Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:43, реферат
Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие "социология", обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт также пользовался понятиями "социальная статика" для истолкования структуры общества и "социальная динамика", с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества.
Социология О. Конта
Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)
Введение
Французский ученый и философ, позитивист,
энциклопедически образованный мыслитель
Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем
социологии как самостоятельной
и целостной науки об обществе.
Именно он ввел в оборот само понятие
"социология", обозначающее учение
об обществе, которое он нередко
называл еще социальной философией.
Конт также пользовался понятиями
"социальная статика" для истолкования
структуры общества и "социальная
динамика", с помощью которого
раскрывал механизм функционирования
и развития общества. В итоге он
разработал целую систему понятий,
вошедших в созданную им социологию,
посредством которых он выразил
и обосновал свои взгляды на общество
и исторический процесс. Конт выступал
против того, чтобы считать общество
простой совокупностью
Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)
Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.
Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах.
Таким образом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:
теологического;
метафизического;
позитивного.
Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.
Предшествующее состояние
В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет "сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее". Это положение взято из "Курса позитивной философии". Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может "раздвоиться" на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.
Социология, по Конту, есть наука о мыслительной деятельности. Человек познает разум только при условии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении истории и в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как у психологов, ни методом рефлективного анализа, как у Канта.
Саму социологию Конт подразделял на две основные части - социальную статику и социальную динамику. Первая - призвана изучать условия существования и законы функционирования социологических систем; вторая - законы их развития и изменения.
Социальная статика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно также, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучать политику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.
Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.
Человек, по его мнению, изначально
преимущественно эгоистичен, хотя в
его природе наряду с "эгоистически-личностным"
имеется и неэгоистическое, "социальное"
начало. И вся история человечества
у О.Конта представляет собой
постепенное преодоление
Социальная динамика О.Конта - это
позитивная теория общественного развития
- имеет более историко-
Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:
обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;
определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;
поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;
обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
Критикуя умозрительный, чисто
абстрактный подход к изучению общественной
жизни, апеллируя к положительному,
опытному знанию к историко-сравнительному
методу исследования, признавая эволюционный
характер социальных процессов и
их закономерность, он оказал сильное
влияние на формирование социологии
как самостоятельной сферы
Список использованной литературы
Бабосов Е.М. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов /Е.М. Бабосов. – Мн.: "Тетрасистемс", 2006. – 640 с.
Волков Ю.Г. Социология/Ю.Г.Волков, Ростов –н/Д.: Феникс, -2000, - 571с.
Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М. – 2006, - 654 с.
Социология. Основы общей теории учебник. /Г.В.Осипов. – М. Норма, 2008. – 912 с.
Социология: учебник для вузов. /В.И.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2008, - 448 с.
Информация о работе Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)