Европейская модель социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы в том, что принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.

Содержание

1. Введение
2. Исторические модели социального государства: теоретический аспект
3. Континентальная или корпоративная модель (опыт Германии, Франции, Италии)
4. Североевропейская модель
5. Англосаксонская модель
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа основы соц. гос-ва.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Основы социального государства 

на тему № 3: «Европейская модель социального государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 3. Европейская  модель социального государства

 

1. Введение

 

2. Исторические модели социального государства: теоретический аспект

  1. Континентальная или корпоративная модель (опыт Германии, Франции, Италии)
  2. Североевропейская модель
  3. Англосаксонская модель
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Актуальность выбранной  темы в том, что принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.

Цель работы в том, что бы проанализировать исторические модели социального государства, а  именно континентальную и корпоративную  модели германии, Франции, Италии, а  так же особенности Североевропейской  и Англосаксонской моделей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исторические модели социального государства: теоретический аспект.

Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.

Существует  несколько моделей социального государства.

Одна из них - либеральная  модель, в основе которой лежит  индивидуальный принцип, предусматривающий  личную ответственность каждого  члена общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государства  в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Наиболее распространенной моделью социального государства  является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания.

В Европе сложилось два  типа стран, принципиально различающихся  соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся  страны с социально ориентированной  рыночной экономикой, где бюджетные  отчисления и страховые взносы работника  и работодателя на социальные мероприятия  примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся  страны так называемого рыночного  социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды  берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

Российская Федерация  провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической  и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.

Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

Первое место в ряду положений, относящихся к концепции  социального государства, занимает положение о социальной функции  частной собственности, что совершенно справедливо, ведь считается, что собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние.

Второе положение, связанное  с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение  его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач.

 

 

 

3. Континентальная  или корпоративная модель (опыт  Германии, Франции, Италии)

 Континентальную или  корпоративную модель так же  называют  «европейской» в соответствии с ее геополитической доминантой. Центральный принцип – совмещение возможностей рынка с механизмами солидарной самозащиты (социальное страхование) под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, корпоративная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных работников в процветающих отраслях производства результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, соответственно они не имеют права на страховые пособия, а уровень государственного вспомоществования крайне невелик. Поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации и общественную помощь, также обычно небольшую. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного общества».

Данная модель в европейских странах, таких как Германия, Франция, Италия предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

В отличие от социал-демократической  модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности  каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты – социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности.

Поэтому более высокий уровень  социальной защиты (в рамках социального  страхования) может рассматриваться  как награда за труд и сознательность.

В Германии самыми типичными  формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.

Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Североевропейская модель

Североевропейская модель экономического развития наиболее привлекательна в мире с точки зрения эффективного использования национальных и внешних ресурсов, применяемых с учетом требований социальной справедливости и повышения устойчивости развития. Разработку и реализацию такой модели можно считать важнейшим вкладом скандинавских стран и Финляндии в развитие человеческой цивилизации. Эти страны являются новаторами не только в технологической, но и социально-экономической сфере. Например, они первыми в мире создали единый рынок труда и социальных гарантий трудящимся, наиболее универсальную в международном сравнении систему социальной защиты населения от неблагоприятного воздействия рыночных механизмов, которые создают социально уязвимые группы населения. Социально ориентированное государство с его системой мер поддержки создает оптимальные условия для развития человеческого потенциала.

Главными составляющими  этой модели являются:

  • Государственная система, обеспечивающая высокий уровень экономической защиты;
  • Перераспределение доходов через социальные выплаты;
  • Децентрализация и контроль, которые осуществляются в рамках законодательства;
  • Равенство властей на местах.

 

 

 

 

  1. Англосаксонская модель социального государства.

Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит организация системы социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие "равные пособия за равные взносы" считается социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода.

В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу.

Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

Следует отметить, что  внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии - только низкооплачиваемым.

Обращают на себя внимание две специфические особенности  британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, - старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также - в силу исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

Информация о работе Европейская модель социального государства