Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 19:51, реферат
В XX веке социология пошла «вширь» - она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
XX век - это и век развития социологии «вглубь». Она охватывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).
Введение………………………………………………………………………3
I. Классификация современных социологических направлений …………4
II. Неопозитивизм ……………………………….…………………………...5
III .Структурно – функциональный анализ..………..……………................7
IV. Социология конфликта………………………………………. …………9
V. Феноменологическая социология ……….….…………………………. 10
VI .Символический интеракционизм………..………..…………….............. 11
VII. Тория действия ……………………………….……………………….. 13
Заключение………………………………………………..…………………16
Список использованной литературы……………………………………… 17
…
Кафедра политологии и правоведения
Дисциплина: Социологические исследования в менеджменте.
Реферат
«Западная социология 90-х годов XX века»
Студент группы…
Проверил:
…
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I. Классификация современных социологических направлений …………4
II. Неопозитивизм ……………………………….…………………………...5
III .Структурно – функциональный
анализ..………..……………............
IV. Социология конфликта………………………………………. …………9
V. Феноменологическая социология ……….….…………………………. 10
VI .Символический интеракционизм………..………..…………….
VII. Тория действия ……………………………….……………………….. 13
Заключение………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………… 17
Введение
В XX веке социология пошла «вширь» - она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
XX век - это и век развития социологии «вглубь». Она охватывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).
В XX веке происходило и конституирование
социологического знания в виде открытия
специальных кафедр, факультетов, организации
научно-исследовательских центров и организаций.
Профессия социолога становилась востребуемой
на рынке труда.
На протяжении
XX столетия социология Запада претерпела
весьма существенные изменения и ныне
представляет собой чрезвычайно сложную
систему идей, гипотез, концепций, теорий,
методов исследования и способов описания
разнообразных социальных реалий. При
этом практически все лидеры и представители
современной западной социологии довольно
активно использовали и используют идеи
и концепции социологов классического
периода, хотя в ряде случаев они выступали
в роли комплекса теоретико-методологических
и прикладных подходов, которые предполагалось
преодолеть.
I.Классификация современных социологических направлений
«Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологам П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.»1
«Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах Г. Спенсера и О. Конта. Из современных течений к ней относятся, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).»2
«Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных социологов можно назвать представителей таких направлений, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).»3
«Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).»4
«Наконец, четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (например, неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.»5
Рассмотрим несколько направлений, такие как: неопозитивизм, структурно – функциональный анализ, социоло гия конфликта, феноменологическая социология, символический интеракционизм и теория действия.
II.Неопозитивизм
По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии, в первую очередь благодаря американскому влиянию, остается неопозитивизм. Он не представляет собой единой школы, это скорее некая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественнонаучного направления в социологии.
«Становление неопозитивизма относится к 20-м годам нашего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предполагает реализацию следующих принципов:
Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: включенное и не включенное наблюдение, метод использования личных документов, шкалирование, панельный метод, латентный, кластерный, контент-анализ и др.
В рамках неопозитивизма (П. Лазарсфельд) были сформулированы основные требования к проведению социологического исследования, которые можно считать нормами социологической культуры:
Неопозитивизм достиг пика своей популярности в 40—50-х годах, после чего наступил спад. Возрождению неопозитивизма в конце 70-х — начале 80-х годов способствовала общественно-политическая обстановка: требование надежной информации и научной экспертизы социальных явлений стало государственным заказом. Социология ответила на это усилением прикладной функции, воплощенной прежде всего в социальной инженерии, и расширением поля прикладных исследований. Вместе с тем предпринимаются попытки преодоления эмпиризма и описательности (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер). На передний план выступают следующие неопозитивистские положения:
Таким образом, усиление спроса на социальную информацию создает финансовую основу и благоприятный политический климат для развития неопозитивизма. Но нельзя не видеть и ограниченности этого направления, связанной с отсутствием фундаментальной теоретической базы.»6
III.Теория структурно-функционального анализа
Самые видные представители школы структурно-функционального анализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Мы рассмотрим именно концептуально-теоретическке взгляды Т. Парсонса и его последователей.
Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому главное во всей концепции Т. Парсонса — категория равновесия, т.к. общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.).
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (отдельный индивид или социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель, определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.
Окончательно структуру социального действия определяют:
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).
Парсонс различает три типа общества: