Зарождение эмпирических исследований. Чарльз Бут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть роль и место исследований Чарльза Бута в становлении и развитии эмпирических социологических исследований
Задачи:
Описать особенности географического направления в социологии 20-ых годов ХХ в.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3 стр.
Глава 1 «Особенности становление и развития географического направления и массовых социальных исследований 20-30ых гг. ХХ в.»……………………………………………………… 4-12 стр.
Массовые исследований и обследования: взаимообусловленности исследовательских практик…… 4-7 стр.
Основные Черты и подходы «географического направления» в социологии 19 - начала 20 века................ 8-12 стр.
Глава 2 «Эмпирические исследования Чарльза Бута» 13-16 стр.
Заключение……………………………………………… 17-18 стр.
Список использованной литературы……………………… 19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Попов Д.С. ГСБ 22.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)
  1. Изучаемые представления визуализированы. «Ментальные карты не являются продолжением или копированием вербальной информации, это самодостаточный эмпирический материал, где сама визуализация является центральной частью. Термин ментальность предполагает обращение к образам и представлениям, если бы данный вид картографирования нес в себе конкретное сопоставительское значение то простое картографирование не нуждалось бы в таком виде, ведь мы и так можем иметь конкретные карты местности и так далее.»17
  2. Ментальные карты визуализируют представления о местности. Ярким примером визуализации это данные опросов по национальной выборке, которые помещаются социологами на карте России. Участники исследования высказывались по поводу различных аспектов не касаясь каких-то определенных географических аспектов. Территориально принадлежность респондентов по умолчанию выступает независимой переменной, к ней «привязываются» все высказывания опрошенных. Степень же принадлежности и представительства не проблематизируется. 18
  3. Непосредственным создателем ментальной карты является информант. «По этому критерию ментальные карты выделяются из обширной традиции социального картографирования. В техническом плане главное отличие социального картографирования от ментальных карт состоит в том, что в первом случае социолог, фактически, собственноручно наносит собранную им информацию на географическую карту или схему места. В методологическом плане здесь полностью доминирует исследовательская рамка референции: социолог определяет, что будет фиксироваться, с какой целью и какими изобразительными средствами.
  4. Ментальные карты создаются для исследования. Именно благодаря тому, что у данного вида карт имеется цель, которая преследуется в проводимом исследовании, ментальные карты и отличаются от одноименной техники индивидуального саморазвития. Интелект-карту любой желающий рисует по своему собственному желанию, преследуя при этом свои собственные цели, а не цели, которые несет в себе проводимое и нуждающееся в ментальных картах исследование. 19

Подводя итог данной главе, считаю нужным подчеркнуть, что, пожалуй, наиболее известный случай социального картографирования – опыт зонирования Чикаго в знаменитом труде Э. Берджесса и его коллег «Город» (1926 г.). Еще раньше Ч. Бут в своем исследовании «Жизнь и труд в Лондоне» (1886–1903 гг.) маркировал улицы города семью цветами в зависимости от того, каков был доход проживающих там людей и к какому классу они относились». Социальное картографирование зарекомендовало себя как способ упорядочивания и визуального представления данных социальной статистики. (Ментальные карты также часто используются в контексте так называемых количественных исследований.»  20Таким образом, именно социальное картографирование и будет являться той стороной, которую я хотел рассмотреть в как противоположность ментальным картам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Эмпирические исследования Чарльза Бута

Наконец я перехожу к основной части своей курсовой работы, а  именно к самим эмпирическим исследованиям  Чарльза Бута, которых как уже  стало ясно из названия не одно, а  если можно так выразится, целых  три, точнее три этапа в течение которых Бут, провел исследование и как итог пришел к проблеме бедности.

К середине 1880-ых годов в  Англии снова наметился поворот  к возрождению социальных обследований, центром проблемы стала проблема бедности, которую каким-то способом нужно было решать. В 1890 г. решением стало социальное обследование Чарльза Бута «Жизнь и труд народа». С середины 80ых, он стал изучать занятость населения, по данным национальных переписей с 1801 по 1881г, так начался его первый этап исследовательских практик.

