Зарубежный опыт привлечения инвестиций населения в жилищную сферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:02, реферат

Краткое описание

Если рассматривать зарубежный опыт привлечения инвестиций, то необходимо сказать об относительной сбалансированности инвестиционного спроса, с одной стороны, и предложений строительных фирм на удовлетворение этого спроса, с другой. Данная ситуация сложилась за счет доступности готовых строительных объектов, наличия экономических и правовых механизмов по обеспечению возвратности вложенных денежных средств и оптимальных сроков окупаемости инвестиций

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный_опыт_привлечения_инвестиций_населения_в_жилищную_сферу.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Система поддержки граждан в Германии заключается в следующем. Строительные сберкассы заключают с работающими гражданами договор на финансирование строительства, на основании которого будущий собственник жилья вносит ежемесячно на свой счет в строительной сберкассе определенную сумму. Работодатель на основании "Закона о 936 марках" ежемесячно добавляет к зарплате 78 марок (936 марок в год) и государство добавляет еще 93,6 марки, или 10% от 936 марок. Таким образом накапливается "строительный капитал". Когда данная сумма накопится до требуемой (около 1/3 стоимости жилья), государство выделяет гражданину 10% стоимости жилья, а на остальную сумму строительная сберкасса выдает под низкий процент кредит. Кроме этого, после приобретения жилья молодой семьей, имеющей не менее 2 детей, государство выдает им в течение 8 лет после приобретения жилья 40 тыс. марок в виде субсидий на дом, 24 тыс. марок на детей, 4 тыс. марок в виде экологической надбавки и 3,2 тыс. марок в виде субсидий на энергию19. Несмотря на такие льготы, в Германии "ровно половину жилищного фонда частных собственников (включая квартиры на праве личной собственности) также составляют квартиры, сдаваемые внаем. Можно считать, что основной формой использования жилья в Германии считается наем квартир"20. Наем квартир играет важную роль и в других странах. В США производится классификация жилого фонда по форме использования на "жилье, сдаваемое в аренду (rental property), и жилье, предназначенное для проживания владельцев (residential property)21.

По поводу участия  государства в инвестиционном процессе Л.В.Донцова замечает, что "в странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.

Первая функция - это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса.

Вторая функция - это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли  и сферы деятельности через кредитные  и налоговые льготы, например, с  помощью инвестиционного кредита.

Третья функция - это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс"22.

Особое внимание в Швеции государство уделяет  вопросам ценообразования. Контроль и  наблюдение за ценами осуществляет государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное министерству гражданской администрации. В каждой губернии имеются специалисты, отслеживающие цены на товары и услуги и вносящие предложения по их регулированию. При значительном повышении цен, инфляции и резких дисбалансах на рынке Правительство имеет право, согласно закону о регулировании цен, их заморозить. Данное замораживание возможно по отдельным товарам и услугам. Государство может устанавливать предельный уровень цен, а если кто-либо их желает повысить, он должен предварительно об этом уведомить и обосновать. Если, например, цены на жилье поднялись, то государство выдает гражданам, особенно молодым семьям, жилищные субсидии и льготные долгосрочные займы23.

Рассмотрим, как  реагирует государство в лице своих органов при завышении  цен в других развитых странах, например, в США, Германии, Финляндии, Японии, Канаде и др. Когда цена строительного  объекта превышает издержки производства и среднюю норму прибыли, государственные органы могут вмешаться и отрегулировать цену. Средняя норма прибыли при осуществлении строительно-монтажных работ составляет 10-12% от издержек производства. Если норма прибыли оказывается выше, то причины такого роста исследуются, а если они не обосновываются при таком исследовании, то государство регулирует эту норму в принудительном порядке. Как отмечает И.А.Рахман, "анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что формирование цены является важным стратегическим направлением при разработке новой продукции и продвижении ее на рынок"24.

Определение достоверной  стоимости всего проекта является основополагающим принципом деятельности зарубежных строительных фирм. Для  этого на всех этапах инвестирования при определении стоимости строительства используются укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС). В США компания "R.S.MEANS" издает ежегодно большим тиражом сборники цен со среднеамериканскими показателями. В Англии фирма "Technical Indexes Ltd." публикует сборники "WESSEX" с укрупненными показателями стоимости работ. При проведении подрядных торгов фактор стоимости предмета торгов составляет 50-70% в ряду других факторов для принятия положительного решения25.

В 1901 г. народное жилищное хозяйство Нидерландов  получило прочную базу в виде Жилищного  закона. Тем самым стала возможной  помощь государства частным организациям в строительстве "для общественных нужд". Таким образом, жилищные ассоциации - это самостоятельные частные организации, занимающиеся строительством, сдачей в аренду и содержанием жилья. Они занимаются этим, в первую очередь, для групп населения, у которых возникают сложности с поиском хорошего и доступного по ценам жилья. Чтобы быть в состоянии функционировать как жилищная ассоциация, необходимо получить признание правительства. Подобное признание называется регистрацией. Юридически ассоциация обозначается термином "зарегистрированное жилищное объединение".

На основании  изложенного можно сделать следующие  выводы. Внедрению ипотечного кредитования в России на должном уровне на сегодняшнем  этапе препятствует целый ряд  факторов:

  • недостаточное развитие рынка ценных бумаг;
  • отсутствие инвесторов, готовых на низкую доходность по ипотечным закладным;
  • слабое развитие страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов;
  • дороговизна средств у коммерческих банков, необходимых для выдачи долгосрочных ипотечных кредитов;
  • высокие темпы инфляции, изменение курса рубля, вызывающие значительный риск процентных ставок при долгосрочном кредитовании и др.

На основании  проведенного анализа можно сделать  вывод, что причины несостоятельности  массовой программы ипотечного кредитования в России кроются в необходимости кардинального улучшения финансово-экономической ситуации в стране, без которого основополагающие механизмы ипотечного кредитования не функционируют.

При долевом  участии в строительстве жилья  граждане получают возможность, совместно  вкладывая средства в строительство целого дома, поэтапно "выкупать" свои будущие квартиры. Но в этом случае вся стоимость квартиры должна быть выплачена до окончания строительства, что достаточно обременительно. При накопительной схеме ее участники начинают вкладывать средства до начала строительства того дома, в котором будет находиться их квартира, что позволяет, аналогично немецким стройсберкассам, перераспределять денежные ресурсы между разными объектами.

Также можно  сделать вывод о том, что по сравнению с западными странами, где развиты институты по жилищному кредитованию, в нашей стране данные институты еще формируются, а те, которые сформированы, еще не могут предоставлять услуги надлежащего качества. Это качество предполагает надежность работы института и доступность услуги широким слоям населения.

Информация о работе Зарубежный опыт привлечения инвестиций населения в жилищную сферу