Демографическая политика, как элемент социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия демографической политики государства.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
-дать определение понятию «демографическая политика»;
-выявить структуру демографической политики;
-определить цели демографической политики и средства их достижения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3
1 Теоретические основы демографической политики
1.1 Общая теория народонаселения……………………………………….стр.5
1.2 Концепция воспроизводства населения……………………………….стр.9
1.3 Сущность демографической политики………………………………...стр.11
1.4 Реализация средств демографической политики……………………...стр.13
2 Демографическая ситуация в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики численности, рождаемости и смертности населения, перемены в половозрастном составе, причины этих изменений и их последствия для экономики Беларуси……………………………………стр.15
2.2 Особенности современной демографической ситуации в Республике Беларусь……………………………………………………………………стр.22
3. Совершенствование направлений государственной политики по выводу страны из демографического кризиса.
3.1 Сравнительная характеристика государственной демографической политики Республики Беларусь и Китая…………………………………стр.27
3.2 Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………...стр.29
Заключение…………………………………………………………………..стр.31
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Общая теория народонаселения.docx

— 322.81 Кб (Скачать файл)

       Общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек. Достигнуты запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни – 70,4 года, положительное сальдо внешней миграции составило 10,3 тыс. человек. По таким показателям, как младенческая и материнская смертность, Республика Беларусь находится на уровне европейских стран.

       С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 2010–2013 годы составила свыше 750 тыс. человек.

      Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65 процентов. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

      Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина (44 процента) заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

     Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62 процента, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6 процентов. Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения.

        В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70 процентов хотят иметь более одного ребенка.

      Поэтому государственная поддержка семьи должна быть дифференцированной и возрастать с рождением каждого последующего ребенка.

      Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15–60 лет в 3–4,5 раза выше, чем в странах Европейского союза.

       Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11–15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5–10 лет у женщин (76,4 года).

      Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2013 году – 693 человека).[9,стр.2]

       Значительные потери трудового потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов – рождение, воспитание и образование будущих работников.

      Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности в стране. В настоящее время в Республике Беларусь заболеваемость растет среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается доля лиц с хроническими заболеваниями.

      Чрезвычайно высоким является уровень заболеваемости среди беременных женщин – свыше 70 процентов женщин имеют осложненное течение беременности, что сказывается на их детородной функции, а в последующем – на состоянии здоровья детей. Растет заболеваемость и среди подростков. Ухудшение здоровья каждого последующего поколения означает для страны снижение качества ее человеческого потенциала.

       В основе сложной демографической ситуации в Беларуси – отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и чужому здоровью, окружающей среде. Высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен в том числе злоупотреблением алкоголем и табакокурением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.

      Существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов является миграция. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90 процентов прибывающих в Республику Беларусь. Особенностью внешних миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительный миграционный прирост. Однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов.

     Республика Беларусь должна перейти к целевому принципу организации миграции – возвращение соотечественников, проживающих за рубежом, привлечение иностранных специалистов для работы в приоритетных и нуждающихся в кадрах отраслях экономики, предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим учреждения образования страны.

      Одним из условий эффективности внешней миграционной политики является целенаправленная работа по повышению качественного потенциала иммиграционного потока, а также создание благоприятной среды для социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в белорусское общество.

     В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности в крупные города и особенно в г. Минск. За последние годы увеличилось количество административных районов с отрицательным естественным приростом населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90 процентов). Продолжение процесса урбанизации неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении населения.

      Тенденции развития демографической ситуации в республике свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми.

       Остановить процессы депопуляции и обеспечить устойчивое развитие страны возможно только при слаженной работе всех органов власти, общественных и религиозных организаций, самих граждан.

        Наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные изменения в экономике, градостроительной политике, средствах массовой информации и других сферах.

 

Глава3 Совершенствование направлений государственной политики по выводу страны из демографического кризиса.

 

3.1 Сравнительная  характеристика государственной  демографической политики Республики  Беларусь и Китая

 

 

       Не имеющий  аналогов в истории страны  и мира рост численности населения  в период после образования  КНР, тяжелые его последствия  для социально-экономического развития  страны послужили основой необходимости  жестких мер по ограничению  рождаемости. По этой причине  в настоящее время китайскими  учеными первоочередное внимание  уделяется вопросам теории народонаселения,  призванным дать научное обоснование  разработке практических мер  демографической политики, направленной  на снижение рождаемости, кульминационным  моментом которой является политика однодетной семьи.

