Занятость молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Занятость является важнейшей составной частью молодежной политики. Профессиональная ориентация в школе и вузе, качественное образование, открытая конкуренция работодателей – все это увеличивает вероятность профессиональной самореализации, создания крепкой благополучной семьи. К сожалению, сегодня состояние рынка труда Беларуси для молодежи является крайне неблагоприятным и даже критическим. Наша страна быстро входит в самый острый в своей новейшей истории структурный кризис. Государство выбрало модель развития, основанную на государственной собственности. Распорядители чужим (политики и чиновники) перераспределяют более половины ВВП. В стране создана система тотального контроля и регулирования практически любого вида экономической деятельности. На работодателях лежит основная нагрузка по выплате социального налога (34% с фонда заработной планы).

Вложенные файлы: 1 файл

занятость молодежи.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

Очевидным барьером на пути расширения молодежной занятости является существование обязательной для всех Единой тарифной сетки (ЕТС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Ограничения, накладываемые ЕТС на размер оплаты в зависимости от разряда, и ЕТКС на присвоение профессии или квалификации мешают работодателю материально стимулировать работников с высокой производительностью труда. Требования, изложенные в ЕТКС, также создают ограничения для работы на конкретной должности специалистов не имеющих профильного образования.

Для создания благоприятных условий молодежной занятости необходима безоговорочная отмене норм ЕТС и ЕТКС для всех видов профессий за исключением нескольких профессий, требующих особых специфических навыков и опасных для жизни и здоровья работника (например, профессия пожарного спасателя).

Очередным препятствием для полноценной интеграции молодежи в рынок труда является наличие обязательного распределения выпускников вузов и ссузов, обучающихся на бюджетной форме обучения. Такая форма принудительной занятости не только нарушает права родителей и студентов, но является формой субсидий тем предприятиям, которые по различным причинам не могут или не хотят бороться на конкурентном рынке труда за специалистов. Среди причин, как правило, идет довольно низкая зарплата, которую могут предложить такого рода организации.

Таким образом, работа по распределению приводит к неэффективному распределению трудовых ресурсов, способствует падению мотивации к постижению практических навыков, знаний и умений, востребованных на рынке труда по специальности, которую молодые люди получают в учебном заведении. Обязательное распределение и гарантии снижают заинтересованность молодых людей в результатах труда. Молодые работники, работая по распределению преимущественно в государственных коммерческих организациях, лишены возможности совершенствовать профессиональные навыки. Таким образом, на этапе наибольшей восприимчивости к инновациям, возможность молодежи адаптировать полученные в вузах знания существенно ограничена.

Ликвидация субсидирования неэффективных организаций придаст динамики молодежному рынку труда. Успешные компании получают возможность нанимать отлично успевающих и обладающих необходимым уровнем знаний выпускников. Потенциал молодежи существенно повысит конкурентные преимущества частных белорусских компаний.

Законодательство о рынке труда позволяет ущемлять нанимателей, которым не так просто уволить сотрудника, не удовлетворяющего требованиям, но зачисленного по распределению. Убытки от контракта с таким сотрудником значительно превышают прибыль от разницы в зарплате, которую пришлось бы платить квалифицированному и заинтересованному сотруднику.

Таким образом, налицо система распределения, которая невыгодна как для выпускников, так и для нанимателей. Она является неудачной альтернативой свободного выбора работы после окончания учебного заведения на основе добровольного контракта с нанимателем. Полная отмена обязательного распределения является необходимым условием полноценной молодежной политики занятости.

Сегодня в Беларуси некоторые студенты старших курсов совмещают учебу со связанной с ней работой (в технических вузах эта тенденция особенно проявляется во время дипломного проектирования). Данная ситуация обоюдовыгодна. С одной стороны, студенты получают практические навыки работы, деньги за труд, а наиболее успешные студенты получают гарантийное письмо и первое рабочее место. С другой стороны, организация получает работника, который согласен работать за меньшие деньги, который ко времени окончания вуза, ссуза и прихода на работу становится специалистом с начальным опытом работы и более высокой производительностью труда по сравнению с теми людьми, которые не работали до получения диплома. Практика показывает, что наибольшие зарплаты получают те вчерашние студенты, которые работали по специальности до получения диплома.

В такой ситуации государства должно ликвидировать ограничения на трудоустройство студентов дневного отделения. Это позволит заключать официальные договора с нанимателем, в которых будут прописаны условия, режим работы, порядок вознаграждения, а также позволит избежать ситуаций, когда студент был принят на работу без оформления, а работодатель, воспользовавшись данной ситуацией, не заплатил ему за работу.

