Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
для инвалидов
с нарушениями опорно-двигательной
системы
«Московский государственный
гуманитарно-экономический институт»
РЕФЕРАТ
Деятельность
некоммерческих организаций
в Российской
Федерации:сущность, место, роль и динамика.
для поступления в
аспирантуру
по специальности
22.00.04 - социальная структура, социальные институты
и процессы
Выполнил:
____________ _____________________
(Подпись)
(Ф.И.О.)
Предполагаемый научный
руководитель:
____________ _ ____________________
(Подпись)
(Ф.И.О.)
«____»_____________20___г.
Москва, 2012 г.
Некоммерческий сектор
является одним из основных критериев
определения зрелости гражданского общества.
Статья посвящена современному состоянию
третьего сектора в России и проблемам
его развития. Особое внимание уделено
отношению рядовых граждан к НКО и гражданскому
участию россиян, напрямую влияющих на
процесс развития гражданского общества.
Ключевые
слова: гражданское общество, некоммерческий
(третий) сектор, некоммерческие организации,
добровольчество, гражданское участие.
Введение
Политические и экономические
изменения, осуществляемые в нашей
стране в последние десятилетия,
явились условием возникновения новых
юридических форм и понятий, к числу которых
относится и категория некоммерческих
организаций. Некоммерческая форма хозяйствования
обладает рядом специфических особенностей,
дающих ей возможность успешно действовать
в экономических условиях современной
России. Благодаря хорошо развитой системе
по привлечению финансирования, возможности
использования труда добровольцев и гибкой
организационно-управленческой структуре,
некоммерческие организации способны
достигать наибольшей эффективности и
высокой степени адресности своих программ
по сравнению с другими формами ведения
хозяйства.
Актуальность темы. За последние годы в России наметилась
устойчивая тенденция роста числа некоммерческих
организаций. Возникают все новые фонды,
объединения, союзы и т.д. Это во многом
объясняется разнообразием и важностью
функций, выполняемых некоммерческими
организациями. Так, например, добровольные
объединения юридических лиц (ассоциации
и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской
деятельности, защиту имущественных интересов
юридических лиц. Немаловажную роль играют
также общественные объединения граждан,
различные фонды, учреждения.
Посредством деятельности некоммерческих
организаций происходит взаимодействие
предпринимателей и государства, осуществляется
представительство интересов предпринимателей
в государственных органах.
Сегодня открываются все
новые возможности расширения
деятельности некоммерческих организаций,
постепенно преобразующихся в
обширную и влиятельную систему,
во всех областях экономической, социальной
и общественной жизни России.
Объект работы – некоммерческие
организации.
Предмет работы – общественная
сфера деятельности.
Цель работы – изучить
этапы развития, сущность, структуру, управление
и источники финансирования некоммерческих
организаций, а также рассмотреть актуальное
состояние и тенденции развития НКО в
Российской Федерации.
При подготовке работы использовались
различные методы проведения социологических
исследований, в основном результаты
опросов по типу механической, гнездовой
и стратифицированной выборки, метод анализа
и обработки статистической информации.
Автором была изучена литература, интернет-ресурсы
и статистические данные по исследуемой
теме, включая актуальные доклады и материалы
конференций за последние 3 года.
Что такое третий сектор
Одним из следствий перехода России
от тоталитарного к демократическому
типу развития явилось обогащение лексического
запаса россиян массой новых понятий,
ранее известных лишь специалистам:
рыночные отношения, гражданское общество,
третий сектор и т.п. Некоторые из них сегодня
уже утвердились в массовом сознании,
и их значение ни у кого не вызывает вопросов,
другие – только “завоевывают аудиторию”.
Именно к таким категориям относится понятие
“третий сектор”, до сих пор имеющее множество
интерпретаций.
Некоммерческие организации определяются
законодательством как организации,
не имеющие в качестве основной цели
деятельности извлечение прибыли. Безусловно,
коммерческий сектор составляет основу
экономики любого государства. Вместе
с тем, известно, что коммерческие организации,
как правило, не работают в тех сферах,
где не удается получить значительные
финансовые результаты. Некоммерческие
организации могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения
споров и конфликтов, оказания юридической
помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ. Они
могут осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
они созданы, и соответствующую этим целям.
