Доходы населения. Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Реальные доходы населения — вещественное, предметное содержание доходов потребителя. Реальный доход можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количества каждого приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода.

Содержание

1. Доходы населения;
2. Источники их формирования;
3. Заработная плата;
4. Расслоение общества по доходам;
5. Социальная политика государства;
6. Субъекты и объекты соц. политики. Цель, задачи и стратегия политики. Функции.
7. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики;
8. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика. Соцполитика.docx

— 161.34 Кб (Скачать файл)

 

В состав среднего слоя входят мелкие и средние предприниматели, среднее звено бюрократии, а также  квалифицированные и адаптированные к рынку специалисты, высшие и  средние офицеры. Во всем населении  страны доля этого слоя составляет около 11%. Это около 10 млн человек со средним ежегодным доходом от 3600 до 36 000 долларов. По стандартам потребления средний класс России можно разделить на две группы. В первую входит незначительная часть общества (около 1 %). Стандарты потребления этой группы населения соответствуют западным потребительским стандартам среднего класса. Вторая группа россиян, представляющих средний класс, более многочисленна. Это еще 10 % населения. Месячный доход представителей этой группы среднего класса определяется приблизительно от 300 долларов в месяц. По меркам развитых стран, представителей этой группы отнести к среднему классу можно с натяжкой.

Базовый слой общества представляют адаптированные к новым условиям рабочие, служащие, массовая интеллигенция. Этот наиболее массовый слой объединяет более 50 % россиян. В структуре западных обществ подобное место занимает средний класс. Однако в российском обществе этот слой по большинству признаков не соответствует среднему классу. Низший слой общества почти наполовину состоит из наименее квалифицированных рабочих и служащих. К этому слою относятся хронически безработные, большинство пенсионеров и инвалидов. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 30 %.

 По данным на IV квартал 2009 года величина прожиточного минимума — 5144 руб/месяц.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 13,1 % (2009 г.).

По данным на I квартал 2012 года величина прожиточного минимума в РФ — 6307 руб/месяц.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 13,5 % (1 квартал 2012 г.).

 

Андекласс в своем большинстве образуют участники криминального мира (воры, бандиты, рэкетиры), люмпены (бродяги, нищие, бомжи, беспризорные дети). По разным оценкам, в эту группу входит от 5 % до 8 % населения.

 

    1. Социальная политика государства

 

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение  и индивидуальные социальные услуги).

 

Субъекты и объекты соц. политики. Цель, задачи и стратегия политики.

 

В качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Свою социальную политику государство  обычно проводит через местные и  региональные органы власти. Финансируется  государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами  социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства  состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в  определённых неблагоприятных жизненных  ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной  социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной  частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности в обществе и в соц политике.

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые  признаются обществом на данном этапе  его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного  решения.

 В качестве главных  приоритетов социальной политики  можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

 

 

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

    1. стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
    2. сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
    3. поддержание стабильного уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
    4. развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

 

   Таким образом, политика доходов  представляет собой составную  часть социальной политики государства. 

 

Основные функции социальной политики.

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

 

 

   Основные функции (главные задачи, направления) социальной политики:

   1. Обеспечение социальной  устойчивости, социальной безопасности общества.

Социальная структура  может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории  и одного общества в результате революций  и революционных реформ. Но она  должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций.

   Все существующие  ныне общества и современный  мировой порядок основаны на  принудительном социальном донорстве  одних социальных групп и стран  в пользу других (на эксплуатации). Отношения принудительного социального  донорства в основе своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости  в том и состоят, чтобы избежать  открытых проявлений антагонизма,  включая войны между странами  и гражданские войны.

  Господствующие классы  накопили исторический опыт силовой  консервации антагонизмов, подавления  восстаний и рево­люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная по­мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

   Видный теоретик  и практик социального рыночного  хозяйства, бывший канцлер ФРГ  В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког­да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...».

   2. Обеспечение политической  устойчивости власти.

Такая устойчивость по-разному  достигается в обществах разного  типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к  такому распределению реального  участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования.

   3. Обеспечение такого  распределения власти в хозяйстве  (собственности), которое признавалось  бы большинством справедливым, не  требующим борьбы за передел.

   4. Налаживание такой  системы распределения экономических  ресурсов и экономического эффекта,  которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

   5. Обеспечение обществом  и государством необходимого  и достаточного уровня экологической  безопасности.

  6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

 

Социальная защищенность.

   Социальная защищенность  — одна из общественных ценностей,  она предполагает объективную  положительную социально-психологическую  оценку социальными субъектами  данного конкретно-исторического  общества как жизненной среды.  Чувство социальной защищенности  возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или  население в целом осознают, что  социальные риски целенаправленно  понижаются обществом и государством  до степени, когда они не  могут существенно нарушить нормальное  общественное положение.

Взаимосвязь и взаимозависимость  социальной политики и экономики.

   Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной за­щиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.

   Неудовлетворительное  развитие социальной сферы, рост  нищеты, безработицы, в том числе  в скрытых формах, провалы в  обеспечении жилищно-коммунальными  услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.

 

Социально-трудовая сфера  как основа социальной политики.

   В последнее время  достаточно часто используется  понятие «социально-трудовая сфера  (СТС)», о котором упоминалось  выше. Оно отражает объект и  предмет социальной политики, единство  и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Информация о работе Доходы населения. Социальная политика государства