Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:21, реферат
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее, логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.
Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
Деонтология (сочетание греческих
слов: деонтос – долг, должное, надлежащее,
логос – наука) – это наука, изучающая
этические принципы поведения при исполнении
своих профессиональных обязанностей.
Деонтология как отдельная область, разрабатываемая
с древних времен, до настоящего времени
больше была связана с медициной, составляя
ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании
и трактовке не может обойтись без деонтологии.
Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию
как совокупность этических норм профессионального
поведения работников социальных служб.
В деонтологию они включают основные принципы,
моральные заповеди, позволяющие обеспечить
эффективное социальное обслуживание
населения, исключающее неблагоприятные
факторы в социальной работе, направленные
на оптимизацию системы взаимоотношений
между различными категориями персонала
социальных служб и клиентами, предупреждающие
негативные последствия социального обслуживания:
профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную
выдержку и самообладание, доверие между
специалистами и клиентами, профессиональную
тайну и т. д.
Особенно остро деонтологические проблемы
встают при общении с тяжело больными
старыми людьми, утратившими способность
к самообслуживанию. Общеизвестно, что
наиболее успешно справляются с уходом
за стариками терпеливые и уравновешенные
люди. Разумеется, моральная поддержка
является наиболее ценной, поэтому социальный
работник, не ограничивающий свою деятельность
формальными услугами, сумевший к тому
же стать доброжелательным и внимательным
собеседником, помощником и советчиком,
окажется для старого человека идеальным
утешителем. Слишком суровые, властные,
работающие главным образом из-за денег
или ради карьеры не справляются с таким
видом деятельности. В свою очередь старые
люди со своим жизненным опытом очень
легко понимают и улавливают фальшь и
неискренность в отношении к ним. Никогда
не приобретет доверия со стороны старых
людей и торопливый человек, не умеющий
выслушать, озабоченный своими собственными
проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание
уделять своей внешности и форме общения
со старыми клиентами. Слишком модная
одежда, изобилие косметики и украшений
не способствуют налаживанию контактов
между старыми людьми и социальными работниками.
Особенно недоверчивы старики к легкомысленным,
поверхностным людям, дающим обещания,
но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность,
непоседливость, многоречивость также
вызывают настороженность со стороны
старого человека к социальному работнику
и не способствуют установлению доверительных
контактов, которые необходимы обеим сторонам.
При уходе за старыми больными, утратившими
способность к самообслуживанию, социальный
сотрудник всем своим поведением и действиями
должен поддерживать и пробуждать желание
как можно дольше сохранить максимальную
подвижность и выполнять хотя бы самые
элементарные действия по самообслуживанию.
В любом случае необходимо с уважением
относиться к достоинству и чувству независимости
старых людей.
Старый человек должен стать для социального
работника субъектом индивидуального
подхода. Чувство уважения к старому человеку,
заинтересованность его жизненным путем
и опытом обычно повышают доверие к социальному
работнику, его авторитету как специалиста.
Никогда нельзя забывать о том, что при
беседе со старым человеком нужно стараться
сохранять на лице выражение интереса,
сочувствия и доброжелательности. Все
это позволит ознакомиться с социальным
анамнезом старого человека, местом и
условиями проживания, уяснить внутрисемейные
отношения, их значимость для старого
человека, разобраться в межличностных
отношениях между молодыми членами семьи
и стариком, помочь разрешить их внутренние
несогласия и обиды. Роль реабилитации
пожилых и старых людей в этом случае следует
оценивать как с социальной, так и моральной
точки зрения. Она также дает значительный
экономический эффект, поскольку восстановление
способности к самообслуживанию освобождает
от ухода за больными стариками большое
количество медицинского персонала, в
случае помещения их в больницу, а также
родственников, избавляя их от необходимости
оставить профессиональную деятельность.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ
Этот раздел базируется на Международном
уставе этики профессиональных социальных
работников, принятом МФСР в 1976 г., но он
не включает этические принципы, поскольку
они содержатся в новой отдельной Международной
декларации этических принципов социальной
работы (раздел 2.2 настоящего документа).
3.1. Преамбула
Социальная работа во многом исходит из
гуманитарных, религиозных и демократических
идеалов и философских теорий и является
универсальной возможностью удовлетворения
человеческих потребностей, возникающих
в процессе взаимодействия между личностью
и обществом, а также развития потенциала
человека. Предназначением социальных
работников является служение во имя повышения
благосостояния человека и его самореализации,
помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения
потребностей и чаяний индивидов, групп,
наций, достижении социальной справедливости.