Еще один шаг в этом направлении - законодательно утвержденное право университетов определять режим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрение практики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям более эффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними свое время.

Проблема законодательных ограничений рынка труда также является тормозом для развития молодежной занятости. Большинство современных государств регулируют рынок труда множеством способов. Даже страны, традиционно считающиеся экономически более свободными, ограничивает свободу рынка труда больше, чем большинство других сфер экономики. Беларусь в этом смысле не является исключением.

Обычно ограничения рынка труда обосновываются заботой о самих рабочих, но на практике данный тезис не подтверждается фактами. Рассмотрим основные виды государственного регулирования рынка труда, особенно в контексте их влияния на занятость среди молодежи.

Пособия по безработице. Данный вид государственного регулирования не играет значительной роли в Беларуси ввиду символической суммы данного пособия и сложных условий получения (обязательные оплачиваемые общественные работы). Однако мировой опыт применения минимальной зарплаты свидетельствует об отсутствии положительных эффектов и обилии отрицательных (прослеживается зависимость между уровнем пособий и уровнем безработицы в таких странах как Франция, Германия), что позволяет утверждать о необходимости отсутствия подобных пособий в Беларуси.

Если работник долго получает высокое пособие по безработице, и от него не требуется активный поиск работы, он предпочитает как можно дольше оставаться незанятым и отказываться от имеющихся предложений на рынке труда. Содержание хронически незанятых ложится на плечи добросовестно трудящихся. Государство вынуждает их платить высокие налоги. Таким образом, желание зарабатывать уменьшается как у рядовых налогоплательщиков, так и у получателей платежей. Все это непосредственно затрагивает молодежь. Кроме того, громоздкая система пособий не позволяет разграничить действительно нуждающихся в нем и тех, кто лишь пользуется непосредственными выгодами от государственного субсидирования.

В Швеции, например, система выплат позволяет безработному в течение 200 дней после окончания работы получать до 80% [7] от размера предыдущей заработной платы. Это предсказуемо приводит к высокой безработице (более 8% в 2006 году, 6% в 2007 году) и низким темпам экономического роста. Однако, ввиду особой сложности структурных трансформаций белорусской экономики сохранение существующего порядка выплаты пособий по безработице не представляется возможным. Предоставление права предприятиям увольнять работников приведет к резкому росту числа безработных. Для запуска механизмов рыночной занятости и самозанятости потребуется некоторое время. Поэтому на переходном этапе пособие по безработице будет представлять собой социальный платеж для поддержания жизнедеятельности граждан.

Одновременно Беларусь в течение пяти лет должна осуществить переход к добровольному страхованию по безработице, осуществляемому самими гражданами в страховых компаниях. На переходном периоде предлагается установить следующую временную систему государственной поддержки безработных:

  • ежемесячная сумма пособия по безработице – $100;
  • обязательное участие в общественных работах предложенных государственными службами занятости, как условие получения пособия.

За первичный отказ от трудоустройства по направлению службы занятости предусматривается снижение размеров пособия на 50%. После второго отказа от трудоустройства на предложенное службой занятости место работы пособие по безработице не выплачивается.

  • Законодательно установленный срок получения пособия – не более 6 месяцев с момента обращения за пособием, и не чаще чем раз в 2,5 года.

Минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата является, пожалуй, самым распространенным видом законодательных ограничений рынка труда. Закон, созданный для пользы рабочим, приводит к прямо противоположным последствиям. Сегодня в Беларуси минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что ее наличие фактически не оказывает влияния на рынок труда (с 1.01.2009 - Br229700, часовая минимальная заработная плата в размере Br1360).

Очень важно не перенимать отрицательный опыт развитых стран, приближая минимальную заработную плату к значению средней по стране. Это приведет к тому, что лица, готовые по согласию с нанимателем работать за сумму, меньшую установленной законом, не смогут сделать этого. Безусловно, данный факт ограничивает их права, к тому же создавая дополнительную безработицу, либо вынуждая этих лиц начать работать неофициально (что является приспособлением рынка к ограничениям). Влияние закона особенно губительно как раз для молодых людей, не имеющих никакого образования, кроме базового или общего-среднего. Копирование негативных норм рынка труда отдельных западных стран оставит их вне рынка труда.

