Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:08, реферат

Краткое описание

Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология как наука вычленилась из философии.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)
    1. Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии в XIX в.

   Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

На структуру новой нарождавшейся  науки сильное влияние оказали  бурно развивающиеся естественные науки: физика, биология, химия. О.Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, "позитивную" (научную, объясняющую) социальную теорию общества, основанную на научных методах. В  те времена не существовало иных научных  методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных  свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами  физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована  на изучение частей общества (семьи, государства, религии ит.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и  изменения общества.

О том, что социальные законы столь  же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох и народов, писал также бельгийский  учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак  Кетле (1796-1874). Однако он свёл "социальную физику" лишь к статистическому  исследованию общественных явлений, а  в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность - революцию, анархическую республику, социальную дезорганизацию.  
Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления. 

Несмотря на то, что Конт вошёл  в историю как создатель кроме  собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, - лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

Большое влияние в XIX в. на социологическую  мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление  общественной мысли на основе представления  о единстве законов истории, природы  и человека. Эту теорию, наряду с  натурализмом (органицизмом), иногда ещё  называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы  одного фактора"), которые выдвигают  на первый план природные факторы  или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил  социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.

Виднейшим представителем натурализма  в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который  в созданной им системе синтетической  философии пытался объединить все  теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это  интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое  не может и не должно поглощать  отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства  государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное  пространство. Своим анализом понятий  общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных  систем и органов общественной жизни  Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального  анализа.

В конце XIX в. усилилось влияние  психологической тенденции в  социологии, имеющей следующие самостоятельные  направления: "психология народов", тесно связанное с этнографией; "групповая психология"; "интеракционизм" (от лат. interaction - взаимодействие), считающее  первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось  появление социальной психологии как  самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно  отметить Гюстава Лебона (1841-1931) и  Габриэля Тарда (1843-1904).

Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право  народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого  общежития. Попытку соединить эти  методы произвёл немецкий социолог Фердинанд  Теннис (1885-1936).

Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который  вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-исторической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист  и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью  поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей  общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством  обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое  и служит главным инструментом познания. "Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов". Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в  качестве масштаба для соотнесения  и сравнения с ними социальной исторической реальности.

По Веберу, все социальные факты  объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и  рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и  др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

- легальный тип, при котором  как управляемые, так и управляющие  подчиняются не конкретной личности, а закону;

- традиционный тип, обусловленный  в первую очередь привычками  и нравами данного общества;

-харизматический тип, основанный  на экстраординарных способностях  личности руководителя.

Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных  суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий  учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской  социологической школы, практически  первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны  методология и методы социологических  исследований, которые позволили  подвести под социологическую науку  базу эмпирических исследований и акцентировать  внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях  интеллектуального и социального  развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном  объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею "коллективности" - примат общества над личностью. А в отличие  от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование  и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" , которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием  социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало  быть регулирующей силой по отношению  к своим членам, а люди перестали  верить в ценности общества и тем  самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые  им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма стало  основой многих современных социологических  теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

Таким образом, в классическом периоде  развития социологии можно выделить такие главные черты:

1) произошла структурализация уровней  социологического анализа общества;

2) сформировались различные школы,  направления, теоретико-методологические  подходы в социологии;

3) существенно обновилось само  социологическое знание.

 


Информация о работе Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии в XIX в