Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:08, контрольная работа
Краткое описание
Жизнь показала, что экономический рост и социальный прогресс невозможны без широкого вовлечения в общественные процессы женщин, составляющих более половины населения России. Современное положение женщины в России, также как и понимание ее роли в экономике, политике и семье, существенно определяется процессами, происходящими в обществе. Перемены последних лет (демократизация, гласность, либерализация экономики, формирование основ гражданского общества) с одной стороны, привели к ряду позитивных изменений: в российском обществе отмечается рост гражданской активности женщин, работают довольно многочисленные женские союзы и организации, появились яркие женщины - лидеры в политике, предпринимательстве.
Жизнь показала, что экономический
рост и социальный прогресс невозможны
без широкого вовлечения в общественные
процессы женщин, составляющих более половины
населения России.
Современное положение женщины
в России, также как и понимание ее роли
в экономике, политике и семье, существенно
определяется процессами, происходящими
в обществе. Перемены последних лет (демократизация,
гласность, либерализация экономики, формирование
основ гражданского общества) с одной
стороны, привели к ряду позитивных изменений:
в российском обществе отмечается рост
гражданской активности женщин, работают
довольно многочисленные женские союзы
и организации, появились яркие женщины
- лидеры в политике, предпринимательстве.
С другой стороны, отсутствие гарантий
соблюдения демократических и рыночных
свобод, постоянные политические кризисы,
обострение социально-экономических проблем,
феминизация безработицы и бедности, вытеснение
женщин из сферы "передела" собственности
и принятия решений существенно ограничили
свободу их жизненного выбора. Для многих
женщин стратегией жизни стало выживание.
Процессы модернизации и трансформации
российского общества обусловили деи-деологизацию
и демифологизацию сознания людей, затронули
интересы всех слоев и групп российского
общества, все сферы его жизнедеятельности.
Структурные перемены произошли также
в социальных отношениях между полами,
то есть в тендерных отношениях.
Исследование проблем, связанных
с оценкой реального положения женщин
и роли женских движений в обществе, имеет
большое теоретическое и практическое
значение, так как без всестороннего научного
анализа невозможна объективная и полная
оценка происходящих в обществе изменений,
связанных с политическими и социальными
реформами.
В настоящее время в России насчитывается
более 700 крупных и средних женских общественных
организаций, которые отражают разнообразие
интересов женщин и представляют их во
взаимоотношениях с органами власти разных
уровней - от федерального до местного,
и другими общественными объединениями.
В целом в регионах страны по данным официальной
статистики действует около 15 тысяч женских
объединений
К сожалению, многочисленность
организаций не всегда определяет качество
и результаты их работы. Исследования
показывают, например, что в женском движении
России много проблем и противоречий:
невысока их популярность, большая разобщенность
женских объединений, отсутствие молодежных
женских организаций, невозможность эффективно
реализовать стоящие перед ними задачи
в силу невнимания государства к проблемам
женщин и семьи и инерционностью общественного
мнения, в котором преобладают патриархальные
стереотипы по отношению к женщинам, активно
участвующим в политике и управлении.
На стадии становления находятся
процессы взаимодействия и социального
партнерства женских организаций с государством,
властными структурами, другими общественными
объединениями.
На наш взгляд, существуют серьезные
противоречия между теорией и практикой
демократизации современного российского
общества, предполагающие расширение
политических прав и свобод, реальную
ликвидацию дискриминации по признаку
пола во всех сферах общественной жизни.
- с одной стороны, и отстранение женщин
от участия в принятии управленческих
и политических решений и влиянии на государственную
политику - с другой: между процессом становления
женщин как субъекта политики и социальной
жизни и стремлением общества сохранить
за ними роль объекта политики; между законодательно
декларируемым уровнем политического
статуса женщин и его фактическим состоянием.
Устранение этих противоречий
становится возможным при изменении отношения
к женщине в обществе, росте авторитета
и влияния женских движений, совершенствовании
нормативно-правовой базы, определяющей
государственные гарантии равенства не
только прав, но и возможностей женщин
и мужчин.
Для этого необходимо, используя
тендерный подход, проанатизировать имеющийся
опыт деятельности женских организаций,
выявить сильные и слабые стороны государственной
женской политики, причины тендерной асимметрии
и на этой основе определить оптимальные
и рациональные пути повышения роли женских
движений в политической и социальной
жизни общества. Особую значимость теме
исследования придает то обстоятельство,
что в диссертации осмысливается региональный
опыт.
Первые исследования российского
женского движения появились в начале
XX столетия. В работах ученых и деятельниц
женского движения рассматривались вопросы
борьбы женщин за свои экономические и
политические права, проблемы формирования
женских групп и организаций, взаимодействия
с органами власти, партиями и общественными
объединениями [49. 55, 92, 214, 222].
В 1920-е - 30-е годы непосредственные организаторы
и руководители пролетарского направления
в российском женском движении И.Ф.Арманд,
А.М.Коллонтай и Н.К.Крупская [41, 108, 111, 109,
138] отстаивали классовый подход в женском
вопросе, пропагандировали участие женщин
в деятельности ВКП (б), рассматривали вопросы оказания
помощи женщинам в воспитании детей, вовлечения
их в общественное производство, ликвидации
неграмотности.
В последующие годы (конец 30-х - 40-е годы)
разработка проблем развития женского
движения прекращается в силу формирования
в стране командно-административной системы.
По личному распоряжению И.В.Сталина деятельность
независимых женских объединений была
запрещена, их заменили женские секции
при партийных комитетах. В советской
идеологии 30-х годов утвердилось положение
о том, что "женский вопрос" в СССР был решен окончательно. Понятие
"дискриминация советских женщин"
не встречалось ни в политическом, ни в
научном лексиконе. Научный интерес к
женскому вопросу возрождается вновь
только в послевоенный период в связи
с массовым участием женщин в восстановлении
разрушенного войной хозяйства, в культурном
строительстве, изменением их роли в семье
и воспитании детей [51,212, 227, 230].
В 70-е - 80-е годы преимущественно
исследовалось развитие международного
женского движения, зарубежный опыт различных
женских объединений и союзов, что было
связано главным образом с созданием Комитета
советских женщин. В то же время изучение
женского движения в собственной стране
почти не осуществлялось, а если и велось,
то как бы обособленно от общей тенденции
изучения общественных движений
В 90-е годы наметились принципиально
новые комплексные исследования женской
темы. Важное значение в этом плане имела
современная оценка проблем, связанных
с женским вопросом в стране и создание
в рамках Института социально-экономических
проблем народонаселения Российской Академии
Наук (ИСЭПН РАН) Центра тендерных исследований
(МЦГИ). Задачей исследователей становится
осмысление новой реальности. Следует
отметить содержательные работы философов
Т.А.Клименковой, Н.С.Юлиной, историка Н.Л.Пушкаревой
[105, 228, 147], которые первыми предприняли
попытки ввести проблематику пола в отечественную
науку. В это время формируется понятийный
аппарат нового научного направления
- феминологии (затем тендерных исследований),
в профессиональный и публичный дискурсы
вводятся термины "феминизм", "патриархат",
"гендер". "сексизм" и другие.
В настоящее время особенностью
изучения женских движений является то.
что закладывается отечественная традиция
в исследовании этого феномена. И поэтому
вполне закономерно, что научная литература
по проблеме значительно обогатилась
как за счет зарубежной, в том числе переводной
литературы [129, 195. 209. 223. 38. 79. 127], так и за
счет оригинальных работ российских авторов.
Научная литература, в которой рассматриваются
проблемы женщин, в целом довольно обширна.
За последние десять лет по тендерной
тематике опубликовано около полутора
тысяч книг, статей, эссе, тезисов, учебных
программ [68].
Однако, оценивая степень научной
разработанности данной темы, необходимо
отметить недостаточность, ограниченность
данных по тендерной статистике и статистике
общественных движений, а также почти
полное отсутствие переводов на русский
язык классических и современных работ
западных исследователей. Поэтому библиография
диссертационного исследования во многом
включает журнальные статьи, материалы
научных конференций и авторские переводы
отдельных статей в зарубежной печати.
В данной работе предпринята
попытка дать анализ женских движений
как целостного феномена общественно-политической
жизни России с позиций тендерного подхода.
Особое внимание уделяется теоретическому
осмыслению сложившегося опыта действующих
женских организаций, особенно регионального
на уровне местного самоуправления. Актуальность
и значимость данных проблем и обусловили
выбор темы исследования.
Основная цель настоящего диссертационного
исследования состоит в том, чтобы на основе
анализа теории и практики современного
российского женского движения с помощью
тендерного подхода выявить его особенности
и сформировать целостную концепцию женского
движения как социального и политического
института; используя исторический аспект
исследования, показать процессы становления
и развития женского движения в условиях
общественных трансформаций в России,
выявить общее и особенное в деятельности
женских объединений на федеральном и
региональном уровнях.
