Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:03, реферат
Демография (др. греч. δῆμος — народ, др. греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.
Введение в демографию
Понятие «демографическая политика»
Демографическая политика в развитых и развивающихся странах
Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости. В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства населения. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей – 51%, 3-х и более – 44%.
В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности, характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности “нанесла удар по планированию рождаемости”. Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х – начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2000 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения”. Если каждая новая семья будет иметь 2-х детей, то к 2000 году родится почти 400 млн. человек и общая численность населения превысит 1,3 млрд. человек.
Ныне
улицы городов пестрят
В вопросах заключения браков Китай постепенно становится все более современной страной. Еще до недавнего времени браки заключались по сговору между родителями, в наши годы все больше юношей и девушек сами выбирают будущих жен и мужей, причем роль женщин здесь не менее, а иногда и более активна, чем мужчин. Разводы перестают быть редкостью, но все же доля их существенно ниже, чем в западных странах, поскольку развод для китайцев считается позором. Необходимо отметить, что лозунг "Одна семья - один ребенок" проводится с учетом местных условий и национальных особенностей. Так, в районах проживания национальных меньшинств число детей может не ограничиваться. Проведение в жизнь мер по сдерживанию роста населения порождает новые проблемы, среди которых старение населения и воспитание детей-одиночек в семье. Средняя продолжительность жизни населения страны в 2000 году составила 71,4 года. Численность населения старше 65 лет достигла 7%-ного барьера - это более 90 млн. человек. Поэтому к проблеме престарелых стараются привлечь внимание широкой общественности. Растут расходы государства на пенсионное обеспечение, лечение, оказание материальной помощи, активизируются исследования в области геронтологии. Новые проблемы возникли и в связи с отсутствием опыта и традиций воспитания детей в семьях, где ребенок - единственный. В китайской прессе часто рассказывается о "маленьких императорах", абсолютно беспомощных, не приученных к самостоятельности. Даже в десятилетнем возрасте они не могут сами одеться, почистить свою одежду, не говоря уже о простейших навыках личной гигиены. Родители выбирают за ребенка и будущую профессию, причем предпочитают престижные профессии, связанные с умственным трудом, творчеством. Они, не считаясь со способностями ребенка, хотят, чтобы их чадо заняло более высокое положение, чем они сами. Многие китайские семьи по-прежнему хотят иметь сыновей, так как именно сыновья - опора в старости, ведь девушка обычно уходит в дом мужа. Семейный подряд в деревне также заставляет отдавать предпочтение мальчикам. В условиях осуществления политики, допускающей лишь одного ребенка в семье, женщины стараются избавиться от еще не родившегося ребенка, если врачи считают, что будет девочка. Нередки случаи умерщвления новорожденных девочек, хотя закон весьма сурово наказывает за это.
