Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:31, курсовая работа
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Введение
Глава I. Социологический анализ молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени
1.2 Функции, задачи и особенности досуга
1.3 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Глава II.
1.1 Досуг российской молодежи: динамика последнего десятилетия
Заключение
Список используемой литературы
1.2 Функции, задачи и особенности досуга
Творческая деятельность
есть «родовая сущность человека», реализуя
которую «он преобразует мир»
(К. Маркс). Досуг – это зона активного
общения, удовлетворяющая потребности
студентов в контактах. Такие
формы досуга как самодеятельное
объединение по интересам, массовые
праздники – благоприятная
В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.
Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция [36, c. 85-87]
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
Известно, что существуют следующие принципы досуговой деятельности:
1.Принцип всеобщности
и доступности- то есть
2.Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях : от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3.Принцип систематичности
и целенаправленности –
4.Принцип преемственности
– предполагает культурное
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека
возможности реализовать
Особо следует выделить воспитательные
и просветительные функции
В повседневной жизни досуговая
активность выполняет множество
различных функций
Кроме того, досуговая активность
позволяет личности осознать противоположные
векторы своего существования. С
одной стороны, досуговые занятия
создают возможность
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
1.3 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.
Первый тип условно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.
Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) — “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни[26, c. 48-65] .
Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.
Четвертый тип молодёжи можно
определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”.
Он объединяет около 25% молодых людей,
сконцентрированных скорее на развивающих
формах общения и досуга (посещение
спортклубов, музеев, выставок, занятия
в кружках, объединениях по интересам,
дополнительные занятия с целью
самообразования и т.д.), чем на
простом отдыхе и встречах с друзьями,
а отношение к свободному времени
здесь становится более избирательным.
Подобный образ жизни невозможен
без социально-рекреационных
Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Шестой тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь в большей
степени ориентирована на друзей,
чем на семью. В этом её главное
отличие от старшего поколения. Отклонения
в распространенности разных типов
общения по отдельным регионам связаны
как с социально-экономическими
факторами (состояние местной экономики,
материальное положение и доходы
населения), так и с культурными
(традиции, взгляды, предпочтения). В
динамично развивающихся
Заключение
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес к
социологическому исследованию досуга
определяется также изменениями
содержания и структуры досуга под
воздействием социокультурных трансформаций,
произошедших в стране (смены ценностных
установок российской молодежи, развития
социальной инфраструктуры, появления
новых информационных технологий).
Это диктует необходимость
Основные выводы по теме исследования[ 25, c. 112- 114]:
1. Досуг выступает в
качестве структурного
2. Досуг характеризуется
вариативностью структурно-
3. Особенности социокультурного
положения молодежи
4. Процесс трансформации
досуговой сферы
5. Роль досуга как фактора
формирования особой
Информация о работе Досуг российской молодежи: динамика последнего десятилетия