Достоинство и недостатки бюрократических систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 17:13, реферат

Краткое описание

Цель реферата – рассмотреть традиционную бюрократию с точки зрения различных аспектов и выявить её преимущества и недостатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия: понятие, развитие, формировании……………………4
1.1. Понятие бюрократии………………………………………………………....4
1.2. Развитие бюрократии при эволюции общества……………………………5
1.3. Формирование бюрократии………………………………………………7
Глава 2. Признаки бюрократии: достоинство и недостатки…………………9
2.1. Признаки бюрократии по Веберу…………………………………………9
2.2 Недостатки бюрократии…………………………………………………….10
2.2.1. Достоинство бюрократии………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Вера.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ «ИГУ»)

Институт социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Основы ГМУ

Достоинство и недостатки бюрократических систем управления

Выполнила: Сафонова Вера

Студентка 2 курса

Группы 15241

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013

 

2

План

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Бюрократия: понятие,  развитие, формировании……………………4

1.1. Понятие бюрократии………………………………………………………....4

1.2. Развитие  бюрократии при эволюции общества……………………………5

1.3.  Формирование  бюрократии………………………………………………7

Глава 2. Признаки бюрократии: достоинство и недостатки…………………9

2.1. Признаки  бюрократии по Веберу…………………………………………9

2.2  Недостатки бюрократии…………………………………………………….10

2.2.1.  Достоинство бюрократии………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Тема моего реферата – Достоинство и недостатки бюрократических систем управления.Объект исследования – традиционная бюрократия. Предмет – её положительные и отрицательные черты, достоинство и недостатки.

Цель реферата – рассмотреть традиционную бюрократию с точки зрения различных аспектов и выявить её преимущества и недостатки. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • рассмотреть определение и историю возникновения понятия «бюрократия»;
  • проанализировать процесс развития бюрократии;
  • рассмотреть условия формирования бюрократии;
  • выявить ее отрицательные моменты и её достоинства.

Актуальность  темы определяется тем, что на современном этапе развития общества бюрократия играет важную роль в его системе функционирования. Поэтому немаловажно знать слабые и сильные стороны бюрократии, чтобы проводить грамотную политику в обществе.

Структура реферата: работа состоит из введения, двух пунктов, восьми подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1. Бюрократия: понятие,  развитие, формирование

1.1. Понятие бюрократии      

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч.кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.      

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне,вмомент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).[5]      

Первым,кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия»)[3]

 

 

5

1.2. Развитие бюрократии  при эволюции общества

Хотя  термин «бюрократия» возник только в 18 веке, сами бюрократические структуры  существовали задолго до этого.     

Бюрократия  начала развиваться уже в самых  древних государствах, где происходила  профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.     

Хотя  в эпоху буржуазных революций  бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах.     

В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.     

Бюрократия  восточного типа встроена в систему  государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью  бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной.[8]      

В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана  с правительством, но не является его  сутью. С самого начала

6

своего развития в капиталистическую эпоху правительства  в странах западноевропейской цивилизации находились под контролем общества, и этот контроль сдерживает формирование сильных бюрократических систем.     

Хотя  европейская бюрократия не претендует на захват политической власти, у нее  находится множество противников.      

Наиболее  известными противниками бюрократии среди современных ученых считаются английский писатель и историк Паркинсон и американский социальный психолог Уоррен Беннис. Паркинсон известен публицистическими работами, в которых он высмеивал недостатки бюрократической организации. Одно из наиболее знаменитых его высказываний: «штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объему проделанной работы». Беннис подходит к изучению бюрократии со строго научных позиций, предрекая провал бюрократии в связи с ее неспособностью решать непредвиденные ситуации и свести воедино организационные и индивидуальные цели. Какими бы устойчивыми ни были бюрократические системы, они постоянно развиваются и видоизменяются. Вебер, определяя идеальный тип бюрократии, вел речь только о формальной стороне этой системы, в то время как у нее существует и неформальная составляющая. Даже в тех организациях, где предписано советоваться только с коллегами, стоящими на более высоком уровне служебной иерархии, неформальные отношения часто оказываются сильнее принятых правил и постановлений. Этот неформальный аспект дает бюрократии возможность повысить гибкость системы в целом и снизить обезличенность процесса взаимодействия. С развитием новых средств коммуникации изменяется и отношение к строгой иерархии. В частности, электронная переписка по сети Интернет нарушает правило соподчиненности, представляя возможность обращаться к любому члену организации в обход принятой иерархии.[7]     

7

Требования  современного мира приводят к тому, что возникают новые формы управления, которые, будучи бюрократическими в веберовском понимании с точки зрения их рациональности и эффективности, обладают, однако, характеристиками, отличными от традиционных бюрократических структур. Так, Беннис ввел понятие «адхократии», обозначая им быстро изменяющуюся адаптивную структуру, группу специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с конкретной ситуацией. Примером такой структуры могут быть японские «кружки качества». В отличие от традиционной бюрократии, здесь нет четкой вертикальной иерархии и разделения труда, формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная. Подобного рода гибкие организационные структуры, почти исключающие бюрократизм, пользуются все большей популярностью в современном бизнесе. Однако правительственное управление остается все еще «рассадником» бюрократии.[9]

1.3. Формирование  бюрократии     

Бюрократия  может формироваться несколькими  способами:     

1. Бюрократическая структура вырастает  вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.      

2.Бюрократическая структура возникает  вокруг группы людей. В этом  случае она с самого начала  сознательно создается для выполнения  определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.

8     

3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.     

4.Источник создания бюрократии  своеобразное «политическое  предпринимательство».Это происходит,когда группа людей, придерживающаяся  определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Глава 2. Признаки бюрократии: преимущества и  недостатки

2.1. Признаки бюрократии  по Веберу     

Описывая  идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:     

1.

Специализация и разделение труда.  Каждый сотрудник имеет определенные  обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать  сферу полномочий других членов  организации.     

2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации  можно сравнить с пирамидой: большинство  находится в ее основании, а  меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту  вертикальную иерархию, руководит  нижестоящими людьми и в свою  очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.      

3. Четкие правила. Деятельность  каждого члена организации регламентирована  правилами, цель которых –  это рационализация всего процесса  управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.      

4. Обезличенность взаимоотношений.  В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.      

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно  ограничивают их инициативу и творчество,

10

но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.[1]

2.2. Недостатки  бюрократии     

Теория  бюрократии Вебера, отмечая некоторые  недостатки и отрицательные свойства бюрократии и процесса бюрократизации, в целом расценивает ее как  положительное начало государственного функционирования. Однако практика общественной жизни и пристальное изучение этого явления, особенно начиная с 30-х годов XX века, фиксируют недостатки организаций бюрократического типа. Дисфункциональные характеристики порождаются как раз теми принципами, которые Вебер считал основами бюрократической рациональности. Это — иерархия, безличность, централизация, специализация, регулируемость социальных действий законами, указами и предписаниями.     

Информация о работе Достоинство и недостатки бюрократических систем управления