Демографические проблемы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является, раскрыть демографические проблемы, возникшие в современном мире и их возможные последствия.
Задачей работы является показать, возможные пути решения демографических проблем.
Субъектом исследования данной работы являются мировое сообщество, различные страны и международные организации, которые столкнулись с демографическими проблемами. Объектом исследования дипломной работы являются последствия этих демографических проблем, которые возникли и которые могут возникнуть в дальнейшем в зависимости от того, как будут реагировать на те или иные события субъекты исследования данной работы.

Содержание

Введение
1. Демографические проблемы современного мира
1.1 Перенаселение
1.2 Смертность
1.3 Старение населения в развитых странах
1.4 Урбанизация
2. Миграция как одна из форм демографических проблем
2.1 Факторы и тенденции миграции в мире
2.2 Новые факторы миграционного процесса в эпоху глобализации
2.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы
3. Пути решения демографических проблем
3.1 Демографическая политика
3.1.1 Индекс развития человеческого потенциала
3.2 Опыт осуществления демографической политики в зарубежных странах
3.3 ООН и международные договоры как способ решения демографических проблем
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат гпс руслан.docx

— 102.10 Кб (Скачать файл)

В этой связи новое дыхание  в развитых странах обретает идея формирования положительного образа легальных  иммигрантов и толерантного отношения  к ним. Власти Шотландии, обеспокоенные  ростом расистских взглядов среди населения, выделили около 1 млн. фунтов стерлингов на проведение акции "Одна Шотландия - много культур", которая должна "повысить статус иммигрантов в  обществе". В рамках этой кампании в течение месяца на улицах были размещены плакаты, на местных телеканалах демонстрировались рекламные ролики, которые призвали сделать Шотландию "многоцветной и мультикультурной".

Следует признать, что современная  ситуация в мировом масштабе накладывает  ответственность за безопасность в  первую очередь на экономически развитые страны, это есть своеобразная плата  за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате неравномерного развития и их резкого отрыва от беднейших  стран на протяжении последних десятилетий.

 

3. Пути решения демографических  проблем

3.1 Демографическая политика

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования  процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая  политика направлена на регулирование  всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности  общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической  политики, имеет целью управление развитием народонаселения как  широким процессом создания, становления  и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

1. воздействие на воспроизводство  населения (его можно назвать  демографической политикой);

2. воздействие на процесс  социализации подрастающих поколений  (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная  и специальная подготовка, профессиональная  ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой  культуры и т.д.;

3. регулирование комплекса  условий труда (установление границ  и общих масштабов занятости,  регулирование продолжительности  рабочего дня и периодов труда  и отдыха, охрана труда, регулирование  профессионально - квалификационного  роста и переподготовки рабочей  силы и т.д.);

4. регулирование миграций  и территориальной структуры  населения и осуществление других  мер, от которых зависит весь  комплекс труда и отдыха;

5. воздействие на общие  условия жизни всех слоев населения  (жилищное законодательство, политика  в области здравоохранения и  медицинского обслуживания, регулирование  масштабов, структуры и направленности  свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической  политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической  политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций  в области динамики численности  и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные направления  демографической политики включают: создание условий для сочетания  родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальная поддержка инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической  политики можно объединить в три  большие группы:

1) экономические меры: оплачиваемые  отпуска и различные пособия  при рождении детей; пособия  на детей в зависимости от  их числа, возраста, типа семьи;  ссуды, кредиты, налоговые и  жилищные льготы и т.д.;

2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие  браки, разводы, положение детей  в семьях, алиментные обязанности,  охрану материнства и детства,  аборты и использование средств  контрацепции, социальное обеспечение  нетрудоспособных, условия занятости  и режим труда работающих женщин-матерей,  внутреннюю и внешнюю миграцию  и т.п.;

3) воспитательные и пропагандистские  меры, призванные формировать общественное  мнение, нормы и стандарты демографического  поведения, определенный демографический  климат в обществе.

Принципиальная особенность  демографической политики заключается  в воздействии на динамику демографических  процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через  принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических  потребностей, обусловливающих специфику  демографического поведения, так и  на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Эффективность демографической  политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при  соблюдении действующих в нем  социальных норм. Условиями эффективности  демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность  на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.

