Детская безнадзорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур, социозащитных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ раскрывает основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений .

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.21 Кб (Скачать файл)

Частью сотрудничества социальных служб с НГО является забота последних  о состоянии зданий и помещений  специализированных учреждений (спален, комнат для учебных занятий и  отдыха, столовой, кухни, медицинских  кабинетов, психологической службы и др.), их косметическом ремонте, функциональном оснащении, создании обстановки уюта и комфорта, а также о благоустройстве  и озеленении прилегающей территории, возведении спортивных и игровых  сооружений. В этой работе вместе с  волонтерами могут участвовать  и воспитанники специализированных учреждений.

 

4. Участие общественных объединений в кадровом, научно-методическом и информационном обеспечении системы профилактики детской безнадзорности.

Органам социальной защиты населения необходимо осуществлять тесное сотрудничество, поддерживать инициативы и текущую деятельность НГО (профессиональных ассоциаций и  союзов работников социальных служб, социальных работников, психологов, социальных педагогов, некоммерческих партнерств и др.) в  области эффективного функционирования системы профилактики детской безнадзорности и обеспечивать:

- организацию обучения кадров для органов управления социальной защитой населения и специализированных учреждений;

- исследование ситуации в сфере безнадзорности детей;

- проведение научно-практических конференций;

- разработку методик по профилактической работе, издание научно-методических пособий;

- подготовку и издание пособий, обобщающих опыт работы и популяризирующих деятельность служб социальной помощи семье и детям и НГО в сфере профилактики детской безнадзорности;

- выпуск информационных изданий (журналов, газет), освещающих проблемы профилактики детской безнадзорности.

Принципиально важным вопросом является организация обучения руководителей  общественных организаций, действующих  в сфере социальной работы с детьми. Среди них много молодых людей с небольшим опытом работы и жизненным багажом. Им необходимо передать опыт, знания и навыки старших товарищей и руководителей общественных организаций, которые работают с другими категориями населения. Кроме того, весьма динамично изменяется законодательная база социального права и организационная структура всей системы социальной защиты населения, в том числе по социальной защите детей, профилактике их безнадзорности и беспризорности. Руководителей общественных организаций необходимо периодически знакомить с новыми законами в социальной сфере и изменениями, внесенными в действующие законодательные документы.

Обучение должно осуществляться на различных уровнях: федеральном, федерального округа, субъекта федерации, города, муниципального образования. Вполне оправданным явилось бы введение новых специальностей (уровня социального  педагога и социального работника)- руководителя общественной организации, представителя органов социальной защиты по связям с общественностью.

С учетом того, что государство  принимает на себя ведущую роль в  решении социальных проблем несовершеннолетних, логично приписать именно структурам социальной защиты населения функцию  подготовки руководителей общественных объединений и организации помощи им в работе. Кроме того, именно бюджетное  финансирование системы подготовки гарантирует ее качество и стабильность. Это позволяет обеспечивать тесный контакт в совместной работе, осуществлять квалифицированное взаимодействие государственных структур и общественных объединений в сфере социальной работы с несовершеннолетними, учитывать  и использовать специфические возможности  государственных и общественных организаций. Возложить такую функцию  целесообразно на представителей местных  органов социальной защиты по связям с общественностью. Пока таких функциональных обязанностей в системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних нет, но они нужны. Это отдельная и  достаточно самостоятельная функция  управления социальной работой в  целом, и она требует квалифицированного исполнения, полной концентрации внимания и усилий, а также профессиональной подготовки людей к ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать  об эффективной организации сотрудничества служб социальной помощи семье и детям и НГО в работе по профилактике детской безнадзорности.

Рекомендуется активно использовать на региональном и муниципальном  уровнях социальное партнерство  органов социальной защиты населения, служб социальной помощи семье и  детям, НГО и структур большого, среднего и малого бизнеса.

Социальное партнерство  основано на принципе оптимального использования  в общей деятельности для достижения планируемого результата части потенциала (организационно-административного, кадрового, креативного, материального, финансового, информационного и др.), которым  обладает каждый из субъектов партнерства. Реализация собственных ресурсов в  разумных, но достаточных для достижения цели объемах является важной задачей  организаций (государственных или  муниципальных, НГО и предпринимательских), связанных обязательствами в  рамках социального партнерства. При  этом достигается важный социальный эффект пересмотра каждым из партнеров  сложившихся негативных стереотипов  восприятия друг друга, формируется  новый положительный опыт сотрудничества в решении общих задач в  сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних, который затем  может быть перенесен на всю практику межсекторальных отношений и  послужит примером подобного подхода  для решения социальных задач  в различных областях.

