Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение форм и методов организации социального обслуживания инвалидов и престарелых, для достижения чего поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;
2. рассмотреть инвалидов и пожилых граждан как субъектов социального обслуживания;
3. раскрыть права инвалидов и людей пожилого возраста в сфере социального обслуживания;
4. определить сущность, формы и методы социального обслуживания инвалидов и престарелых;
5. выявить основные проблемы социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста………………………………………………………………5
1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания……………………………………………………………………...9
1. 3 История социальной работы в России с пожилыми людьми…………….18
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Социальное обслуживание на дому………………………………………..21
2.2 Социальное обслуживание в стационарных учреждениях………………..23
2.3 Социальное обслуживание разового характера……………………………26
ГЛАВА 3. Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3.1 Дома интернаты……………………………………………………………...29
3.2 Проблемы деятельности домов-интернатов……………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...44
Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
1)разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2)обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3)разовое оказание материальной помощи;
4)содействие в получении временного жилого помещения;
5)организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6)организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7)иные срочные социальные услуги.
Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.
Социально-консультативную помощь
Социально-консультативная помощь[6] инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
- выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
-профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
- работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;
- обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
- правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.
Вывод:
Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, - от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).
ГЛАВА 3.Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3.1 Дома-интернаты малой вместимости
Обеспечение высокого качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, может быть более успешно достигнуто в небольших по численности проживающих учреждениях, расположенных на территориях, где эти граждане проживали ранее.
Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в домах малой вместимости имеет достаточно длительную историю. Официально оно берет начало в 70-х годах двадцатого века.
Стимулом к развитию сети указанных учреждений стало одобрение 21 декабря 1971 года постановлением Российского республиканского совета социального обеспечения колхозников Примерного положения о межколхозном доме-интернате для престарелых и инвалидов.
В соответствии с Примерным положением в межколхозном доме-интернате для престарелых и инвалидов обеспечивались необходимые условия для спокойной жизни и всестороннее материально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных членов колхозов.
В дальнейшем эти учреждения получили наименование домов ветеранов сельскохозяйственных производственных комплексов, назывались сельскими домами ветеранов и домами ветеранов, сохраняя свой главный признак – малую вместимость.
В 80-е годы в основном сформирована нормативная база деятельности домов малой вместимости (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 января 1987 г. № 95 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”, Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 г. № 113 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 мая 1988 г. № 621 “О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда”, Совета Министров РСФСР от 21 июня 1988 г. № 240 “О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда”).
Предусматривалось развитие новых, удобных для граждан престарелого возраста и инвалидов форм обслуживания, создание надлежащих условий для отдыха и досуга, развитие сети межколхозных и колхозных домов-интернатов.
В середине 90-х годов началась замена устаревшей нормативной базы, прежде всего, благодаря вступлению в действие федеральных законов “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” и “Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.
Однако в названных федеральных законах ничего не говорится о домах-интернатах малой вместимости. Можно констатировать, что в период принятия указанных выше федеральных законов была упущена возможность закрепления юридического статуса учреждений нового типа.
Цель Минтруда России – на основе комплексного анализа действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дать оценку состояния, определить эффективность домов-интернатов малой вместимости, выявить недостатки и пробелы в законодательстве, подготовить рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию правового механизма.
Немалая часть учреждений малой вместимости в 90-е годы образовалась на базе освободившихся общежитий, административных зданий, участковых больниц, детских дошкольных учреждений.
К категории учреждений малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов (с численностью проживающих граждан от 5 до 50 человек) можно отнести:
дома-интернаты малой вместимости, дома ветеранов, пансионаты, дома милосердия;
отделения стационарного проживания, милосердия, сестринского ухода, геронтологические отделения, созданные при учреждениях социального обслуживания или органах социальной защиты населения;
специальные жилые дома социального назначения для одиноких пожилых людей, одиноких (не имеющих детей) пожилых супружеских пар.
Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России проведен анализ деятельности учреждений малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации действует 494 дома-интерната малой вместимости, входящих в государственный и муниципальный секторы социального обслуживания, где проживает более 14,4 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов (табл. 1).
В их числе: 224 домов-интернатов, 76 домов-интернатов малой вместимости, 63 дома ветеранов, 56 домов милосердия, 34 пансионата, 25 отделений стационарного проживания; 11 специальных жилых домов; 5 геронтологических отделений.
