Дж Мид "От жеста к слову"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:09, творческая работа

Краткое описание

Это раздел из книги Дж.Мида американского ученого социолога, философа. Написана она чрезвычайно сложно и богато на научные термины в области философии и социологии. В этом разделе описывается влияние значения слов или жестов на социальное взаимодействие и путь который должен проделать жест до становления символом, тоесть до обретения некоего особенного смысла понятного для всех участников социального взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

рецензия.docx

— 16.33 Кб (Скачать файл)

СамГТУ

Кафедра Политологии, Политологии и Истории  Отечества.

 

 

 

 

 

 

Дж.Мид «От жеста к символу»

Конспект-рецензия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент  IV-ХТ-1 Баранов А.А.

Проверила: Петинова Т.М.

 

 

Самара 2013

 

 

Это раздел из книги Дж.Мида американского ученого социолога, философа. Написана она чрезвычайно сложно и богато на научные термины в области философии и социологии. В этом разделе описывается влияние значения слов или жестов на социальное взаимодействие и путь который должен проделать жест до становления символом, тоесть до обретения некоего особенного смысла понятного для всех участников социального взаимодействия.

«Если установка индивида уступить задирающей установке других есть установка, пробуждающая задирающую установку, тогда в этой же мере он оказывается пробудившим установку задирания в самом себе.» 

Довольно интересное заявление  и очень распространенное. Тоесть Мид имеет ввиду то, то все что с нами происходит есть отклик на наши же собственные стимулы. Простыми словами: Все причины наших бед в зеркале.

 

«Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем в других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение.»

Вот именно поэтому и существует такая поговорка-«Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты.»Таким образом, мы можем править себя, свое собственное я, тем, с каким кругом людей мы взаимодействуем постоянно. Простыми словами необходимо более избирательно относиться к кругу своих друзей и знакомы. Родных не выбирают, да и на родных грешить как-то не по-христиански.

 

«Если мы попытаемся отыскать в центральной нервной системе нечто, соответствующее нашему слову «кресло», то обнаруженное нами будет, очевидно, просто какой-то организацией целой группы возможных реакций, связанных между собой таким образом, что, начав действовать в одном направлении, они осуществляют один процесс, а начав действовать в другом — осуществляют другой процесс.»

Такая организация больших групп  нервных частиц, которая приводит к определенному поведению в  отношении окружающих нас объектов и будет являться смыслом по Миду. Я склонен согласиться с этим полностью, хотя сразу возникает вопрос как же наше мышление и понятие символов и слов отличается от животного разума? Животное действиет и жжет в полнее разумно, они осторожны рациональны, но они не могут поставить себя на место другого, не могут принять отвественности.У живот ных нет отклика на их же собствевнные стимулы. Это и есть то самое пресловутое абстрактное мышление. Думаю здесь все дело в последовательности и во взаимном влиянии нервных частиц друг на друга в ЦНС (центральная нервная система). Все составляющие наборов частиц отбрасывают как бы тень на последующие элементы. И во время разговора мы говоря например слово собака пытаемся вызвать ту группу частиц, которая формируется в нашем сознании. А таких групп может быть много.

 Например, собака может ассоциироваться например с другом или охранником, а может с опасностью или со злобой.

 

«Язык никогда не бывает произвольным в смысле простого обозначения какого-то чистого состояния сознания каким-то словом. То, какая именно конкретная часть чьего-либо действия послужит для направления кооперативной деятельности, более или менее произвольно. Это могут осуществлять различные фазы действия. То, что само по себе кажется незначительным, может оказаться в высшей степени значительным, раскрывая сущность данной установки. В этом смысле сам жест можно назвать незначительным, однако он в высшей степени значителен для выяснения того, что им собираются раскрыть.»

Речь идет о разнице между  эмоциональным и интеллектуальным значением слов. К примеру, у поэта  слова это их рабочая область, они оперируют эмоциями. Значения их слов не так важны как то, что  они в них вкладывают, так называемая «Душа».А для ученых важнее конечно донести истинный смысл слов и никакие эмоции не повлияют на то что 2+2=4. Нам хватает всего нескольких слов для этого, в то время как поэту может понадобиться кипа бумаг чтобы выразить любовь или же страдания.  

«Смысл возникает и располагается в пространстве отношения между жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста.»

Смысл по Миду это некая сумма из 3х единиц: Жест 1 человека(стимул), реакция принимающего (отклик) и тот результат, который этот стимул несет. Смысл не является чем-то отдельным от этих всех 3 единиц, он находится именно в их сфере. Смысл существует для появления новых объектов или идей, обновления старых объектов ну и т.д.

В конце всего хочется отметить, что эта глава книги читается тяжело, но построена достаточно удачно, чтобы ее понимать. Многие формулировки ученого без примеров и пояснений, поэтому приходится перечитывать и  пытаться, как то это применить  к понятным нам вещам. Однако, это и понравилось мне именно в этом научном трактате Мида. Думаю, стоит прочесть книгу целиком для полного осознания социального значения слов смысл, жест. Многое есть то с чем спорят другие ученые, но я к сожалению не компетентен в этих вопросах чтобы тягаться с Мидом. Но по большей части я склонен думать,так же как и он. С другой стороны, его высказывания о том, что мы мыслим не словами, а больше смыслами и жестами мне не понравилось, я считаю как раз наоборот. В общем и целом его книга интересна и довольно близка к нашей с вами жизни, в отличии например от прикладных научных трактатов.


Информация о работе Дж Мид "От жеста к слову"