Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:08, реферат
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
На структуру новой
О том, что социальные законы столь же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох и народов, писал также бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874). Однако он свёл "социальную физику" лишь к статистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой.
Конт полагал, что социальные изменения
носят закономерный характер. В развитии
общества он выделил три стадии: теологическую,
метафизическую и позитивную. Теологическая
стадия охватывает древность и раннее
средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется
господством религиозного мировоззрения
и распространением военно-авторитарных
режимов. Метафизическая стадия включает
период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют
философско-метафизические воззрения.
Сыграв положительную роль в разрушении
теологизма, эти воззрения породили другую
крайность - революцию, анархическую республику,
социальную дезорганизацию.
Высшая, позитивная стадия начинается,
по Конту, в XIX в. и связана с утверждением
научного, позитивного сознания. На этой
стадии устанавливается социальная гармония,
происходит быстрое развитие промышленности
и науки, наступает расцвет культуры, достигается
победа альтруизма над эгоизмом, полностью
уходят в прошлое военный дух и милитаризм.
В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты,
а на смену аристократии приходит социократия,
основу которой составляют промышленники
и специалисты в области управления.
Несмотря на то, что Конт вошёл в историю как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, - лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.
Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы одного фактора"), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим представителем натурализма
в социологии был английский учёный
Герберт Спенсер (1820-1903), который
в созданной им системе синтетической
философии пытался объединить все
теоретические науки того времени.
Его взгляды основывались на аналогии
между биологическим и
В конце XIX в. усилилось влияние
психологической тенденции в
социологии, имеющей следующие
Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
Одним из крупнейших социологов XIX в.
является Карл Маркс (1818-1883), который
вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895)
разработал концепцию общественно-
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист
и выдающийся социолог, глубоко проник
в предмет исследования с целью
поиска исходных, базовых элементов,
с помощью которых можно было
бы прийти к пониманию закономерностей
общественного развития. Социология,
по его мнению, должна быть "понимающей",
поскольку действия индивида - "субъекта"
социальных отношений, являются осмысленными.
А осмысленные (предполагаемые) действия
и отношения способствуют пониманию
(предвидению) их последствий. Средством
обобщения всего многообразия эмпирической
действительности выступает у Вебера
понятие "идеальный тип", которое
и служит главным инструментом познания.
"Идеальный тип, - писал Вебер,
- это картина однородного
По Веберу, все социальные факты
объясняются социальными
- легальный тип, при котором
как управляемые, так и
- традиционный тип,
-харизматический тип,
Социология, по его мнению, должна
основываться на бесстрастных научных
суждениях максимально
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской
социологической школы, практически
первым попытался теоретически обосновать
и выделить такой специфический
предмет научного изучения социологии,
как "социальная сфера". Им разработаны
методология и методы социологических
исследований, которые позволили
подвести под социологическую науку
базу эмпирических исследований и акцентировать
внимание на её прикладном характере.
Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако,
разделял не все его воззрения. Он
отвергал закон о трёх стадиях
интеллектуального и
Э.Дюркгейм много внимания уделял
изучению форм и видов поведения
людей в моменты общественной
дезорганизации. Состояние общества,
которое характеризуется
Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.
Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошла структурализация
2) сформировались различные
3) существенно обновилось само социологическое знание.
Информация о работе Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии в XIX в