Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:26, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (15.04.1858-15.11.1917) - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "LAnnee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.Он основал французскую социологическую школу,которая зародилась на рубеже XIX-XX века. ). Эта школа поставила себе целью специально изучать общество как некую особую реальность, как нечто большее, чем совокупность человеческих индивидов
Введение.
Эмиль Дюркгейм (15.04.1858-15.11.1917) - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "LAnnee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.Он основал французскую социологическую школу,которая зародилась на рубеже XIX-XX века. ). Эта школа поставила себе целью специально изучать общество как некую особую реальность, как нечто большее, чем совокупность человеческих индивидов. С этой точки зрения Дюркгейм и его сторонники рассматривали и все общественные явления, и явления человеческого сознания. Дюркгейм был едва ли не первым из буржуазных ученых, кто напрямик объявил религию общественным явлением. Он решительно отрицал применимость законов индивидуальной психологии к объяснению религиозных верований. Дюркгейм убедительно критиковал и натуристическую и анимистическую трактовки происхождения религии. Он доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней природой, ни над собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере тех "коллективных представлений", которые вообще не заимствуются из опыта, а принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. В религии общество как бы обожествляет само себя. Разным формам общества, разным его стадиям присущи и разные формы религии. Во всех этих мыслях Дюркгейма было много верного и важного. Но он ошибался, рассматривая общество как систему чисто психических связей, не видя его материальной основы. Отсюда вытекала и другая его ошибка: признание вечности религии на том основании, что общество будет существовать всегда, пока есть люди на земле. Теория Дюркгейма заключала в себе скрытую апологетику религии. В ранний период (до 1913) важную роль в деятельности школы играла близость не только научных, но и общественных взглядов ее представителей: антиклерикализм, позитивистское превознесение возможностей науки, гражданский либерализм, идеи социального реформизма, направленного на устранение классовых противоречий. Это придавало многим публикациям в `Социологическом ежегоднике` остро полемические, публицистические характер и определяло научную направленность журнала, который в соответствии с научной ориентацией авторов подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии, социология права, социология морали, социальная морфология. Основным материалом исследования в работах представителей Французской социологической школы этого периода стала история и современное состояние отдельных институциональных форм общества (церкви, гражданского права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европейской культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая во Французской социологической школе коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах математических и статистических методов, отдельных элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии (в ее дюркгеймовском понимании) в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию.
1.Зарождение французской социологической школы.
Как научное направление, школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала `Социологический ежегодник` (`L`Annee sociologique`, выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д. Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.
2.Основные положения социологической школы.
1)С точки зрения Французской
социологической школы
2)Общество необходимо изучать
через изучение социальных
3)Сознание человека
4)Функция культуры, в том числе
и религии, заключается в том,
чтобы через коллективные
3.Особенности французской социологической школы.
Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане её представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях мирное разрешение классовых противоречий, учёт интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало:
-выделение социальной
-утверждение объективного, надиндивидуального
характера общества, его определяющей
роли в регулировании
-определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.
4..Основные направления исследований школы.
Основными направлениями исследований школы были: общая социология, её теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали. Её представители тесно сотрудничали с экономистами, правоведами, лингвистами, историками, культурологами и т. д. В этом нашла своё отражение реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между её представителями. Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде `обожествляя` общество). Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки. Именно теоретические дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержат, ядро `Социологического ежегодника`, и во многом определили ведущие позиции Французской социологической школы во французской социологии первой половины века.
Заключение.
Именно преподавательская деятельность определила лицо Французской социологической школы в `последюркгеймопский` период, наступивший по окончании Первой мировой войны, в которой школа понесла существенные потери. Организующим центром школы становится уже не `Социологический ежегодник` (который выходил еще в течении трех лет в 1925-27), а кафедры социологии университетов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс, Ф. Бурдье, П. Лапи и другие. Стремление к утверждению активной социально-реформаторской роли науки у представителей Французской социологической школы сохранилось, однако взгляды их заметно смещаются от радикально либералистских к умеренным. Определенный отпечаток это наложило и на характер их научных работ и определило акцент на вопросах социальной мобильности, ценностно-символических аспектах социальной организации, проблемах солидаризма. Существенно расширяется поле кросскультурных и сравнительно-исторических исследований за счет этнографического и палеографического материала, а сами исследования такого рода начинают преобладать над небольшими по объему работами по собственно французской проблематике, характерными для раннего периода. Значит, влияние на некоторых предствителей школы (Мосс, Ж. Дави, М. Хальбвакс) оказали идеи структурного функционализма и психологизм `понимающей` социологии М. Вебера. Постепенное размывание научно-методологической остроты дюркгеймовского социологизма, происходившее по мере развития методов социально-научного знания, и бурное развитие структурно-функционального анализа в антропологии определили постепенное угасание Французской социологической школы как яркого, новаторского направления в социологии. После Второй мировой войны, несмотря на возобновление издания `Социологического ежегодника`, школа фактически прекратила свое существование. Деятельность Французской социологической школы как ведущего направления французской социологии начала века оказала существенное влияние не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом, во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.
Список используемой литературы.
1.А. Г. Шейкин Источник: `Культурология. XX век. Энциклопедия`, Университетская книга, Санкт-Петербург, 2008г.
2.Бруно Латур. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008 (Серия «Прагматический поворот»).
3.Дюркгейм Эмиль «О разделении общественного труда. Метод социологии»
Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с.
4.История бурж. социологии пер. пол. XX в. М., 1979; Очерки по истории теор. социологии XIX-начала XX вв. М., 1994; Durkheim E. Lecons de sociologie. P., 1950; Mauss М. Sociologie et anthropoiogie. P., 1950; Granet М. La civilisation chinoise. P., 1929; The Sociolo-gical Domain: the Durkheimians and the Founding of French Sociology. Camb., 2010г.
5.Крюков В. М. Французская социологическая школа // Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы и направления). М., 2010г.
6.Леви-Брюль статья «Первобытное мышление».
7.Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с.
8.www.dic.academic.ru
9.https://ru.wikipedia.org
10.http://socio.rin.ru/
Информация о работе Зарождение французской социологической школы