Индия
Индия
была первой страной в мире, где
правительство стало
Вплоть до начала 1920 года для Индии был характерен медленный рост численности населения, сбалансированный высокими коэффициентами смертности и рождаемости. К 1920 году ее население составляло около 284500 тыс. человек. После постепенного перехода к индустриальному способу производства в Индии началось резкое падение смертности при сохранении того же уровня рождаемости. Начиная с 1961 года, в котором население страны составило 439,23 млн. человек, наблюдается постепенное снижение в ежегодном приросте населения, главным образом за счет снижения рождаемости. Демографическая политика Индии берет свое начало еще в 1938 году, когда Временным правительством в рамках Национального Планирующего Комитета был создан подкомитет по народонаселению. В 1940 году Национальным Планирующим Комитетом была принята резолюция, утверждавшая необходимость семейного планирования, подчеркивающая необходимость ограничения числа детей в семье. В 1947 году, в год обретения независимости, общий коэффициент рождаемости, то есть число рожденных на 1000 человек, составлял в Индии 45‰. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий среднее число детей, которое должна родить женщина условного поколения за всю свою жизнь, был равен 6. После обретения независимости Индия все больше начинала воспринимать возрастающее быстрыми темпами население как главное препятствие на пути дальнейшего развития страны, улучшения социально-экономических показателей, достижений в правовой и политической сферах. Правительством была поставлена цель снизить общий коэффициент рождаемости до 27‰ к 1990г. и до 21‰ к 2000, а также зафиксировать к данному времени суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,1 ребенка на женщину, то есть перейти к режиму простого воспроизводства населения. Улучшение жизненных стандартов, которое могло бы способствовать снижению роста население могло занять долгие годы, в то время как последний сам по себе снижал душевой доход и отсрочивал социально-экономическое развитие. В результате было принято решение о введении первого пятилетнего плана демографической политики, который начал действовать в 1951 г. Семейное планирование рассматривалось в нем как мера, подразумевающая улучшение здоровья матери и ребенка, и составляло часть плана действий по программе здравоохранения. При этом правительство полагало, что население без каких-либо дополнительных мероприятий начнет посещать медицинские центры, заниматься семейным планированием. Важной мерой в данный пятилетний период стало принятие серии законов о браке, разводе и правах детей. Среди них закон 1954 г., позволявший межрелигиозные и межкастовые браки и повышавший легальный возраст вступления в брак до 18 лет для девушек и до 21 года – для юношей. Вступление в брак до указанного возраста стало наказуемо по закону. Индийский закон о браке 1955 г. запрещал многоженство и наделял супругов равными правами при разводе. Закон о наследовании 1956 г. определял равные права на наследование родительской собственности для детей обоих полов. Кроме того, в 1953 г. был создан департамент социального обеспечения, способствующий благополучию женщин, детей и малообеспеченных слоев населения. План предусматривал создание возможностей для стерилизации и предоставления услуг контрацепции в существующих центрах здравоохранения, а также спонсирование изучения демографической ситуации в Индии. Всего на первый пятилетний план было выделено 6,5 млн. рупий, но реально было потрачено всего лишь 1,4 млн. рупий. Несмотря на ожидания разработчиков плана, люди не стремились в клиники для получения консультаций по семейному планированию или рождаемости. Финансирование второго пятилетнего плана увеличилось до 49,7 млн. рупий.
Среди важных законодательных актов данного периода стоит отметить закон 1961 года, запрещавший дарование, требование и принятие приданного от невесты женихом, а также закон 1961 г., закреплявший за работающими женщинами право на декретный отпуск. При этом сохранение преимущественно клинического подхода к проблеме, надежда на активную позицию по данному вопросу со стороны полуграмотного, консервативного населения не дали сколько-нибудь успешных результатов. Неадекватность выбранной стратегии продемонстрировала перепись 1961 года: за десятилетие население выросло на 21,64% или на 78140 тыс. человек, что приблизительно в 2,5 больше, чем за предыдущее десятилетие, в течение которого население увеличилось, по разным оценкам, лишь на 11-14%.
