Значение социологии религии Э. Дюркгейма для современной социологической науки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:20, статья

Краткое описание

В развитии идей о религии у него можно выделить три этапа :
Начало первого этапа было с училища и закончился курсом лекций о религии, прочитанным им в 1895 г. В этот период на него оказали влияние, в основном, О. Конт, Г. Спенсер, и В. Вундт, лекции которого он посещал, находясь на стажировке в Германии в 1885-1886 гг. К тому времени уже была опубликована его диссертация «Социальное разделение труда» (1898) и готовилась работа «Самоубийство: социологическое исследование».
Второй этап – с 1895 по 1906 г. – характеризуется интенсивным изучением работ по этнологии.

Вложенные файлы: 1 файл

пробная статья.docx

— 20.67 Кб (Скачать файл)

Денисенко А.М.,

студентка 2 курса, социально–психологического факультета,

 специальности социология

(Научный руководитель  – Барсукова Т.И., д.с.н., профессор кафедры социологии и теологии)

Значение социологии религии Э. Дюркгейма для современной социологической науки.

Э. Дюркгейм является одним из основоположников социологии религии.

В развитии идей о религии у него можно выделить три этапа :

Начало первого этапа было с училища и закончился курсом лекций о религии, прочитанным им в 1895 г.  В этот период на него оказали влияние, в основном, О. Конт, Г. Спенсер, и В. Вундт,  лекции которого он посещал, находясь на стажировке в Германии в 1885-1886 гг.  К тому времени  уже была опубликована его диссертация «Социальное разделение труда» (1898) и готовилась работа «Самоубийство: социологическое исследование».

Второй этап – с 1895 по 1906 г. – характеризуется интенсивным изучением работ по этнологии.

Третий этап – публикуется работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912). Целью книги стала разработка общей теории религии, на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов.

Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» пишет «религия –  явление главным образом социальное. Религиозные представления – это коллективные представления, выражающие коллективные реальности» Он говорит о том, что «религия может иметь место только там, где есть молитвы, жертвоприношения, искупительные обряды и т. п» подводя вывод, Э. Дюркгейм выводит следующее определение «Религия – это единая система верований и действий,  относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех  тех, кто им привержен.»[1, с.10,27,43.]

Для современной социологической науки идеи, исследования Э.Дюркгейма в изучении религии внесли огромный вклад. Кто-то из научных деятелей настоящего времени придерживается его определения, у кого-то, в силу времени несколько иные представления о религии. Я собираюсь рассмотреть проблемы которые затрагивают современные исследователи.

М. М. Мчедлова считает, что «Религия начинает возвращаться в публичное политическое и социальные пространство, что ставит вопрос о

границах взаимоотношений религии и политики, светского и религиозного.» объясняя свою мысль так «. Религия начинает возвращаться или проявляться в современном политическом пространстве полифункционально и нелинейно, что позволяет зафиксировать разведение в сознании россиян религии как Веры, то есть исторической традиции, задающей социокультурную специфику, и как Церкви – социально-политического института.»[4]

М.М. Мчедлова, Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченоко в своей совместной работе «Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму» пишут: «граждане России скорее обозначают свою принадлежность к той или иной культурной традиции, нежели связывают это с вопросом веры.» Однако исследуя людей, считающих себя, верующими и неверующими пришли к выводу: «Духовно-нравственные ориентации группы неверующих довольно близки соответствующим показателям религиозных групп, однако имеются и существенные отличия. Так, неверующие более терпимы. В частности, это касается всех поступков, связанных с отклонением от гражданских обязанностей и деловых обязательств, а так же покупки краденых вещей. Более снисходительны они и в отношении традиционно считавшихся аморальными поступками в брачной сфере.» [3]

Е. Н. Кофанова в статье «Роль религии в формировании гражданской и

нравственной позиции» пишет следующее: «религиозная принадлежность влияет на социальные настроения россиян несмотря на одинаковые условия существования. Хотя это влияние проявляется далеко не всегда.» исследуя эту проблему, она делает вывод: «В целом религиозно-мировоззренческая самоидентификация россиян оказывает больше влияния на практику семейных, гендерных отношений, чем на гражданскую позицию, понимание проблем страны, общее социальное самочувствие. Представления о жизненных ценностях, моральные принципы представителей изучаемых групп скорее совпадают.»[2]

Подводя итог, можно отметить, что тема религии актуальна везде и всегда. Концепция Э. Дюркгейма важна для современного общества, она может объяснить множество религиозных проблем настоящего времени.

 

Примечание:

    1. Дюркгейм Э., Элементарные формы религиозной жизни/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gendocs.ru.
    2. Кофанова Е.Н., Роль религии в формировании гражданской и нравственной позиции (по материалам социологических исследований)// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 347-389.
    3. Мчедлова М.М., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 347-360.
    4. Мчедлова М.М., Религиозные смыслы в современной России: общество и политика // Россия реформирующаяся. — М. : Новый хронограф, 2012. С. 403 – 418.

 


Информация о работе Значение социологии религии Э. Дюркгейма для современной социологической науки.