Помимо модели социального  партнерства как наивысшего уровня в иерархии организационных основ  отношений между всеми секторами  социума, следует применять и  другие формы и методы сотрудничества (как в содержательных, так и  в обеспечивающих аспектах): заключение договоров о совместной деятельности, договоров целевого финансирования, дарения, пожертвования или ссуды  и других правовых актов, предусмотренных  действующим законодательством, при  обязательном условии их своевременного и правильного юридического оформления и закрепления. В работе по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних рекомендуется также использовать разнообразные формы организационного участия общественных объединений:

-выдвижение представителей  НГО в состав комиссий по  делам несовершеннолетних и защите  их прав;

включение лидеров НГО  в попечительские советы служб социальной помощи семье и детям;

-создание координационных  комитетов, сотрудничающих с государственными  и муниципальными социальными  службами и др.

В целях выбора оптимального места НГО в структуре профилактической деятельности специализированных учреждений важно взять на вооружение исторический опыт работы молодежных объединений  с учебными заведениями и трудными детьми, отдельные примеры возрождения  которого становятся практикой сегодняшнего дня (педагогические отряды, индивидуальное наставничество, участие в профилактике безнадзорности и беспризорности оперативных  молодежных дружин и др.).

Приобщение имеющихся  в регионе или муниципальном  образовании НГО социальной сферы  к деятельности по профилактике детской  безнадзорности, поддержка НГО, уже  работающих в этой области, и инициирование  создания новых, способных объединить граждан, которые желают лично участвовать  в деле общегосударственной важности - приоритетная задача органов по труду  и социальному развитию, социальной защите населения, по делам семьи  и молодежи.

Рекомендуется практиковать:

    • встречи органов власти с лидерами НГО и инициативными группами по созданию новых общественных объединений;
    • использование средств массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах);
    • индивидуальную работу с лидерами НГО;
    • применение программно-целевого и проектного подходов, основанных на участии общественных объединений в разработке и реализации целевых программ и отдельных проектов органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
    • внедрение системы государственных и муниципальных га рантов, в том числе на осуществление акций профилактической направленности;
    • включение мероприятий по профилактике безнадзорности в региональный и муниципальный заказы;
    • введение для НГО, участвующих в профилактической работе, льгот на оплату аренды помещений, коммунальных услуг, налоговых льгот в части регионального и местного бюджетов;
    • поощрение лучших НГО и их лидеров.

Системность, а также правовая и  финансовая четкость этой деятельности достигаются путем инициирования  органами социальной защиты населения  и другими заинтересованными  структурами управления социальной сферой разработки и принятия на региональном и муниципальном уровнях нормативных  правовых документов, регулирующих взаимодействие государственных, муниципальных органов  власти и общественных объединений, определяющих порядок и механизмы  обеспечения условий для их полноценного и эффективного участия в решении  важнейших социальных проблем, включая  профилактику безнадзорности несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Работник социальной службы.- 2000. - № 1-2. - С. 97-140.
  2. Боцу И.А. Социальное партнерство органов местного самоуправления с общественными организациями, оказывающими социальные услуги // Работник социальной службы. -2002. - № 2.
  3. Васильева Т.А. Опыт и перспективы взаимодействия неправительственных организаций и Правительства Москвы по оптимизации деятельности социальных учреждений // Первый Всероссийский научно-педагогический конгресс: Материалы выступлений. Т.1. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2002. - С. 188-199.
  4. Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. / Авт. колл.: Н.Я. Ларионова и др. - t М.: Союз социальной защиты детей, 2000.
  5. Дети улиц: Информационно-консультативный вестник / Правительство Москвы: Комитет по делам семьи и молодежи. Городской центр "Дети улиц". - М.: ИКАР, 2002. - Вып. 1.
  6. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2000.
  7. Иващенко Г.М. Дети безнадзорные // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 142-144.
  8. Карпухина Т.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей // Социальная работа: опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, 17- 18 ноября 2000 г.- М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. - С. 239-250.
  9. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. / Сост. Н.В. Винник. - М., 1997.
  10. Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Методические рекомендации / Л.С. Алексеева, Е.В. Бурмистрова, Т.В. Земских и др.; Под общ. ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2002.
  11. П.Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2000. - № 1-2. - С. 59-72.
  12. Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.-С. 61-63.
  13. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. / Сост. М.А. Слободская.- М.: Институт проблем гражданского общества, 1998.- Вып. 1.
  14. Синявский Б. Город, в котором нет беспризорников // РОКК. - 2002. - № 2. - С. 3-7.
  15. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области: Региональный опыт / М.Н. Мирсагатова, Е.А. Лысова, Н.А. Серых и др.; Ред. кол.: А.А. Лабейкин, М.А. Мирсагатова, А.П. Панов и др. - М.: Институт социальной работы, 1996.
  16. Социальное партнерство государственных органов и не правительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. / Отв. ред. A.M. Панов. Изд. 2-е.- М, 2002.

 


Информация о работе Детская безнадзорность в России