Частью сотрудничества социальных
служб с НГО является забота последних
о состоянии зданий и помещений
специализированных учреждений (спален,
комнат для учебных занятий и
отдыха, столовой, кухни, медицинских
кабинетов, психологической службы
и др.), их косметическом ремонте,
функциональном оснащении, создании обстановки
уюта и комфорта, а также о благоустройстве
и озеленении прилегающей территории,
возведении спортивных и игровых
сооружений. В этой работе вместе с
волонтерами могут участвовать
и воспитанники специализированных
учреждений.
4. Участие общественных
объединений в кадровом, научно-методическом
и информационном обеспечении системы
профилактики детской безнадзорности.
Органам социальной защиты
населения необходимо осуществлять
тесное сотрудничество, поддерживать
инициативы и текущую деятельность
НГО (профессиональных ассоциаций и
союзов работников социальных служб, социальных
работников, психологов, социальных педагогов,
некоммерческих партнерств и др.) в
области эффективного функционирования
системы профилактики детской безнадзорности
и обеспечивать:
- организацию обучения кадров
для органов управления социальной защитой
населения и специализированных учреждений;
- исследование ситуации в сфере
безнадзорности детей;
- проведение научно-практических
конференций;
- разработку методик по профилактической
работе, издание научно-методических пособий;
- подготовку и издание пособий,
обобщающих опыт работы и популяризирующих
деятельность служб социальной помощи
семье и детям и НГО в сфере профилактики
детской безнадзорности;
- выпуск информационных изданий
(журналов, газет), освещающих проблемы
профилактики детской безнадзорности.
Принципиально важным вопросом
является организация обучения руководителей
общественных организаций, действующих
в сфере социальной работы с детьми.
Среди них много молодых людей с
небольшим опытом работы и жизненным багажом.
Им необходимо передать опыт, знания и
навыки старших товарищей и руководителей
общественных организаций, которые работают
с другими категориями населения. Кроме
того, весьма динамично изменяется законодательная
база социального права и организационная
структура всей системы социальной защиты
населения, в том числе по социальной защите
детей, профилактике их безнадзорности
и беспризорности. Руководителей общественных
организаций необходимо периодически
знакомить с новыми законами в социальной
сфере и изменениями, внесенными в действующие
законодательные документы.
Обучение должно осуществляться
на различных уровнях: федеральном,
федерального округа, субъекта федерации,
города, муниципального образования. Вполне
оправданным явилось бы введение
новых специальностей (уровня социального
педагога и социального работника)-
руководителя общественной организации,
представителя органов социальной защиты
по связям с общественностью.
С учетом того, что государство
принимает на себя ведущую роль в
решении социальных проблем несовершеннолетних,
логично приписать именно структурам
социальной защиты населения функцию
подготовки руководителей общественных
объединений и организации помощи
им в работе. Кроме того, именно бюджетное
финансирование системы подготовки
гарантирует ее качество и стабильность.
Это позволяет обеспечивать тесный
контакт в совместной работе, осуществлять
квалифицированное взаимодействие
государственных структур и общественных
объединений в сфере социальной
работы с несовершеннолетними, учитывать
и использовать специфические возможности
государственных и общественных
организаций. Возложить такую функцию
целесообразно на представителей местных
органов социальной защиты по связям
с общественностью. Пока таких функциональных
обязанностей в системе профилактики
безнадзорности несовершеннолетних нет,
но они нужны. Это отдельная и
достаточно самостоятельная функция
управления социальной работой в
целом, и она требует квалифицированного
исполнения, полной концентрации внимания
и усилий, а также профессиональной
подготовки людей к ее реализации.
Заключение.
В заключение хотелось бы сказать
об эффективной организации сотрудничества
служб социальной помощи семье и детям
и НГО в работе по профилактике детской
безнадзорности.
Рекомендуется активно использовать
на региональном и муниципальном
уровнях социальное партнерство
органов социальной защиты населения,
служб социальной помощи семье и
детям, НГО и структур большого, среднего
и малого бизнеса.
Социальное партнерство
основано на принципе оптимального использования
в общей деятельности для достижения
планируемого результата части потенциала
(организационно-административного, кадрового,
креативного, материального, финансового,
информационного и др.), которым
обладает каждый из субъектов партнерства.
Реализация собственных ресурсов в
разумных, но достаточных для достижения
цели объемах является важной задачей
организаций (государственных или
муниципальных, НГО и предпринимательских),
связанных обязательствами в
рамках социального партнерства. При
этом достигается важный социальный
эффект пересмотра каждым из партнеров
сложившихся негативных стереотипов
восприятия друг друга, формируется
новый положительный опыт сотрудничества
в решении общих задач в
сфере профилактики безнадзорности
несовершеннолетних, который затем
может быть перенесен на всю практику
межсекторальных отношений и
послужит примером подобного подхода
для решения социальных задач
в различных областях.