Ограничение времени работы. Регулирование максимального количества рабочих часов является еще одним видом государственного регулирования, применяемым во многих странах. В Беларуси законодательно установлена 40-часовая рабочая неделя. Данный закон явным образом ограничивает права рабочих работать по взаимной договоренности с нанимателем то количество часов, которое устраивает обоих. Этот вопрос также особенно касается молодых специалистов, которые часто согласны работать больше законодательно установленного уровня, получая большую зарплату, больший опыт и большие карьерные перспективы.

Наличие подобного закона вынуждает рабочих искать дополнительный источник дохода, а нанимателей – дополнительных работников. Кроме того, получают развитие схемы выдачи зарплаты «в конверте», выплат вознаграждений за дополнительные часы в виде премий и т.д., что является нормальной реакцией рынка на государственное вмешательство.

Ограничение количества рабочих часов, в первую очередь, бьет по интересам молодых людей. Их производительностью труда по причине отсутствия практического опыта. Работая по 9-10 часов в день, они могли бы компенсировать разницу в производительности труда по сравнению с опытными работниками, а работодатель брал бы их на работу на таких условиях. Ограничения приводят к появлению в строке предложения вакансий дополнительных требований к кандидату, таких как обязательное наличие опыта работы и указание нижней планки возраста, начиная с которого рассматриваются кандидатура соискателей.

На сегодняшний день Франция, где безработица на протяжении десятилетий является бичом экономики, а рабочая неделя до недавнего времени составляла 35 часов, является наглядным примером вреда, наносимого ограничением рабочего времени.

Сложность процедуры увольнения. Существующая в Беларуси сложная система увольнения[8] бьет, прежде всего, по интересам молодых людей, которые ищут первое место работы. У них нет трудовой истории и рекомендаций с предыдущих мест работы. Соответственно работодатель, принимая на работу такого специалиста, покупает «кота в мешке», так как уволить работника можно либо «по статье» (т.е. за прогул, пьянство, нарушение трудовой дисциплины), либо же только по истечению срока контракта.

Плохой работник приносит убытки компании. Столкнувшись один раз с подобной ситуацией, многие работодатели очень неохотно повторно принимают молодых людей на первое место работы. Кроме того, сложности в увольнении повышают издержки компании на содержание квалифицированных специалистов по кадрам. Для мелкого бизнеса такие издержки становятся неподъемными. Поэтому процветает работа без оформления, которая в свою очередь делает работника абсолютно незащищенным с правовой стороны (работнику могут не заплатить, не доплатить, задержать зарплату).

Высокое выходное пособие, выплачиваемое увольняемым для многих организаций, относящихся к малому бизнесу, является серьезной статьей расходов. Такая фирма в случае необходимости найма работника будет нарушать закон и практиковать прием на работу без оформления. Законодательство о рынке труда Беларуси толкает нанимателей на то, чтобы просить работников уволиться по собственному желанию. Если они этого не делают, наниматели начинают оказывать на них давление.

Таким образом, для развития молодежной занятости в Беларуси необходимо провести полную либерализацию процедуры найма на работу и увольнения, когда наниматель по собственному усмотрению нанимает и увольняет сотрудников.

Налоги. Высокие налоги на зарплату являются еще одним мощным препятствием для развития молодежной занятости. Налоги в Фонд социальной защиты сокращают предложение рабочих мест на легальном рынке труда. Большое их количество создает трудности с бухгалтерским учетом. Содержание бухгалтерии особенно накладно для начинающих предпринимателей, в первую очередь, для молодежи.

Чрезмерное государственное регулирование в целом является очень большой нагрузкой на бизнес. В Беларуси ее размер оценивается на 10 – 12% выручки коммерческих организаций. Высокие налоги мешают открытию собственного бизнеса молодыми людьми. Они блокируют рост бизнеса с уровня индивидуального предпринимателя до крупных компаний, обеспечивающих рабочими местами большое количество человек. Подобное положение дел вынуждает работодателей вести дела неофициально, оплачивая большую часть зарплат «в конвертах».

Полноценная реформа рынка труда существенно сокращает издержки бизнеса. Предприниматели получают больше возможности платить более высокие зарплаты, инвестировать в инновации и новые технологии. В условиях кризиса снижение затрат на выполнение законодательства о труде позволяет с минимальными потерями пережить макроэкономические шоки. В странах ОЭСР, которые имеют гибкое законодательство о труде занятость на 2 – 2,5 процентных пункта выше, чем в странах с жесткими ограничениями [9].

Основные меры молодежной политики по развитию динамичного рынка труда

Информация о работе Занятость молодежи