Исследования, проведенные учрежденными в Индии демографическими институтами, в частности, крупное исследование в городе Майрус, показали, что проводимая демографическая политика не дала ожидаемых результатов в силу того, что не учитывала ряда важных факторов, влияющих на рождаемость. К таковым можно было отнести социальный, экономический, религиозный, культурный факторы, а также образование и здравоохранение. Опыт Индии в области демографической политики является очень ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности населения. Анализ демографической политики Индии, проводимой с середины ХХ века, свидетельствует о том, что получение значительных и устойчивых результатов в данной области требует комплексного подхода к проблеме. Главным залогом успеха при проведении демографической политики является изменение демографических установок населения, наряду с увеличением доступности медицинской помощи и средств контрацепции. В то время как односторонний клинический подход, принудительные меры приводят лишь к краткосрочным результатам (если, конечно, они не проводятся на протяжении длительного времени и в тотальных масштабах, как то имело место в Китае). Важным аспектом является вовлечение женского населения в производственную деятельность, их эмансипация. Положительную роль могут сыграть также поощрительные меры, вводящие вознаграждение за рождение меньшего количества детей. Хотя вознаграждения, во-первых, могут быть доступны не в каждой стране, а во-вторых, едва ли дадут заметный результат в качестве первоочередной и тем более единственной меры. При этом хотелось бы отметить, что более подробный анализ регионального уровня демографической политики свидетельствует о том, что ключевыми в разрешении демографических проблем в каждом штате становились разные факторы. Такими факторами оказывались: благоприятная социально-экономическая ситуация в регионе, достижения в области прав женщин, в сфере образования, в сфере здравоохранения, а также сложившиеся культура и традиции. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в решении демографических проблем не существует универсального, подходящего для всех обществ рецепта. Конечно, сочетание достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой политики, однако правительству, главным образом, стоит обращать внимание на те из них, которые в наибольшей степени подходят конкретному обществу и могут быть реализованы с наименьшими затратами, при поддержке населения.
Самый важный вывод заключается в том, что демографическая политика работает. Она способна приводить к выдающимся результатам во многих сферах жизнедеятельности общества и государства. Однако все зависит от способов ее реализации
Великобритания
Социальная политика Великобритании рассматривается отдельным пунктом, так как проблема старения нации актуальна для европейских стран, а Великобритания при стабильном развитии экономики является страной с критическими показателями суидициальной смерти. Такая демографическая ситуация может являться результатом неэффективной социальной политики.
Каждый год население Великобритании возрастает со скоростью 0,3 – 0,1%. По оценкам экспертов, такая ситуация будет развиваться до 2031 года, когда население достигнет 62 млн. 241 тыс. человек. Затем, как предполагается, оно начнёт снижаться в основном из-за снижения деторождения, недостаточного, чтобы поддерживать темп роста в будущем. Для сохранения будущего населения, численность средней семьи должна составлять 2,2 ребёнка на семью. Высокие доходы, связанные с воспитанием детей в современных условиях, полностью ложатся на плечи родителей. Следует учесть и то, что сейчас женщины стремятся сократить период времени, в течение которого они не работают. Однако медленно растущая численность населения может иметь некоторые преимущества. Именно этим может объясняться отсутствие каких-либо действий правительства в этом направлении. Так, потребуется выделять меньше ресурсов на дополнительное жильё, что позволит улучшать уже имеющиеся. Это также частично смягчит все более возрастающие требования обеспечения комфортности и создания соответствующей рекреационной инфраструктуры. Немного улучшаться контроль таких экологических проблем, как загрязнение воздуха и транспортные проблемы. С другой стороны, при снижении деторождения, сопровождающемся снижением смертности, результатом становиться старение населения. Это и спровоцировало пенсионную реформу, планирующуюся на 2006-2007 год в Великобритании по повышению пенсионного возраста. Данная реформа не принимается населением, однако в этом случае появляется риск краха всей пенсионной системы. Правительственные затраты на социальные выплаты составляют 16,6% ВНП, и их доля растёт быстрее, чем сам ВНП. Поскольку всё больше людей доживают до 80 лет и старше, появляется необходимость в услугах их обслуживания на дому. Из группы людей в возрасте 85 лет и старше около четверти требуют домашнего ухода. Сейчас около 125 тыс. сами платят за свое обслуживание, многие – из прошлых страховок. Государство выделяет около 16 тыс. фунтов стерлингов в год на человека, но расходы государства по этой статье постоянно повышаются. Стареющее население демонстрирует свои типы потребления, меняется и качество работников, рыночное население становится старее и, вероятно, менее мобильным, то есть происходит утрата динамичности, присущей молодым людям. Изменение тенденции старения населения является одной из проблем, которую невозможно решить в короткий промежуток времени. Консервативная партия, и находящееся сейчас у власти правительство лейбористов приступают к формированию стратегические задачи, которые помогут преодолеть эту проблему.