Помимо модели социального
партнерства как наивысшего уровня
в иерархии организационных основ
отношений между всеми секторами
социума, следует применять и
другие формы и методы сотрудничества
(как в содержательных, так и
в обеспечивающих аспектах): заключение
договоров о совместной деятельности,
договоров целевого финансирования,
дарения, пожертвования или ссуды
и других правовых актов, предусмотренных
действующим законодательством, при
обязательном условии их своевременного
и правильного юридического оформления
и закрепления. В работе по предупреждению
безнадзорности несовершеннолетних рекомендуется
также использовать разнообразные формы
организационного участия общественных
объединений:
-выдвижение представителей
НГО в состав комиссий по
делам несовершеннолетних и защите
их прав;
включение лидеров НГО
в попечительские советы служб социальной
помощи семье и детям;
-создание координационных
комитетов, сотрудничающих с государственными
и муниципальными социальными
службами и др.
В целях выбора оптимального
места НГО в структуре профилактической
деятельности специализированных учреждений
важно взять на вооружение исторический
опыт работы молодежных объединений
с учебными заведениями и трудными
детьми, отдельные примеры возрождения
которого становятся практикой сегодняшнего
дня (педагогические отряды, индивидуальное
наставничество, участие в профилактике
безнадзорности и беспризорности оперативных
молодежных дружин и др.).
Приобщение имеющихся
в регионе или муниципальном
образовании НГО социальной сферы
к деятельности по профилактике детской
безнадзорности, поддержка НГО, уже
работающих в этой области, и инициирование
создания новых, способных объединить
граждан, которые желают лично участвовать
в деле общегосударственной важности
- приоритетная задача органов по труду
и социальному развитию, социальной
защите населения, по делам семьи
и молодежи.
Рекомендуется практиковать:
- встречи органов власти с лидерами НГО и инициативными группами по созданию новых общественных объединений;
- использование средств массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах);
- индивидуальную работу с лидерами НГО;
- применение программно-целевого и проектного подходов, основанных на участии общественных объединений в разработке и реализации целевых программ и отдельных проектов органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
- внедрение системы государственных и муниципальных га рантов, в том числе на осуществление акций профилактической направленности;
- включение мероприятий по профилактике безнадзорности в региональный и муниципальный заказы;
- введение для НГО, участвующих в профилактической работе, льгот на оплату аренды помещений, коммунальных услуг, налоговых льгот в части регионального и местного бюджетов;
- поощрение лучших НГО и их лидеров.
Системность, а также правовая и
финансовая четкость этой деятельности
достигаются путем инициирования
органами социальной защиты населения
и другими заинтересованными
структурами управления социальной
сферой разработки и принятия на региональном
и муниципальном уровнях нормативных
правовых документов, регулирующих взаимодействие
государственных, муниципальных органов
власти и общественных объединений,
определяющих порядок и механизмы
обеспечения условий для их полноценного
и эффективного участия в решении
важнейших социальных проблем, включая
профилактику безнадзорности несовершеннолетних.
Список литературы:
- "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Работник социальной службы.- 2000. - № 1-2. - С. 97-140.
- Боцу И.А. Социальное партнерство органов местного самоуправления с общественными организациями, оказывающими социальные услуги // Работник социальной службы. -2002. - № 2.
- Васильева Т.А. Опыт и перспективы взаимодействия неправительственных организаций и Правительства Москвы по оптимизации деятельности социальных учреждений // Первый Всероссийский научно-педагогический конгресс: Материалы выступлений. Т.1. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2002. - С. 188-199.
- Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. / Авт. колл.: Н.Я. Ларионова и др. - t М.: Союз социальной защиты детей, 2000.
- Дети улиц: Информационно-консультативный вестник / Правительство Москвы: Комитет по делам семьи и молодежи. Городской центр "Дети улиц". - М.: ИКАР, 2002. - Вып. 1.
- Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2000.
- Иващенко Г.М. Дети безнадзорные // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 142-144.
- Карпухина Т.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей // Социальная работа: опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, 17- 18 ноября 2000 г.- М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. - С. 239-250.
- Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. / Сост. Н.В. Винник. - М., 1997.
- Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Методические рекомендации / Л.С. Алексеева, Е.В. Бурмистрова, Т.В. Земских и др.; Под общ. ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2002.
- П.Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2000. - № 1-2. - С. 59-72.
- Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.-С. 61-63.
- Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. / Сост. М.А. Слободская.- М.: Институт проблем гражданского общества, 1998.- Вып. 1.
- Синявский Б. Город, в котором нет беспризорников // РОКК. - 2002. - № 2. - С. 3-7.
- Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области: Региональный опыт / М.Н. Мирсагатова, Е.А. Лысова, Н.А. Серых и др.; Ред. кол.: А.А. Лабейкин, М.А. Мирсагатова, А.П. Панов и др. - М.: Институт социальной работы, 1996.
- Социальное партнерство государственных органов и не правительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. / Отв. ред. A.M. Панов. Изд. 2-е.- М, 2002.