Подчеркнем, что второе из этих требований
накладывает определенные содержательные
ограничения на характер продукции (работ,
услуг), которую может производить та или
иная некоммерческая организация в рамках
предпринимательской деятельности.
Федеральный закон от 12 января 1996 г.
№7-ФЗ “О НКО” устанавливает, что
НКО могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения
споров и конфликтов, оказания юридической
помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ.
Закон не признает в качестве благотворительных
целей использование денежных и
других материальных средств, оказание
помощи в иных формах коммерческим
организациям, а также поддержку
политических партий, движений групп
и кампаний.
В странах с рыночной экономикой,
где существует частная собственность,
все множество юридических лиц
по типу собственности и характеру
деятельности принято подразделять
на три составляющие. Первая группа
или сектор объединяет все организации,
находящиеся в государственной или муниципальной
собственности вне зависимости от целей
функционирования. Второй сектор составляют
частные организации, основной целью деятельности
которых является извлечение прибыли
или бизнес. И наконец, организации, имущество
которых находится в частной (негосударственной)
собственности, а получение и распределение
прибыли между участниками не является
основной целью деятельности, образуют
третий сектор. Иными словами, это совокупность
негосударственных некоммерческих структур.
Основными признаками, свидетельствующими
о принадлежности той или иной
организации к третьему сектору,
являются: добровольный характер объединения,
самостоятельный выбор направления
деятельности и способов достижения
поставленных целей, юридическая дистанцированность
от государственных структур, отсутствие
коммерческого интереса, общественная
польза. Нередко структуры третьего сектора
называют независимыми некоммерческими
организациями, просто НКО (некоммерческие
организации) или добровольными организациями.
Использование этих определений допустимо,
хотя несколько условно. В то же время
в России нередко встречается отождествление
третьего сектора только с благотворительными
организациями или общественными объединениями,
что не оправдано сужает его значение
и вносит неразбериху в оценку его масштабов.
Подобная “узкая” трактовка
возникла в результате того, что
деятельность подавляющего числа организаций
третьего сектора сконцентрирована
сегодня на решении социальных вопросов.
Это обстоятельство имеет объективные
предпосылки. Кризис социалистической
системы и ее последующее преобразование
вызвали резкое обострение хорошо известных
и “легализацию” ранее скрытых от общественности
социальных проблем. Многие элементы социальной
системы, в советское время патронируемые
партаппаратом, выпали из сферы внимания
государства. Образовавшийся вакуум вынужденно
начали заполнять новые структуры – некоммерческие
добровольные объединения людей, непосредственно
столкнувшихся с какой-либо важной для
себя социальной проблемой, или способных
оказать помощь в ее решении. С другой
стороны, ослабление государственного
прессинга дало возможность объединяться
не только нуждающимся в социальной помощи.
Оно позволило организационно оформиться
многочисленным группам по интересам,
спектр которых весьма разнообразен.
Этапы формирования третьего сектора
Несмотря на молодость, российский
третий сектор пережил в процессе
своего формирования несколько этапов:
зарождение (до 1992 г.);
бурный рост (1992 – 1994 гг.);
кристаллизацию (1995 –1998 гг.);
кризис и стагнацию (с августа
1998 г.).
До начала решительных действий
в рамках социально-экономической
реформы, то есть до 1992 г., существовавшие
в России добровольные объединения
были крайне малочисленны, значительная
часть их носила преимущественно декоративный
характер и в целом они практически не
оказывали влияния на социальные процессы
в стране. Только в 1991 г. с принятием Закона
СССР “Об общественных объединениях”
(октябрь 1990 г.) разрешительный порядок
возникновения общественных организаций
был заменен на регистрационный. В результате
первые действительно добровольные объединения
граждан получили возможность функционировать
на вполне законном основании.
С 1992 г. начался бурный расцвет
общественного движения. Только в Министерстве
юстиции РФ было зарегистрировано в 2,4
раза больше всевозможных общественных
организаций общероссийского уровня,
чем в 1991 г. Особенно интенсивно третий
сектор формировался на областном уровне.
