Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:13, реферат
В то время, когда многие страны мира озабочены угрозой глобального перенаселения, в мире наблюдается другое экстраординарное явление. В период между 1965 и 1985 гг. суммарный коэффициент рождаемости в промышленно развитых демократических странах упал ниже уровня простого воспроизводства. В некоторых из них уже наблюдается уменьшение численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Раньше всего политическая реакция на падение рождаемости в странах Запада проявилась во Франции. Поскольку рождаемость во Франции опустилась ниже уровня простого воспроизводства, в стране начала проводиться интенсивная пронаталистская политика.
Введение
Депопуляционная проблема
Пронаталистская политика Франции
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В то время, когда многие
страны мира озабочены угрозой глобального
перенаселения, в мире наблюдается другое
экстраординарное явление. В период между
1965 и 1985 гг. суммарный коэффициент рождаемости
в промышленно развитых демократических
странах упал ниже уровня простого воспроизводства.
В некоторых из них уже наблюдается уменьшение
численности населения из-за превышения
смертности над рождаемостью. Раньше всего
политическая реакция на падение рождаемости
в странах Запада проявилась во Франции.
Поскольку рождаемость во Франции опустилась
ниже уровня простого воспроизводства,
в стране начала проводиться интенсивная
пронаталистская политика.
Истоки депопуляционной
проблемы находятся во Франции конца XIX
в., ставшей первой страной, в которой рождаемость
с доиндустриального уровня в 30-45% упала
ниже 20%. В 1800 г. Франция с её 28 миллионами
жителей демографически была равна Российской
Империи. Однако падение рождаемости вызвало
стагнацию численности населения Франции,
которая в 1870-1940 гг. оставалась равной 40
миллионам человек.
Желание обратить вспять падение рождаемости
вызвало к жизни целый ряд политических
акций. Созданный в 1896 г. Национальный
Антидепопуляционный Альянс опубликовал
специальный доклад, содержавший обзор
возможных последствий уменьшения численности
населения. Вслед за тем во Франции возникли
сотни других пронаталистских и просемейных
организаций. Наиболее успешной среди
них была Французская Лига Больших Семей,
созданная римско-католическими епископами.
Она отражала ориентации на высокую рождаемость,
свойственные тогда религиозному населению
страны.
После 1900 г., когда снижение рождаемости охватило и другие европейские страны, в них также стали возникать пронаталистские организации. В каждом случае предполагалось, что падение рождаемости будет продолжаться, вызывая отрицательные геополитические и экономические последствия. Философы, касавшиеся этого вопроса, связывали падение рождаемости со всеобщим духовным и культурным кризисом Запада.
Убывание численности населения является очень серьезной угрозой благосостоянию этих стран. Но опасна не столько депопуляция сама по себе, сколько некоторые ее отдельные черты, и среди них, главным образом, снижение общего уровня рождаемости. Наблюдающийся в развитых странах низкий уровень рождаемости при низком уровне смертности означает сокращение числа трудоспособного населения и постепенное увеличение демографической нагрузки, что может иметь очень негативные социальные, экономические и политические последствия.
Правительства большинства развитых стран достаточно давно осознали серьезность проблемы депопуляции и необходимость ее решения государством. Однако возможные пути решения могут различаться как по направлению вмешательства государства, так и по его степени. В целом, есть три основных способа преодоления депопуляции:
1) повышение уровня рождаемости
2) снижение уровня смертности (однако, этим развитые страны воспользоваться уже не могут, так как уровень смертности в них уже минимален)
3) замещающая миграция.
Последний способ, однако, имеет
ряд серьезных и во многом нежелательных
последствий для страны-
Именно поэтому увеличение
уровня рождаемости коренного
Опыт Франции во многом уникален. Во-первых, Франция считается первой в мире страной, столкнувшейся с проблемой депопуляции, и первой же страной, начавшей проводить целенаправленную пронаталистскую политику. Во-вторых, во Франции уровень рождаемости сейчас выше, чем в среднем в развитых странах, и является одним из самых высоких в Европе. В-третьих, Франция - одна из немногих стран, где, как считается, демографическая политика (политика рождаемости, а не демографическая политику в целом) привела к реальному улучшению ситуации. Последнее до сих пор спорно, и некоторые демографы склонны приписывать улучшение демографической ситуации во Франции другим, нежели направленная на это политика государства, факторам. Однако результаты многих исследований (e.g. Breton et al., 2005) показывают наличие сильной прямой статистической связи между введением в стране мер, направленных на увеличение уровня рождаемости, и действительным увеличением этого уровня.
