Зарождение социологии как науки. О. Конт - основоположник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 10:43, реферат

Краткое описание

Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Зарождение социологии как науки. О. Конт - основоположник со-
циологии…………………………………………………………………………...4
2. Основные направления западной социологии XIX в.: социальный
дарвинизм, органицизм, расовый антропологизм, психологическое на-
правление…………………………………………………………………………..8
3. Социологическая теория марксизма…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….………15
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Западноевропейская социология XIX в..doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Что касается двух других рас - желтой и черной, то их доминирование не может принести обществу желаемого результата в силу изначально присущих каждой из них черт ограниченности и недостаточности. Так, желтая раса "страдает" утилитаризмом, ее представителям по природе не присуща героика поступков и высокие достижения в деятельности. Говоря о черной расе, Гобино считает, что негры, ее представляющие, опять же по своей биологической, физиологической и психической природе, неспособны к рациональному самоконтролю, а стало быть, к длительным, осмысленным целенаправленным действиям.

Идеи, близкие по своему содержанию к рассмотренным выше, хотя и не имеющие такого обширного исторического обоснования, сформулировал французский социолог Шарль Летурно. Его небольшая по объему книга "Социология" (переведена на русский язык) была написана не столько на историческом, сколько на этнографическом материале. Таким образом, расово-антропологическое направление в социологии получило "поддержку" со стороны еще одной науки.

Психологическое направление в социологии образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов.

Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) основной исторической силой объявляли "народный дух", выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках психологического направления разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) - анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и "иррациональной толпы" и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида другому. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей психологического направления является то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

 

        3. Социологическая теория марксизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли.

Системный подход к пониманию и изучению общества как социальной системы  в марксизме проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как социальной системы, включающей ряд подсистем.

Именно способ производства является системообразующим компонентом социальной системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.

Маркс и Энгельс выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что социальное знание должно опираться на изучение самой социальной реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

Их понимание социальной истории как естественно - исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций первобытно - общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии социальной философии и социологической мысли.

К. Маркс и Ф. Энгельс являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них - это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В социальной сфере - борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты - источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

Одна из первых попыток создания теории стратификации - сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду - пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.

Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее изменения.

Ограниченность социологии марксизма заключается в следующем:

- материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.

Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.

Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли социального единства, социального согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм социального реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.

Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки социальной теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

Итак, как видно из моей работы, зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающею огромные временные рамки, историю.

То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что первые теории общества возникли уже в рамках античной философии в трудах таких философов, как Платон и Аристотель. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Так же мне бы хотелось отметить, что огромное влияние на развитие зарубежной социологии оказала эпоха Просвещения и исторические события французской революции.

Далее происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что она претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и из этого делать выводы. Это всё предалось дальнейшей критике.

Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе продолжает своё развитие.

Ну, о перспективах изучения социологии говорить не целесообразно, её просто обязаны знать заинтересованные в этом люди.

Учитывая специфику психологического факультета, необходимо обратить внимание на перспективы изучения социологии психологами и особенно социальными работниками, т.к. их деятельность напрямую связана с обществом.

 

 

 

 

 

                                Список литературы

1. Добреньков, В.И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2007

2. Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А. И. Кравченко ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Велби, Проспект, 2008

3. Социология : учебник для вузов / Ю. Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006

4. Социология: история и современность : учеб. пособие / Ю. Г. Волков [и др.] ; ред. Ю. Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007

 


 



Информация о работе Зарождение социологии как науки. О. Конт - основоположник социологии