Местными органами юстиции ежегодно регистрировалось
в десятки раз больше общественных организаций,
чем Министерством юстиции России. Правда,
у некоторых организаций хватило сил и
задора только на регистрацию и лишь небольшая
часть общественных объединений, сформировавшихся
в тот период, оказалась жизнеспособной.
Такая ситуация продолжалась до 1995 г.,
когда на смену энтузиастам стали приходить
профессионалы.
Примерно к 1995 г. интенсивное разрастание
российского третьего сектора сменилось
процессом кристаллизации. Устоялись
наиболее эффективные организационные
формы и способы функционирования добровольных
объединений, стало расширяться правовое
пространство. Так, в 1995 г. был принят новый
Закон “Об общественных объединениях”,
появились Законы “О некоммерческой деятельности”
и “О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях”, регулирующие
не только общие моменты некоммерческой
деятельности, но и ее частные аспекты.
В августе-сентябре 1998 г. ситуация коренным
образом изменилась. В результате
разразившегося финансового кризиса оказалось
перекрыто большинство привычных каналов
финансирования некоммерческих структур,
были заблокированы все расчеты. Многие
организации потеряли даже те мизерные
средства, которые уже были перечислены
на их банковские счета. В результате,
некоммерческие организации превратились
в “злостных неплательщиков”, к которым
начали применять штрафные санкции, затем
им стали отключать электричество, отопление,
телефон. Для многих структур это оказалось
равнозначно ликвидации, поскольку лишало
смысла их основную деятельность (например,
детский телефон доверия – без телефонной
линии).
Наиболее серьезно в результате
кризиса пострадали самые крупные
добровольные организации, у которых
наиболее велики текущие расходы
– приюты, реабилитационные центры,
хосписы. По оценкам представителей третьего
сектора, его масштабы к моменту нормализации
положения сократятся примерно вдвое.
Многие объединения уже столкнулись с
нелегким выбором: погибнуть или перейти
на полукриминальные отношения со спонсорами.
Подобные незаконные действия значительно
ограничивают независимость организаций
третьего сектора, повышают их уязвимость.
Анализ основных акцентов относительно
современного состояния третьего сектора
в России и стратегий его развития,
звучавших в ключевых докладах на
Всероссийской конференции НКО (октябрь
2000), 8-ой международная конференция по
фандрайзингу (сентябрь 2000 год) [14], Гражданском
форуме (ноябрь 2001), а также изложенных
в докладе “Государственная программа
поддержки гражданских инициатив” (2000
год), позволяет сделать выводы о том, что
российские НКО:
фокусируются, главным образом, на “биовыживательных” потребностях наиболее нуждающихся групп населения;
видят свою роль почти исключительно в решении острых социальных проблем (снижении социальной напряженности,
создании новых рабочих мест, производстве
социальных услуг и т.д.);
используют почти исключительно западные модели вовлечения людей в решение наиболее острых социальных задач
рассматривают перспективы своего развития в контексте взаимодействия с другими
социальными институтами: государством,
бизнесом, средствами массовой информации.
Особенности российского
третьего сектора
В 1998 г. в России насчитывалось уже
около 160 тысяч НКО, в 1987 г. их количество
едва ли превышало 20 (Данные английского
фонда “Charities Aid Foundation” (CAF-Russia)). Прогресс
очевиден, однако до развитых зарубежных
стран России еще далеко. Для сравнения,
в начале 90-х годов в США к третьему сектору
относили себя около 1 млн. организаций,
во Франции – 600 тыс., в Великобритании
– более 250 тыс.2) При этом реальные
масштабы российского третьего сектора
трудно зафиксировать. Дело в том, что
определенная часть некоммерческих организаций по
сути фиктивна, так как их деятельность
с момента регистрации далека от уставных
целей. Создание таких НКО является попыткой
учредителей уйти от высокого налогообложения,
действующего в предпринимательской сфере.
Кроме того, регистрация НКО как общественной
организации наиболее проста, поскольку
практически не затрагивает вопросов
собственности. Как показывает практика,
у многих организаций на момент регистрации
заявленные цели не подкреплены ни финансовыми,
ни материальными, ни кадровыми ресурсами.