Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия демографической политики государства.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
-дать определение понятию «демографическая политика»;
-выявить структуру демографической политики;
-определить цели демографической политики и средства их достижения.
Введение……………………………………………………………………стр.3
1 Теоретические основы демографической политики
1.1 Общая теория народонаселения……………………………………….стр.5
1.2 Концепция воспроизводства населения……………………………….стр.9
1.3 Сущность демографической политики………………………………...стр.11
1.4 Реализация средств демографической политики……………………...стр.13
2 Демографическая ситуация в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики численности, рождаемости и смертности населения, перемены в половозрастном составе, причины этих изменений и их последствия для экономики Беларуси……………………………………стр.15
2.2 Особенности современной демографической ситуации в Республике Беларусь……………………………………………………………………стр.22
3. Совершенствование направлений государственной политики по выводу страны из демографического кризиса.
3.1 Сравнительная характеристика государственной демографической политики Республики Беларусь и Китая…………………………………стр.27
3.2 Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………...стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.31
Приложение
Общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек. Достигнуты запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни – 70,4 года, положительное сальдо внешней миграции составило 10,3 тыс. человек. По таким показателям, как младенческая и материнская смертность, Республика Беларусь находится на уровне европейских стран.
С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 2010–2013 годы составила свыше 750 тыс. человек.
Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65 процентов. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.
Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина (44 процента) заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.
Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62 процента, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6 процентов. Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения.
В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70 процентов хотят иметь более одного ребенка.
Поэтому государственная поддержка семьи должна быть дифференцированной и возрастать с рождением каждого последующего ребенка.
Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15–60 лет в 3–4,5 раза выше, чем в странах Европейского союза.
Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11–15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5–10 лет у женщин (76,4 года).
Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2013 году – 693 человека).[9,стр.2]
Значительные потери трудового потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов – рождение, воспитание и образование будущих работников.
Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности в стране. В настоящее время в Республике Беларусь заболеваемость растет среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается доля лиц с хроническими заболеваниями.
Чрезвычайно высоким является уровень заболеваемости среди беременных женщин – свыше 70 процентов женщин имеют осложненное течение беременности, что сказывается на их детородной функции, а в последующем – на состоянии здоровья детей. Растет заболеваемость и среди подростков. Ухудшение здоровья каждого последующего поколения означает для страны снижение качества ее человеческого потенциала.
В основе сложной демографической ситуации в Беларуси – отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и чужому здоровью, окружающей среде. Высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен в том числе злоупотреблением алкоголем и табакокурением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.
Существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов является миграция. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90 процентов прибывающих в Республику Беларусь. Особенностью внешних миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительный миграционный прирост. Однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов.
Республика Беларусь должна перейти к целевому принципу организации миграции – возвращение соотечественников, проживающих за рубежом, привлечение иностранных специалистов для работы в приоритетных и нуждающихся в кадрах отраслях экономики, предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим учреждения образования страны.
Одним из условий эффективности внешней миграционной политики является целенаправленная работа по повышению качественного потенциала иммиграционного потока, а также создание благоприятной среды для социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в белорусское общество.
В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности в крупные города и особенно в г. Минск. За последние годы увеличилось количество административных районов с отрицательным естественным приростом населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90 процентов). Продолжение процесса урбанизации неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении населения.
Тенденции развития демографической ситуации в республике свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми.
Остановить процессы депопуляции и обеспечить устойчивое развитие страны возможно только при слаженной работе всех органов власти, общественных и религиозных организаций, самих граждан.
Наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные изменения в экономике, градостроительной политике, средствах массовой информации и других сферах.
Глава3 Совершенствование направлений государственной политики по выводу страны из демографического кризиса.