Исходной стала «проблема проблем» – бедность, которая окружает промышленную часть и соседствующая с ней зажиточность и богатство. Для пилотного исследования был выбран характерный для такой ситуации район Ист-энд в Лондоне, в котором не задолго до начала обследования бушевали стачки. Затем за небольшой промежуток времени исследование распространилось на всю территорию трех миллионного города. Результатом данного обследования, стали сначала результаты, опубликованные в 1887г., а затем четыре тома «Труд и жизнь народа». 21 Первичной единицей  наблюдения было решено определить семью: характеристики её главы, бюджета, образа жизни. Основными источниками информации для проведения обследования, стали переписи до 1881г. а так же сведения, полученные от полиции, санитарных и школьных инспекторов. Кроме того, сам Бут на время проведения исследования поселился в одном из таких кварталов города и вел наблюдение жизни соседствующих с ним семей. На малой выборке, были сформированным типы семейных бюджетов, которые представляли все изучаемые социальные группы.

Анализируя полученные данные Бутом были выделены, основные причины  бедности: нерегулярная работа, низка  зарплата, пьянство, болезни, а так же многочисленность семьи.

Результатом первого этапа  стали: карты, статистики, рассказы о  семьях, домах улицах и условиях труда. Созданы индексные карты  города, которые соответствовали  различным аспектам полученной в  ходе обследования информации. Лондон был поделен на пятьдесят сопоставимых районов, каждый из которых выделялся  из общей массы по таким критериям  как:

  • процент бедности
  • скученности живущих в одной комнате
  • уровень рождаемости
  • уровень смертности
  • процент ранних браков

Для сравнения районов  был посчитан сводный индекс, и  как итог созданы цветные «индексные карты», которые наглядно демонстрировали  распределение различных социальных групп на территории города, и кварталов. Среди жителей некоторых улиц оказалось около 60%, то есть в 2 раза выше среднего показателя по всему  городу.

«Предметный поворот» обращение  Ч. Бута к следующему проблемному  полю является основанием выделения  второго этапа его творческой биографии. На втором этапе добавилась новая проблема, а именно социальные проблемы промышленности. Источником информации в этот раз стала перепись населения за 1891г., в особенности её раздел «Съемщики квартир», в котором указывалось количество занимаемых комнат, количество нанятых слуг, а так же блок информации о профессиональной принадлежности глав семейств. Кроме переписи населения, были использованы материалы промышленной статистики и союзов предпринимателей, кроме того проведены многочисленные интервью с работодателями и профсоюзными лидерами. Большое внимание было уделено профессиональной подготовке работающих, профсоюзам, пространственному размещению промышленных предприятий, уровню жизни населения Лондона. Как результат все общество было поделено на три класса, по числу проживающих в одной комнате:

  1. Низший. (1) по 3 и более человека – 12%; 2) от двух до трех человек – 19%; 3) от одного до двух человек – 23%)
  2. Средний (В среднем на человека приходилось от одной до четырех комнат, а так же один слуга на четырех человек, что составляло около 30%)
  3. Высший (большее количество слуг, комната, все оставшееся население)22

Результатом стало пять томов, плюс Чарльз Бут включил сюда четыре тома результатов первого этапа. Получилась серия «Жизнь и труд народа в Лондоне» состоящая из девяти томов.

На третьем этапе Бут  обращается к проблеме влияние религии  и степени религиозности современных  горожан. Как и ранее было проведен очень масштабный опрос, и результатом стала серия публикаций (1902-1903 годов), вышедшая под тем же название что и вторая, но кроме первоначальных девяти томов, вобрала в себе еще восемь новых. В целом она составила семнадцать томов, делящихся на три серии: «Бедность» 4 тома; «Промышленность» 5 томов;  «Религиозные влияния» 4 тома; всё издание завершали 4 обобщающих тома.

В целом массовое обследование, которым и являлось эмпирическое исследование Чарльза Бута, стало  очень полезно для Англии, были проведены реформы, результатом  которых стало снижение бедности среди промышленного сектора, а  так же вызвало широкий общественный резонанс.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог своей курсовой работы в первых хочется сказать, что те задачи, которые я ставил перед собой в целом были выполнены, возможно, не всегда в полной мере, но я попытался ухватить основную нить, которая и будет ключевой для моей курсовой работы.

Я, рассматривая эмпирические исследования Чарльза Бута, показал их не мало важную в роль в процессе формирования эмпирических обследований в целом. Доказательством этому послужило упоминание Ч. Бута практически во всех источниках о формирование такого направления как социологическое обследование.