На основе «Международной декларации
этических принципов социальной работы»
социальный работник обязан признавать
стандарты этического поведения.
^ 3.2. Основные стандарты этического поведения
3.2.1. Стараться понять каждого отдельного
клиента и систему клиентства, элементы,
влияющие на поведение и предлагаемые
услуги.
3.2.2. Придерживаться и развивать ценности,
знания и методологию профессии, воздерживаясь
от поведения, которое нарушает правила
профессиональной деятельности.
3.2.3. Признавать профессиональные и личностные
ограничения.
3.2.4. Поощрять использование соответствующих
знаний и навыков.
3.2.5. Применять соответствующие методы
для развития (утверждения) знаний.
3.2.6. Вносить вклад в развитие политики
и программ, направленных на улучшение
жизни в обществе.
3.2.7. Определять и описывать социальные
потребности.
3.2.8. Определять и описывать основу и природу
индивидуальных, групповых, общинных,
национальных и интернациональных социальных
проблем.
3.2.9. Определять и описывать содержание
профессии социального работника.
3.2.10. Выяснять, были ли публичные заявления
и действия сделаны социальным работником
от своего имени или он выступал в качестве
представителя профессиональной ассоциации,
агентства, организации или другой группы.
«Международные этические стандарты социального работника»
1. Во взаимоотношениях с
а) соблюдает принципы социальной работы
в части касающейся клиентов: принимает
человека таким, как он есть; привлекает
его к активной совместной работе; обеспечивает
конфиденциальность сотрудничества, информации
и доступ к ней; несет ответственность
за результаты своей работы с клиентом;
проявляет личную порядочность по отношению
к нему.
б) ценит и уважают личные устремления,
индивидуальные особенности, инициативу
и творческий подход клиента к совместному
с ними решению его проблем; оказывает
помощь клиентам с целью восстановления
и развития их собственных потенциальных
возможностей с соблюдением степени прав
других людей и социальных групп;
в) отдает приоритет поддержке основных
интересов клиентов, но при этом уважает
и учитывает интересы и других людей; в
тех случаях, когда возникает конфликт
интересов различных клиентов или конфликт
интересов клиента и действующего в России
законодательства, предупреждает клиента
о том, что его интересы и просьбы могут
быть отвергнуты;
г) минимизирует использование юридических,
психологических, экономических или других
видов принуждения; в случаях, когда такое
принуждение неизбежно, оно должно быть
этически, профессионально и юридически
оправдано;
д) отвергает любые формы дискриминации,
основанной на национальности, сексуальных
отношениях, возрасте, вероисповедания,
семейном статусе, политической ориентации,
на умственных или физических недостатках,
привилегиях, персональных характеристиках.
2. По отношению к профессии
социального работника
а) соблюдает Кодекс этики, утверждают
ценности и правила, принципы и стандарты
этического поведения, отстаивает, совершенствует
и популяризирует их;
б) повышает качество и эффективность
социальных услуг, предоставляемых людям,
развивают профессионализм социальной
работы, повышают статус социальной и
социально-педагогической работы, защищают
ее от необоснованной критики и укрепляют
у людей различных социальных групп веру
в ее необходимость;
в) повышает статус социальной работы,
защищает ее от необоснованной критики
и укрепляет у людей различных социальных
групп веру в ее необходимость;
г) принимает участие и поощряет других
к творческому поиску новых технологий
и методов в социальной работе;
д) критически оценивает достигнутые в
личной практической работе результаты,
не преувеличивает свои профессиональные
и личные возможности;
е) в доходчивой форме разъясняет окружающим
назначение, цели и задачи социальной
и работы, как в качестве представителя
этой профессии.
3. Во взаимоотношениях с
а) с уважением относится к коллегам вне
зависимости от их специальности и специализации,
уровня профессиональной подготовки и
стажа практической работы, оказывая им
всемерное содействие для достижения
высокой эффективности их работы в области
социальной деятельности;
б) уважает различные мнения и подходы
коллег и других специалистов, принимая
на себя ответственность за справедливость
своей критики в их адрес в различных инстанциях
и межличностных отношениях;
в) защищает своих коллег от любых форм
и видов давления со стороны клиентов,
руководства, государственных организаций
или общественных объединений в тех случаях,
когда такое воздействие необоснованно;
г) следует советам и консультациям коллег
и наставников, если они служат интересам
дела.