      Исследование демографического развития Китая в ретроспективе со времени образования КНР дает основания сделать вывод, что под влиянием изменившихся социально-экономических условий и политики народонаселения, проводимой на государственном уровне, в режиме воспроизводства населения происходят кардинальные сдвиги, которые обусловили значительные изменения в демографических характеристиках КНР. 1970 - 1980-е годы стали периодом значительного снижения рождаемости, которая уменьшилась более чем вдвое по сравнению с периодом 50-х годов. Оно стало закономерным итогом изменений в условиях жизни населения, происходивших под влиянием социально-экономических преобразований предшествующих десятилетий и целенаправленной демографической политики, в основную задачу которой входило всемерное сокращение числа деторождений и контроль над численностью населения. В настоящее время в Китае происходит переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, для которого характерны умеренные демографические показатели.

      В настоящее время для демографических исследований в КНР типично рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в стране, в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Особенности демографического развития страны на современном этапе пока еще требуют активной демографической политики. Молодая возрастная структура и большая численность населения репродуктивного возраста, интенсификация миграционных процессов в ходе экономической реформы, острые проблемы занятости требуют не ослаблять усилий по проведению политики народонаселения, в основе которой лежит экономическая стратегия китайского руководства, направленная на достижение уровня передовых стран по среднедушевому производству. По этой причине главной проблемой для Китая остается необходимость избежать демографического кризиса - достижения такой численности населения в стране, которая может вызвать резкое обострение проблем обеспечения продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами, исходя из сложившегося уровня развития производительных сил на определенный момент времени. По мнению китайских ученых, оптимальная численность населения для Китая с территорией 9,6 млн кв. км не должна превышать 700-800 млн. человек. В 2002 году число жителей КНР составило 1,285 млрд. человек, а к 2050 году вплотную приблизится к 1,5 млрд. человек (1,462 млрд. человек по среднему варианту прогноза Отдела народонаселения Департамента экономических и социальных проблем ООН.

    Таким образом,  одним из важных факторов является  численность населения страны, которую  надо жестко контролировать. В  течение 20 лет в Китае эффективно  контролировался рост численности  населения и в 2000 году численность  страны не достигла 1,3 млрд. человек, что позволило выйти на показатель ВВП на душу населения - 800 долл. Однако, надо учитывать и то, что несмотря на эффективное проведение демографической политики, возникает и целый ряд других вопросов. В обозримом будущем будут нарастать социальные проблемы, связанные с необходимостью пенсионного обеспечения пожилых людей по мере ускорения старения населения, увеличения количества рабочих мест, профессиональной подготовки вступающей в трудовую жизнь молодежи и обеспечения растущего населения жильем. Все это будет тормозить выход Китая на уровень потребления общества "малого благоденствия".   

       Несоответствие общей численности населения и темпов развития образования, здравоохранения, жилищного строительства и коммунальных услуг в первые десятилетия нового столетия будут сказываться на качественных характеристиках населения. Не менее острой является и другая проблема, связанная с ростом населения - экологическая. Быстрый рост населения и наращивание промышленного производства оказывают огромное давление на окружающую среду. Таким образом, демографический фактор в КНР является одним из основных факторов, сдерживающих решение задачи быстрого экономического развития страны. Китай и другие страны Азии обладают гигантскими избыточными трудовыми ресурсами, являясь в перспективе миграционными донорами мирового масштаба. Учитывая постоянное и значительное давление населения на все виды ресурсов и ухудшение экологии, можно предвидеть нарастание миграционных потоков при любой политике принимающих обществ и своих властей. Россия и ее дальневосточные территории расположены на пути этих потоков. В итоге в начале нового столетия в пограничных с КНР российских регионах возможно усиление тенденции замещения коренного постоянного населения иммигрантами из соседних стран, прежде всего из Китая, с соответствующим изменением этно-социального состава населения региона.

      Демографический анализ статистических данных за длительный период времени позволяет сделать вывод о том, что в результате изменений в ходе социально-экономического развития и под влиянием демографической политики произошел переход к новому типу воспроизводства населения с низкими демографическими показателями, что позволяет ослабить давление населения на производительные силы и природную среду и уменьшает масштабы демографического давления со стороны КНР. [6]

На основе главы 2, данной курсовой работы, мы можем сказать  что Республика Беларусь, в сравнении  с КНР, проводит в корне противоположную  демографическую политику, основанную не на уменьшение численности населения ,а на его увеличение.

Так ,на пример ,в Республике Беларусь государство призывает  иметь в семье троих детей, в КНР же призыв государства выглядит совсем по другому «одна семья-один ребенок».

 

3.2 Современные  направления государственной политики  по выводу страны из демографического  кризиса.

 

     Цель современной стабилизирующей демографической политики – стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44 – 9,45 млн. человек и обеспечение перехода к устойчивому демографическому росту.

     Для достижения поставленной цели необходимо снизить убыль населения в 2011 году до 18,5 тыс. человек, 2012 – до 15 тыс. человек, 2013 – до 9 тыс. человек, 2014 – до 4 тыс. человек, в 2015 году обеспечить минимальный положительный естественный прирост.

Информация о работе Демографическая политика, как элемент социальной политики государства