В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности  социально-экономических программ, определения приоритетов как  социальной, так и демографической политики получил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программы развития ООН.

3.1.1 Индекс развития человеческого  потенциала

Индекс развития человеческого  потенциала базируется на Концепции  развития человеческого потенциала, введенной в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых "Докладов о развитии человека", издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с I990 года.

В концепции сформулирована принципиальная идея: высшая цель экономического и общественного развития состоит  в расширении возможностей для каждого  человека реализовать свои способности  и устремления, вести здоровую полноценную, творческую жизнь. Личность, индивид (а  не "человеческий фактор" или "человеческий материал") рассматриваются в  указанной концепции не только как  важнейший фактор человеческого  развития, но и как главный потребитель  его результатов и достижений.

Концепция развития человеческого  потенциала не противоречит традиционным теориям экономического развития, но ориентируя экономическое развитие не только на увеличение темпов экономического роста, но и на развитие человека, преодолевает их ограниченность и определенный отрыв  от социальных отношении.

Концепция человеческого  развития основывается на четырех принципах.

Производительность (продуктивность). Граждане должны иметь возможность  повышать продуктивность своей жизнедеятельности, полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический  рост является одной из составляющих человеческого потенциала.

Равенство. Все граждане изначально должны иметь равные возможности  в экономической жизни, и поэтому  все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей должны быть устранены.

Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для  нынешнего, но и для будущих поколений.

Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться в интересах  граждан и усилиями их самих. Граждане должны всемерно принимать участие  в процессах принятия решений, определяющих их жизнь.

Из этого следует, что  социальное и экономическое развитие в стране, которая руководствуется  концепцией развития человеческого  потенциала, должно быть нацелено на обеспечение  максимально широких материальных возможностей для удовлетворения базовых  потребностей человека в получении  качественного образования и  услуг здравоохранения, а также  обеспечение безопасности человека в самом широком понимании  этого термина.

Наконец, в обществе должен быть реализован безусловный приоритет  прав и интересов личности, утвердиться  положение о том, что коллективные, общественные и государственные  интересы являются всего лишь агрегированным представлением индивидуальных интересов. Иными словами развитие человеческого  потенциала невозможно вне демократической, ориентированной на приоритет человеческих ценностей системы.

Рассматриваемое в контексте  идеологии развития человеческого  потенциала народонаселение, количественный и качественный потенциал его  воспроизводства (демографический  потенциал) являются условием, основой  и целью развития общества и государства.

Предложенный Программой развития ООН индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) рассчитывается на основе трех показателей:

1. долголетия, исчисляемого  как продолжительность предстоящей  жизни при рождении;

2. достигнутого уровня  образования, измеряемого как  совокупный индекс грамотности  взрослого населения и совокупной  доли учащихся, поступивших в  учебные заведения различных  уровней;

3. уровня жизни, измеряемого  на базе реального валового  внутреннего продукта на душу  населения.

Для построения индекса для  каждого из этих показателей устанавливаются  фиксированные максимальные и минимальные  значения:

1. продолжительность предстоящей  жизни:25 лет и 85 лет;

2. грамотность взрослого  населения: 0% и 100%;

3. совокупная доля учащихся: 0% и 100%;

4. реальный ВВП на душу  населения (долл. США): 100 и 4000 долларов.

ИРЧП рассчитывается как  среднее арифметическое отдельных  индексов, исчисляется в относительных  величинах от 0 до 1, чем ближе к  единице, тем выше страна по уровню развития.

3.2 Опыт осуществления  демографической политики в зарубежных  странах

Направленность демополитики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий  ее развития резкое падение рождаемости  началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку  молодым людям. В помощь семьям установлены  налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение  жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении  размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей  в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и  органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный  фонд семьи пропорционально числу  жителей. Фонд находится в ведении  Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей  является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости  от дохода. Учащимся детям выплачиваются  пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно  расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в  последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия  выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования  материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска  для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением  ребенка. Учет интересов родителей  базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями  и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для  проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

Информация о работе Демографические проблемы в современном мире