Попытался рассмотреть как  можно больше известных источником данных по Ч. Буту, чтобы составить  наиболее полную картину его роли в становлении эмпирической социологии.

 

Считаю достигнутой цель своей работы, так как в своей первой главе я рассмотрел, социологические исследования и обследования попытался разграничить из сферы действия. Рассмотрел процесс проведения массового обследования, его историческое становление, способы проведение, что является наиболее важными аспектами при его проведении.

Решил поставленные перед  собой задачи, а именно описал основные особенности географического направления  в социологии 20-ых годов ХХ века.

Взглянул на создание индексных  карт, через призму современной социологии, конечно, я рассматривал не конкретно индексные карты, а ментальные карты, но по своей специфике, это достаточно близкие по характеристикам карты, при анализе которых, мы можем, опираясь на полученные визуализации создать свою карту.

Была получены информация о Чарльзе Буте, так как в  отечественной литературе, данный социолог почему-то был практически не рассмотрен как личность, а ведь он был выдающимся как социологом, так и предпринимателем, который с ранних лет взялся за дело, которое оставил ему отец.

Было рассмотрено массовое социальное обследование Чарльза Бута, просмотрены различные виды источников, от отечественной литературы, до различных  национальных баз данных, где наглядно представлены большинство индексных  карт, который были созданы Чарльзом Бутов, для представления полученных им данных в результате исследования.

В дальнейшем мою курсовую работу можно использовать в нескольких направлениях. Во первых это учебные занятия, будь то история социологии или общая социологии для младших курсов, по причине того что у меня достаточно компактно собрана вся основная информация по становлению имперической социологии ХХ столетия. Кроме того в приложении я добавил краткую биографию Чарльза Бута, к сожалению найти такую биографию в отечественной литературе не удалось, по этой причине были использованы иностранные источники, использование этой биографии поможет создать картину того времени, как и для чего проводились социологические обследования, и каким человеком был сам Ч. Бут. Как дополнение, используя мой список использованной литературы, а именно ссылки на национальный архив исследований Ч. Бута и исследование 1895-1903 гг., в дальнейшем можно продолжить изучение имперических исследований Чарльза Бут в более масштабном плане.

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Лапин  Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. Москва, 2004 г.
  2. Девяток И.Ф. Методы Социологического исследования. Екатеринбург, 1998 г.
  3. Конов И. «Социология и проблемы пространственной организации общества» Социология: теория, методы, маркетинг, 2009г.,4.
  1. Веселова Н.В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования. Екатеринбург, 2010.
  1. Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. Москва, 2004 г.
  2. Ионин Л.Г. Философия и методология Эмпирической социологии. - Москва, 2004 г.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология Москва, 2001 г.
  4. Шинковский  М.Ю. «Глокализация как предмет научного исследования» Полития № 2(49), Москва, 2008г.
  5. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Москва, 1994г.
  6. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. Москва, 2005г.
  7. Зборовский Г.Е. История социологии. Москва, 2004г.
  8. Бызов Л. Массовый опрос. Москва, 2011г.
  9. Смелзер Н. СОЦИОЛОГИЯ перевод с английского. Москва, 1994г.
  10. Веселкова Н.В. Общие вопросы методологии. Социология 4М, 2010г.
  11. http://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Booth_(philanthropist)#Works (биографическая информация)
  12. http://www.csiss.org/classics/content/45 (исследование 1983-1905гг.)
  13. http://booth.lse.ac.uk/  (Национальный архив исследований Чарльза Бута)  

Список  приложений

 

Чарльз Бут  биография

Чарльз Бут (Booth, Charles) (1840–1916) – английский социолог, родоначальник английской социологической школы, предприниматель, активный общественный деятель.

Родился 30 марта 1840 в Ливерпуле  в семье среднего достатка.  Учился в школе при Королевском институте  в Ливерпуле. Так же в возрасте шестнадцати лет впервые испытал  свои предпринимательские способности  на одном из отцовских предприятий. Отец Чарльза был богатым судовладельцем и купцом, потомком древнего рода Чешир. Как отец, так и мать Бута придерживались унитарных взглядов.

Информация о работе Зарождение эмпирических исследований. Чарльз Бут