Главными мерами демографической
политики во Франции всегда были экономические.
Уже в 1932 году был принят закон, обязывающий
работодателей делать ежемесячные
взносы в специально созданный для
выплаты пособий многодетным
семьям фонд. В 1938 году такие пособия
стали выплачиваться матерям, ухаживающим
за грудными детьми. Впоследствии количество
пособий и их размер постоянно
увеличивались и достигли своего
максимума при президенте Валери
Жискар д'Эстене.
Но здесь возникает очень важный, возможно,
ключевой вопрос: кому выплачивались пособия
и от чего зависел их размер? Во-первых,
пособия выплачивались семьям, имеющим
хотя бы одного ребенка, но увеличивались
с появлением каждого последующего. Во-вторых,
рождение детей высоких очередностей
(3+) поощрялось дополнительными пособиями
и льготами. И, наконец, существовали пособия,
получаемые бездетными семейными парами
в течение нескольких первых лет брака.
Это говорит, во-первых, о том, что французское правительство поощряло официальные браки. Причем, выражалось это не только в выплате пособий молодым семьям, но и в уменьшении налогов для людей, состоящих в браке, обеспечении им некоторых других социальных и экономических привилегий. Так же государство стремилось помогать бездетным семьям. Причин этому было, по крайней мере, две:
Семьям, в которых появлялись дети, выплачивались и выплачиваются по сей день гораздо более щедрые пособия. Часть из них предоставляется всем семьям вне зависимости от их дохода, часть от дохода зависит. Чем больше детей, тем больше количество пособий и их размер, меньше налоги, дольше декретные отпуска. Предоставляя семьям подобные привилегии, государство берет на себя большую часть расходов на содержание и воспитание детей. Это может выглядеть так, будто государство "покупает" детей или пытается сделать жизнь родителей легче. Последнее отчасти верно, но только отчасти. Изначально пособия задумывались как средство предотвращения обеднения семей в связи с рождением у них детей. Во Франции XX века, в особенности в послевоенной Франции, воспитание детей обходилось родителям очень дорого, что вело к обеднению семей. Иметь детей было очень невыгодно экономически и даже те, кто мечтал о большой семье, зачастую не могли позволить себе подобную роскошь. Государство, помогая людям, дарило им шанс осуществить свою мечту.
В современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям, среди которых 15 различных видов пособий, большая часть которых не зависит от дохода семьи; увеличивающиеся с ростом размера семьи налоговые привилегии; кроме того, проводится борьба с дискриминацией женщин работодателями. Среди пособий в современной Франции есть такие как:
Таким образом, государство во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, в которых более 3-х детей, но также поддерживает все семьи, в которых есть дети.
Но существуют и другие меры по повышению рождаемости. Например, политика ограничения доступа к абортам и миграционная политика, которая отчасти способствует не только замещению населения за счет прибывших в страну, но и увеличению уровня рождаемости в целом (в среднем у иммигрантов в первом поколении детей больше, чем у французов и ассимилированных мигрантов). В этом контексте миграционная политика частично является политикой рождаемости.
Аборты во Франции были официально разрешены только в 1975 году. Этому способствовала во многом борьба феминисток за право женщины выбирать. Но была и вторая причина - запрет контрацепции и абортов уже к тому времени показал свою неэффективность в увеличении уровня рождаемости. Они действовали в основном на тех, кто и так считал аборты аморальными и едва ли согласился на подобную процедуру. С другой стороны, те, кто хотел сделать аборт, всегда мог найти нелегальный способ сделать его. Но подобные операции часто проводятся в неподходящих условиях неквалифицированными людьми, что отрицательно сказывается на здоровье женщины и ее способности зачать и выносить ребенка. Следствием всего вышеописанного был не рост рождаемости, а ее снижение.
В современной Франции не существует запрета абортов или контрацепции, кроме моральных и религиозных. Но действует система, призванная снизить число абортов: во-первых, аборт разрешен только в первом триместре или во втором триместре по заключению комиссии врачей, и, во-вторых, существует определенный период ожидания между подачей заявки на аборт и проведением самой процедуры. Часть женщин действительно меняют свое решение за это время и отказываются от аборта. Подобные меры оправданны, потому что действительно приводят к определенному, пусть и небольшому, уменьшению числа абортов, а значит, увеличению числа рождений. С 2000-го года наблюдается тенденция к уменьшению числа абортов на 1000 женщин. В настоящее время цифра колеблется около 27 абортов на 1000 женщин, в 90-е годы - около 30.
Заключение
Политика рождаемости
во Франции абсолютно
Список литературы