Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:20, статья
В развитии идей о религии у него можно выделить три этапа :
Начало первого этапа было с училища и закончился курсом лекций о религии, прочитанным им в 1895 г. В этот период на него оказали влияние, в основном, О. Конт, Г. Спенсер, и В. Вундт, лекции которого он посещал, находясь на стажировке в Германии в 1885-1886 гг. К тому времени уже была опубликована его диссертация «Социальное разделение труда» (1898) и готовилась работа «Самоубийство: социологическое исследование».
Второй этап – с 1895 по 1906 г. – характеризуется интенсивным изучением работ по этнологии.
Денисенко А.М.,
студентка 2 курса, социально–психологического факультета,
специальности социология
(Научный руководитель – Барсукова Т.И., д.с.н., профессор кафедры социологии и теологии)
Значение социологии религии Э. Дюркгейма для современной социологической науки.
Э. Дюркгейм является одним из основоположников социологии религии.
В развитии идей о религии у него можно выделить три этапа :
Начало первого этапа было с училища и закончился курсом лекций о религии, прочитанным им в 1895 г. В этот период на него оказали влияние, в основном, О. Конт, Г. Спенсер, и В. Вундт, лекции которого он посещал, находясь на стажировке в Германии в 1885-1886 гг. К тому времени уже была опубликована его диссертация «Социальное разделение труда» (1898) и готовилась работа «Самоубийство: социологическое исследование».
Второй этап – с 1895 по 1906 г. – характеризуется интенсивным изучением работ по этнологии.
Третий этап – публикуется работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912). Целью книги стала разработка общей теории религии, на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов.
Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» пишет «религия – явление главным образом социальное. Религиозные представления – это коллективные представления, выражающие коллективные реальности» Он говорит о том, что «религия может иметь место только там, где есть молитвы, жертвоприношения, искупительные обряды и т. п» подводя вывод, Э. Дюркгейм выводит следующее определение «Религия – это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен.»[1, с.10,27,43.]
Для современной социологической науки идеи, исследования Э.Дюркгейма в изучении религии внесли огромный вклад. Кто-то из научных деятелей настоящего времени придерживается его определения, у кого-то, в силу времени несколько иные представления о религии. Я собираюсь рассмотреть проблемы которые затрагивают современные исследователи.
М. М. Мчедлова считает, что «Религия начинает возвращаться в публичное политическое и социальные пространство, что ставит вопрос о
границах взаимоотношений религии и политики, светского и религиозного.» объясняя свою мысль так «. Религия начинает возвращаться или проявляться в современном политическом пространстве полифункционально и нелинейно, что позволяет зафиксировать разведение в сознании россиян религии как Веры, то есть исторической традиции, задающей социокультурную специфику, и как Церкви – социально-политического института.»[4]
М.М. Мчедлова, Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченоко в своей совместной работе «Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму» пишут: «граждане России скорее обозначают свою принадлежность к той или иной культурной традиции, нежели связывают это с вопросом веры.» Однако исследуя людей, считающих себя, верующими и неверующими пришли к выводу: «Духовно-нравственные ориентации группы неверующих довольно близки соответствующим показателям религиозных групп, однако имеются и существенные отличия. Так, неверующие более терпимы. В частности, это касается всех поступков, связанных с отклонением от гражданских обязанностей и деловых обязательств, а так же покупки краденых вещей. Более снисходительны они и в отношении традиционно считавшихся аморальными поступками в брачной сфере.» [3]
Е. Н. Кофанова в статье «Роль религии в формировании гражданской и
нравственной позиции» пишет следующее: «религиозная принадлежность влияет на социальные настроения россиян несмотря на одинаковые условия существования. Хотя это влияние проявляется далеко не всегда.» исследуя эту проблему, она делает вывод: «В целом религиозно-мировоззренческая самоидентификация россиян оказывает больше влияния на практику семейных, гендерных отношений, чем на гражданскую позицию, понимание проблем страны, общее социальное самочувствие. Представления о жизненных ценностях, моральные принципы представителей изучаемых групп скорее совпадают.»[2]
Подводя итог, можно отметить, что тема религии актуальна везде и всегда. Концепция Э. Дюркгейма важна для современного общества, она может объяснить множество религиозных проблем настоящего времени.
Примечание:
Информация о работе Значение социологии религии Э. Дюркгейма для современной социологической науки.