Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 17:13, реферат
Цель реферата – рассмотреть традиционную бюрократию с точки зрения различных аспектов и выявить её преимущества и недостатки.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия: понятие, развитие, формировании……………………4
1.1. Понятие бюрократии………………………………………………………....4
1.2. Развитие бюрократии при эволюции общества……………………………5
1.3. Формирование бюрократии………………………………………………7
Глава 2. Признаки бюрократии: достоинство и недостатки…………………9
2.1. Признаки бюрократии по Веберу…………………………………………9
2.2 Недостатки бюрократии…………………………………………………….10
2.2.1. Достоинство бюрократии………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ «ИГУ»)
Институт социальных наук
Кафедра государственного и муниципального управления
Основы ГМУ
Достоинство и недостатки бюрократических систем управления
Выполнила: Сафонова Вера
Студентка 2 курса
Группы 15241
Иркутск, 2013
2
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюрократия: понятие, развитие, формировании……………………4
1.1. Понятие бюрократии………………………………
1.2. Развитие бюрократии при эволюции
1.3. Формирование бюрократии………………………………………………7
Глава 2. Признаки бюрократии:
достоинство и недостатки………………
2.1. Признаки бюрократии по Веберу…………………………
2.2 Недостатки бюрократии……………………………………………………
2.2.1. Достоинство бюрократии………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………13
3
Введение
Тема моего реферата – Достоинство и недостатки бюрократических систем управления.Объект исследования – традиционная бюрократия. Предмет – её положительные и отрицательные черты, достоинство и недостатки.
Цель реферата – рассмотреть традиционную бюрократию с точки зрения различных аспектов и выявить её преимущества и недостатки. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
Актуальность темы определяется тем, что на современном этапе развития общества бюрократия играет важную роль в его системе функционирования. Поэтому немаловажно знать слабые и сильные стороны бюрократии, чтобы проводить грамотную политику в обществе.
Структура реферата: работа состоит из введения, двух пунктов, восьми подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
4
Глава 1. Бюрократия: понятие, развитие, формирование
1.1. Понятие бюрократии
Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч.кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне,вмомент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).[5]
Первым,кто продемонстрировал
5
1.2. Развитие бюрократии при эволюции общества
Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 веке, сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.
Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.
Хотя в эпоху буржуазных революций бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах.
В современную эпоху принято
Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной.[8]
В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана с правительством, но не является его сутью. С самого начала
6
своего развития в капиталистическую эпоху
Хотя европейская бюрократия
не претендует на захват политической
власти, у нее находится множество
Наиболее известными противниками бюрократии среди современных ученых считаются английский писатель и историк Паркинсон и американский социальный психолог Уоррен Беннис. Паркинсон известен публицистическими работами, в которых он высмеивал недостатки бюрократической организации. Одно из наиболее знаменитых его высказываний: «штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объему проделанной работы». Беннис подходит к изучению бюрократии со строго научных позиций, предрекая провал бюрократии в связи с ее неспособностью решать непредвиденные ситуации и свести воедино организационные и индивидуальные цели. Какими бы устойчивыми ни были бюрократические системы, они постоянно развиваются и видоизменяются. Вебер, определяя идеальный тип бюрократии, вел речь только о формальной стороне этой системы, в то время как у нее существует и неформальная составляющая. Даже в тех организациях, где предписано советоваться только с коллегами, стоящими на более высоком уровне служебной иерархии, неформальные отношения часто оказываются сильнее принятых правил и постановлений. Этот неформальный аспект дает бюрократии возможность повысить гибкость системы в целом и снизить обезличенность процесса взаимодействия. С развитием новых средств коммуникации изменяется и отношение к строгой иерархии. В частности, электронная переписка по сети Интернет нарушает правило соподчиненности, представляя возможность обращаться к любому члену организации в обход принятой иерархии.[7]
7
Требования современного мира приводят к тому, что возникают новые формы управления, которые, будучи бюрократическими в веберовском понимании с точки зрения их рациональности и эффективности, обладают, однако, характеристиками, отличными от традиционных бюрократических структур. Так, Беннис ввел понятие «адхократии», обозначая им быстро изменяющуюся адаптивную структуру, группу специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с конкретной ситуацией. Примером такой структуры могут быть японские «кружки качества». В отличие от традиционной бюрократии, здесь нет четкой вертикальной иерархии и разделения труда, формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная. Подобного рода гибкие организационные структуры, почти исключающие бюрократизм, пользуются все большей популярностью в современном бизнесе. Однако правительственное управление остается все еще «рассадником» бюрократии.[9]
1.3. Формирование бюрократии
Бюрократия может формироваться
1. Бюрократическая структура
2.Бюрократическая структура
8
3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.
4.Источник создания
9
Глава 2. Признаки бюрократии: преимущества и недостатки
2.1. Признаки бюрократии по Веберу
Описывая идеальную бюрократическую
1.
Специализация и разделение
2. Вертикальная иерархия.
Структуру бюрократической
3. Четкие правила. Деятельность
каждого члена организации
4. Обезличенность
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество,
10
но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.[1]
2.2. Недостатки бюрократии
Теория бюрократии Вебера, отмечая некоторые недостатки и отрицательные свойства бюрократии и процесса бюрократизации, в целом расценивает ее как положительное начало государственного функционирования. Однако практика общественной жизни и пристальное изучение этого явления, особенно начиная с 30-х годов XX века, фиксируют недостатки организаций бюрократического типа. Дисфункциональные характеристики порождаются как раз теми принципами, которые Вебер считал основами бюрократической рациональности. Это — иерархия, безличность, централизация, специализация, регулируемость социальных действий законами, указами и предписаниями.
Информация о работе Достоинство и недостатки бюрократических систем управления