Наибольшая численность государственных и муниципальных домов малой вместимости отмечается в Белгородской, Брянской, Орловской, Тверской областях (Центральный федеральный округ), Архангельской и Новгородской областях (Северо-Западный федеральный округ), Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях (Южный федеральный округ), республиках Марий Эл, Мордовия и Татарстан, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областях (Приволжский федеральный округ), Ханты-Мансийском автономном округе (Уральский федеральный округ), Республике Бурятия, Алтайском крае (Сибирский федеральный округ), Приморском и Хабаровском краях (Дальневосточный федеральный округ).
При этом 273 учреждения (более 55 процентов) рассчитаны на проживание до 26 граждан пожилого возраста и инвалидов (в основном расположены в Республике Бурятия, Алтайском крае, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Оренбургской, Томской и Челябинской областях), а 45 процентов (221 учреждение) – на проживание от 26 до 50 человек (находятся в республиках Марий Эл и Татарстан, Кемеровской, Нижегородской, Самарской и других областях).
К государственному сектору социального обслуживания (находятся в собственности субъектов Российской Федерации) относится четверть домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Как правило, учреждения малой вместимости, имеющиеся в регионе, относятся к различным секторам социального обслуживания.
В Республиках Алтай, Дагестан, Мордовия, Саха (Якутия) и Татарстан, Красноярском и Ставропольском краях, Воронежской, Псковской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях все действующие дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов относятся к государственному сектору социального обслуживания.
Наибольшее количество домов-интернатов малой вместимости (77 процентов) находится в ведении органов местного самоуправления и относится к муниципальному сектору социального обслуживания.
Например, в Орловской области действует 36 стационарных учреждений малой вместимости общего профиля, рассчитанных на проживание 772 граждан пожилого возраста и инвалидов. Все учреждения являются муниципальными, 6 учреждений имеют статус юридического лица, 30 учреждений являются структурными подразделениями центров социального обслуживания населения.
В Белгородской области открыто более 30 муниципальных сельских домов-ветеранов. В текущем году планируется открытие еще двух муниципальных стационарных учреждений для пожилых людей и инвалидов в Губкинском районе на 40 мест и в Грайворонском районе на 25 мест.
В среднем в разрезе отдельных регионов соотношение домов малой вместимости и общего количества стационарных учреждений социального обслуживания составляет 20-76 процентов.
Таким образом, данные учреждения функционируют во всех субъектах Российской Федерации, но практика их работы требует более тщательного изучения, четкого определения статуса, приоритетов (направлений) деятельности, а также оценки социальной и экономической эффективности.
Общим для перечисленных разновидностей учреждений социального обслуживания является:
во-первых, функционирование в географически близкой и привычной для пожилых людей среде жизнедеятельности (город, район, местность);
во-вторых, налаженное социально-медицинское и сервисное обслуживание;
в-третьих, персонифицированное предоставление необходимых (жизненно важных) социальных услуг и проведение индивидуальной социальной работы по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов.
Небольшая численность проживающих в учреждении позволяет на основе учета их потребностей организовать необходимый индивидуальный уход, облегчить процесс адаптации, создать условия, когда проживающий не чувствует себя затерянным среди незнакомых людей, с которыми которых ему предстоит взаимодействовать, сформировать ощущение коллективности. В небольших учреждениях создается благоприятный социально-психологический климат и уют, приближенные к домашним.
Условия небольшого стационарного (интернатного) учреждения социального обслуживания, где постоянно проживает не более 50 граждан пожилого возраста и инвалидов, как правило, по 1-2 человека в комнате, служат дополнительной гарантией позитивных результатов мер социальной адаптации, развитию возможностей самообслуживания, поддержанию активного образа жизни, осуществлению посильной трудовой деятельности, приобретению новых (полезных в пожилом возрасте) трудовых и бытовых навыков, содействию в восстановлении социальных связей.
По сравнению с крупными стационарными учреждениями, где адаптационный период зачастую протекает сложно, что может приводить к повышенной преждевременной смертности проживающих, в домах малой вместимости этот процесс проходит более легко и безболезненно.
Социальные преимущества домов-интернатов малой вместимости, получившие подтверждение во многих регионах страны, выдвигают организацию домов-интернатов малой вместимости в число наиболее перспективных направлений в сфере стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология позволяют облегчить доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам, персонифицировать традиционное стационарное обслуживание, реально обеспечить более благоприятные условия для продления жизни граждан с особыми потребностями, вызванными наступлением пожилого возраста, негативными изменениями состояния здоровья, значимыми социальными причинами (неустойчивое материальное положение, одиночество, неблагоустроенное жилье или его утрата по различным причинам, другое).
С учетом этого Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России разработаны:
Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов”;