Исходя из цели, в диссертации
необходимо решить следующие задачи: проанализировать
современные теоретические и методологические
подходы к анализу женского движения как
в отечественной, так и в зарубежной науке;
обосновать необходимость использования
тендерного подхода при анализе женского
движения и положения женщины в обществе,
уточнить содержание категорий "тендер"
и "тендерные исследования" и определить
их предметное поле; выявить основные
факторы, влияющие на становление отечественного
женского движения в современных условиях;
- дать содержательно-структурную
характеристику российским женщинам
как тендерной группе и потенциальной
социальной базе женского движения;
раскрыть существующие формы
взаимодействия женских организаций
с властными структурами и
выделить наиболее эффективные;
исследовать роль и место женского
движения в социально-политической
жизни региона, дать типологию
региональных женских общественных
организаций и выявить региональный
контекст их деятельности; показать
пути повышения эффективности
взаимодействия государственных
и муниципальных служб с женскими
объединениями и организациями;
- выработать рекомендации,
способствующие повышению роли
женских общественных и неправительственных
объединений в политической и
социальной жизни региона.
Женские движения выводятся
за рамки традиционного толкования (которое
было отнесено в первую очередь к рассмотрению
социальных проблем женщин в сфере занятости,
семейных отношений, воспитания, материнства).
Женские объединения рассматриваются
как структуры гражданского общества,
представляющие разнообразные интересы
женщин и ведущие диалог с властью. Анализируется
малоисследованная проблема взаимодействия
региональных женских организаций с органами
местного самоуправления.
Предпринята попытка использовать
принципы тендерного подхода в изучении
социального статуса женщин в обществе
и роли женских движений, что позволяет
учитывать тот факт, что явления, происходящие
в социуме, по-разному влияют на мужское
и женское население, вызывают неодинаковые
их реакции. Тендерные отношения рассматриваются
как один из аспектов повседневных отношений
в обществе и семье и как основной фактор
тендерной социальной стратификации общества.
Проблемы социальной и политической
адаптации российских женщин рассматриваются
в неразрывном единстве. Женщины как тендерная
группа выступают не только как объект
государственной политики, но и в качестве
автономного субъекта социального и политического
действия.
Результаты исследования деятельности
женских организаций с позиций тендерного
подхода позволяют, кроме высказанных
по ходу изложения материала предложений,
сделать некоторые выводы, направленные
на совершенствование деятельности женских
организаций в соответствии с требованиями
жизни.
К ним относятся следующие: -
необходимо совершенствовать государственную
политику в отношении женщин, внести коррективы
в идеологию женской государственной
политики, в действующее законодательство
по проблемам улучшения положения женщин
и преодоления тендерного дисбаланса
в обществе; устранить те юридические
нормы, которые объективно снижают конкурентоспособность
женщин во всех сферах общественной жизни;
заложить правовые основы антидискриминационной
политики, добиться принятия Гоч сударственной
Думой Федерального Закона "О государственных
гарантиях равных прав и свобод и равных
возможностей мужчин и женщин в Российской
Федерации"; принять поправки к избирательному
законодательству, предусматривающие
тендерное квотирование и паритетное
представительство; детерминантой достижения
тендерной симметрии в сфере государственного
управления должно выступать паритетное
представительство женщин и мужчин в структурах
власти; активнее привлекать женщин и
женские общественные организации к решению
социально-экономических проблем региона,
формировать климат благоприятствования
их инициативам, обеспечить дальнейшее
развитие уже существующих механизмов
связи между женскими объединениями и
органами власти; совершенствовать взаимодействие
и социальное партнерство в отношениях
структур власти и неправительственных
женских организаций; - развивать тенденции
общественного доверия к женщинам, формировать
такую тактику и стратегию деятельности
женских объединений, чтобы появились
женщины - лидеры и у них возникла особая
необходимость участвовать в политике.
Практика свидетельствует о
необходимости усиления внимания к вопросам
солидарности, координации действий женских
организаций в отстаивании общих интересов
женщин. Назрела настоятельная необходимость
на региональном и местном уровнях ввести
специальную должность уполномоченного
(координатора) по правам женщин или специалиста
по женским движениям в отделах по связям
с общественностью или общественными
объединениями в областной и районных
администрациях.
Требует новых подходов взаимодействие
женских объединений со СМИ, использование возможностей
служб "паблик рилейшнз".