3.1 Сравнительная
характеристика
Не имеющий
аналогов в истории страны
и мира рост численности
Исследование демографического развития Китая в ретроспективе со времени образования КНР дает основания сделать вывод, что под влиянием изменившихся социально-экономических условий и политики народонаселения, проводимой на государственном уровне, в режиме воспроизводства населения происходят кардинальные сдвиги, которые обусловили значительные изменения в демографических характеристиках КНР. 1970 - 1980-е годы стали периодом значительного снижения рождаемости, которая уменьшилась более чем вдвое по сравнению с периодом 50-х годов. Оно стало закономерным итогом изменений в условиях жизни населения, происходивших под влиянием социально-экономических преобразований предшествующих десятилетий и целенаправленной демографической политики, в основную задачу которой входило всемерное сокращение числа деторождений и контроль над численностью населения. В настоящее время в Китае происходит переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, для которого характерны умеренные демографические показатели.
В настоящее время для демографических исследований в КНР типично рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в стране, в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Особенности демографического развития страны на современном этапе пока еще требуют активной демографической политики. Молодая возрастная структура и большая численность населения репродуктивного возраста, интенсификация миграционных процессов в ходе экономической реформы, острые проблемы занятости требуют не ослаблять усилий по проведению политики народонаселения, в основе которой лежит экономическая стратегия китайского руководства, направленная на достижение уровня передовых стран по среднедушевому производству. По этой причине главной проблемой для Китая остается необходимость избежать демографического кризиса - достижения такой численности населения в стране, которая может вызвать резкое обострение проблем обеспечения продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами, исходя из сложившегося уровня развития производительных сил на определенный момент времени. По мнению китайских ученых, оптимальная численность населения для Китая с территорией 9,6 млн кв. км не должна превышать 700-800 млн. человек. В 2002 году число жителей КНР составило 1,285 млрд. человек, а к 2050 году вплотную приблизится к 1,5 млрд. человек (1,462 млрд. человек по среднему варианту прогноза Отдела народонаселения Департамента экономических и социальных проблем ООН.
Таким образом,
одним из важных факторов
Несоответствие общей численности населения и темпов развития образования, здравоохранения, жилищного строительства и коммунальных услуг в первые десятилетия нового столетия будут сказываться на качественных характеристиках населения. Не менее острой является и другая проблема, связанная с ростом населения - экологическая. Быстрый рост населения и наращивание промышленного производства оказывают огромное давление на окружающую среду. Таким образом, демографический фактор в КНР является одним из основных факторов, сдерживающих решение задачи быстрого экономического развития страны. Китай и другие страны Азии обладают гигантскими избыточными трудовыми ресурсами, являясь в перспективе миграционными донорами мирового масштаба. Учитывая постоянное и значительное давление населения на все виды ресурсов и ухудшение экологии, можно предвидеть нарастание миграционных потоков при любой политике принимающих обществ и своих властей. Россия и ее дальневосточные территории расположены на пути этих потоков. В итоге в начале нового столетия в пограничных с КНР российских регионах возможно усиление тенденции замещения коренного постоянного населения иммигрантами из соседних стран, прежде всего из Китая, с соответствующим изменением этно-социального состава населения региона.
Демографический анализ статистических данных за длительный период времени позволяет сделать вывод о том, что в результате изменений в ходе социально-экономического развития и под влиянием демографической политики произошел переход к новому типу воспроизводства населения с низкими демографическими показателями, что позволяет ослабить давление населения на производительные силы и природную среду и уменьшает масштабы демографического давления со стороны КНР. [6]
На основе главы 2, данной курсовой работы, мы можем сказать что Республика Беларусь, в сравнении с КНР, проводит в корне противоположную демографическую политику, основанную не на уменьшение численности населения ,а на его увеличение.
Так ,на пример ,в Республике Беларусь государство призывает иметь в семье троих детей, в КНР же призыв государства выглядит совсем по другому «одна семья-один ребенок».
3.2 Современные
направления государственной
Цель современной стабилизирующей демографической политики – стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44 – 9,45 млн. человек и обеспечение перехода к устойчивому демографическому росту.
Для достижения поставленной цели необходимо снизить убыль населения в 2011 году до 18,5 тыс. человек, 2012 – до 15 тыс. человек, 2013 – до 9 тыс. человек, 2014 – до 4 тыс. человек, в 2015 году обеспечить минимальный положительный естественный прирост.
Информация о работе Демографическая политика, как элемент социальной политики государства