4. Поведение по отношению к
взаимодействующим
а) строит свои взаимоотношения с другими
организациями на основе доброжелательности,
ориентированности на интересы людей,
обратившихся к нему за помощью, с учетом
возможностей и назначения этих организаций
и непротиворечивости деятельности этих
организаций Кодексу этики социального
работника;
б) придерживается своих обязательств,
данных взаимодействующими организациями,
и добивается от этих организаций выполнения
их собственных обязательств при использовании
их ресурсов на те нужды, на которые эти
ресурсы предназначены;
в) развивает межведомственные формы социальной
работы, оберегая рабочую атмосферу в
коллективе.
II. Этическая
ответственность социальных работников в отношении коллег
Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, к коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы. Социальные работники должны относиться к коллегам с уважением, избегать неоправданной негативной критики коллег в разговорах с клиентами и другими профессионалами. Неоправданная негативная критика может включать оскорбительные комментарии коллег или в адрес индивидуальных качеств, таких как, национальность, возраст, семейное положение, политические убеждения, умственная или физическая отсталость. Социальные работники должны уважать конфиденциальную информацию, полученную от коллег в ходе профессиональных отношений и взаимодействий. Социальные работники не должны привлекать клиентов к спорам со своими коллегами или вовлекать клиентов в некорректные обсуждения конфликтов между социальными работниками. Социальные работники должны хорошо знать области компетенции и опыта своих коллег. Социальным работникам следует получать консультации только у тех коллег, которые продемонстрировали знания, опыт и компетенцию в отношении предмета консультации. Консультируясь с коллегой о своем клиенте, социальные работники могут рассказывать малую толику информации, необходимую для достижения целей консультации. Когда социальные работники считают, что их работа неэффективна и они не достигают необходимого прогресса у клиентов, они должны направлять клиентов к другим профессионалам, когда для полного представления услуг необходимы специальные знания. Социальные работники, у которых есть прямые свидетельства ухудшения здоровья их коллеги, причинами которого являются личные проблемы, психосоциальные расстройства, злоупотребление алкоголем или наркотиками, психические заболевания, что уменьшает эффективность их практической деятельности, должны поговорить с этим коллегой и по возможности помочь ему в лечении. Если их коллега не принимает соответствующих мер, то необходимо поставить в известность администрацию. Социальные работники – руководители должны отстаивать интересы своих подразделений как внутри, так и за их пределами, чтобы обеспечить ресурсы для удовлетворения потребностей клиентов. Социальные работники должны бережно относиться к ресурсам подразделения, разумно экономить средства. Социальные работники должны регулярно знакомиться с профессиональной литературой и постоянно совершенствовать свои знания в области практической деятельности и этики социальной работы.
III. Этическая ответственность социальных работников, как профессионалов
Социальные работники должны принимать ответственность и браться за работу только на базе полученных ими знаний или с намерением приобрести необходимую компетенцию. Социальные работники не должны вести, потворствовать, содействовать любой форме дискриминации. Социальные работники не должны принимать участие в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством и обманом. Социальные работники, чьи
личные проблемы мешают их профессиональным
решениям и деятельности, должны прекратить
работу или предпринять другие шаги,
чтобы не ставить под угрозу интересы
людей, за которых они несут Социальные работники должны проводить четкие различия между заявлениями и поступками, сделанными или от имени частного лица, или от имени представителей своей профессии.
IY. Этические отношения между
социальными работниками и
Высшая цель, которую ставит перед собой социальный работник, - способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной клиентом, планирует конкретные действия по ее достижению и берет на себя личную ответственность за это. Для достижения поставленных
целей социальный работник Действия социального
работника должны быть В своей деятельности
социальные работники Соблюдение рациональных интересов клиента. Социальный работник помогает клиенту определить приоритеты решаемых проблем и вовлекать его деятельность самопомощи. Система социальной защиты гарантирует клиенту удовлетворение основных рациональных потребностей. Личная ответственность
социального работника за Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Клиент социальной службы, как личность, всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств. Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем. Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему. Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить. Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы. Бескорыстие. Оно является в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он. Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личного потенциала. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок. Отсутствие
предрассудков в отношении Информационный контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предостережению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми людьми и ослабленными клиентами.
|
Информация о работе Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми