «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые  грешники, святые, гении, художники-новаторы, знаменитые спортсмены, убийцы - все  это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Девиация грозит нарушению стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в  двух значениях - широком и узком. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Это могут быть незначительные проступки, например опоздание на работу, или наоборот, проявление героизма, самопожертвования, гениальности. Но также это может быть и серьезное преступление, например убийство.

В узком смысле девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин делинквентность и преступность.

Общая характеристика социальных отклонений:

 

 

 

Индивидуальные и групповые отклонения.

Если мы сталкиваемся с индивидуальными  отклонениями от норм в пределах одной  субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.

Например, самый обычный мальчик  из стабильной семьи, находящийся в  окружении порядочных людей может  отвергнуть принятые в его среде  нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).

Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

Например, подростки из трудных  семей проводят большую часть  своего времени в подвалах. «Подвальная  жизнь» кажется им нормальной, у  них существует свой «подвальный» моральный  кодекс, свои законы и культурные комплексы.

В данном случае на лицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.

Первичное и вторичное отклонения

Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.

Под первичным отклонением подразумевается  отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует  культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом  отклонения так незначительны и  терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым.

Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей», с помощью  которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как  девиантность.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.

Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения

Отклоняющееся поведение всегда оценивается  с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается  в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.

Например, странствующий монах  в одном обществе может считаться  святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера,  избранника народа - это культурно одобряемые отклонения.

Характерная черта девиантного  поведения заключается в том, что рассматривать его следует  с позиции культурного релятивизма. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, - явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.

Например, в первобытное время  каннибализм (поедание людьми себе подобных), геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение  и инфантицид (убийство детей) считалось  нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит  продуктов питания) либо социальным устройством (разрешения брака между  родственниками). Но в современном  обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях - абсолютно  криминальным поведением.

Критерии девиации часто меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение  получило в США широкое распространение  и фактически снискало социальное одобрение. Сигареты рекламировали звезды Голливууда и даже спортсмены. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 году ученые доказали, что курение - причина многих серьезных  заболеваний в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения. А в 90-х годах курение во всех закрытых общественных помещениях некоторых  крупных городов США было запрещено  законодательно.

Девиантное поведение является самым массовым видом нарушения  поведения. Однако сводится оно не только к многочисленным нарушениям общественного  и административного порядка. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивное значение.

Девиация может иметь как  отрицательные, так и положительные  или интеграционные последствия  для социальной жизни.

Дисфункции девиации. Большинство членов общества за всю свою жизнь многократно нарушало различные социальные нормы. Однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее.

Во-первых, девиантное поведение подрывает стабильность общества. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнить свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен урон.

Когда в ходе сражения боевой расчет перестает выполнять приказы  командира и бежит с поля боя, это может повлечь за собой  поражение целой армии.

Во-вторых, примеры девиантных поступков, оставшихся безнаказанными, санкционируют подобное поведение среди других членов общества. Девиация подрывает их готовность выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы.

Например, если спортсмен добивается успеха и получает большие вознаграждения «играя» не по правилам, у других, «честных» спортсменов возникает  чувство обиды и горечи. У них  тоже появляется искушение выбрать  более легкий путь. Когда на перекрестке  кто-то начинает движение, не дождавшись зеленого света, другие, глядя на него, часто следуют его примеру.

Человек должен иметь уверенность, что другие тоже живут по принятым нормам. Но если эти другие не оправдывают  доверия, человек ощущает, что его  усилия бессмысленны и наивны, и  уже не так стремиться «играть  по правилам».

В своих исследованиях Э. Дюркгейм высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего аномального. По сути, она  выполняет четыре важнейших функции:

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей социальным нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителя.

Характерный пример - сталинские репрессии. Общество удерживалось в жестком  подчинении авторитарной власти с помощью  репрессивной политики: расстрелами  за малейшее подозрение в «ненадежности» и ссылками в лагеря. Идея Сталина  заключалась в том, чтобы, объявив  одну часть людей -  «врагами народа», другую - держать в страхе и повиновении. Таким образом, в огромной, многонациональной стране обеспечивались «стабильность и порядок» и незыблемость тоталитарного режима.

Во-вторых, реакция на девиантность уточняет границы морального. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Американский социолог К.Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности.

Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у всей толпы народа. Сейчас, для достижения максимального социального  эффекта, следственные действия и судебные процессы широко освещаются средствами массовой информации.

Один из примеров  - широко освещаемые следственные действия над совладельцем нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковским в 2004г. После этого процесса российские «олигархи» принялись различными способами демонстрировать лояльность существующей власти и начали оказывать помощь родине

В-третьих, реакция на девиантность способствует социальному единению. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. Трения и антагонизмы  помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность.

Кампании против ведьм в средние  века, предателей во время войн, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми».

Сторонники теории социальной солидарности Дюркгейма полагают, что девиация вообще и преступность в частности объективно необходимы: они выполняют особую функцию, поскольку способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки людей, нарушающих общепринятые нормы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.

Например, высокий уровень подростковой преступности дает сигнал общественным властям о том, что институты  социализации молодежи не справляются  со своей задачей, а моральные  принципы общества нуждаются в пересмотре.

Социологические теории девиации

Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются  как девиантные? Этими вопросами  интересуются социологи.

Другие науки также занимаются проблемой девиантного поведения, в частности, биология и психология. Однако эти науки пытаются объяснить  нарушения правил с точки зрения самих индивидов и их уникальных характеристик. Социологи же пытаются установить социальные факторы возникновения  девиации. Исследования доказывают, что  отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому  поведению (за исключением случаев  медицинской патологии, например, шизофрении). 

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного  поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриель Тард. В конце XIX в. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 - 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных  кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение  многих лет, несмотря на изменения в  этническом составе населения. Был  сделан вывод, что криминальное поведение  передается от одного поколения к  другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной  молодежи.

Информация о работе Девиация и социальный контроль