Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:42, реферат
Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.[1]
1.Введение…………………………………………………………………. 2 стр.
2.Структура социологии…………………………………………………. 2 - 3 стр.
2.1. Три уровня социологии………………………………………… 3 стр.
3. Понятие социального института………………………………………. 3 - 5 стр.
4. Основные варианты институционных изменений…………………… 5 - 7 стр.
5. Процесс институционализации………………………………………... 7 - 9 стр.
6. Ранние традиционные социальные институты……………………….. 9 - 12 стр.
7. Основные социальные институты……………………………………... 13- 18стр.
7.1. Институт семьи………………………………………………….. 13 - 14 стр.
7.2. Институт государства…………………………………………... 14 - 16 стр.
7.3. Институт образования………………………………………….. 16 - 17 стр.
7.4. Институт церкви………………………………………………… 17 - 18 стр.
8. Заключение……………………………………………………………… 18 стр.
9. Литература……………………………………………………………… 19 - 21 стр.
______________________________
[1] Ивановский В.В. Социология как наука и как предмет преподавания во Франции // Русская мысль. — 1896. - М12. - С.33-55.
[2] Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. - 299 стр.
7. Основные социальные институты
7.1. Институт семьи
Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.
Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.
Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:
- полигамная - многоженство
- полиандрия – редкая форма полигамии - многомужие.
- моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.
- экзогамия - запрет на
браки между мужчинами и
- эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы – племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).
- сожительство –
- сложная семья (расширенная) – совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
- а так же существуют эгалитарные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и другие формы.
Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции — репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.[1]
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.
7.2. Институт государства
Политика как социальный
институт – это совокупность определенных
организаций, регулирующих политическое
поведение людей в соответствии
с принятыми нормами, законами, правилами.
Политический институт – институт
государства - осуществляет определенный
вид политической деятельности и
включает социальную общность, слой, группу,
специализирующиеся на реализации политической
деятельности по управлению обществом.
Также обеспечивают воспроизводство,
стабильность и регулирование политической
деятельности, сохранение идентичности
политической общности даже при смене
состава, усиливают социальные связи
и внутригрупповую
В центре внимания политики – власть и управление в обществе. К политическим институтам можно отнести: государство, политические партии, общественные организации, имеющие свои политические интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.). Главным политическим социальным институтом и носителем политической власти выступает государство.
Государство - это форма власти, социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.
______________________________
[1] Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. - 313 с.
[2] М.С. Комаров. Введение в социологию: учебник для высших учебных заведений.-М.:Наука,1994. Стр.123.
Государство, опираясь на законодательство, осуществляет регулирование и контроль над социальными процессами, обеспечивая тем самым нормальное и стабильное функционирования общества.
Государственная власть состоит из следующих органов власти::
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы
5) государственная система информации и т. д.[1]
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Основные функции государство – это обеспечение правопорядка и национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а также развитие и поддержка международных отношений.[2]
Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов и санкций, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.).
Все политические институты влияют на формирование и развитие государственных и властных структур.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя для этого контроль над экономикой, СМИ, семьей и т.д. [3]В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий. Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности. В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход
______________________________
[1] Заславская Т.И. “Нам очень хотелось создать настоящую науку” // Российская социология шестидесятых годов: В воспоминаниях и документа. — СПб.: Русский христианский гуманитарный ин-т, 1999. — С. 132-155.
[2] С.С.Фролов. Основы социологии. Изд-во Юристъ, Москва, 1997. Стр. 203.
[3] С.С. Новикова Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.стр. 200.
границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе, т.е. ведет к отклонению от принятых норм власти.
7.3. Институт образования
12
Система образования относится
к числу важнейших социальных
институтов. Она обеспечивает социализацию
индивидов, посредством которой
они развивают качества, необходимые
для непременных жизненных
Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Система образования включает в себя следующие учреждения:
1) органы управления
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы,
4) учреждения инфраструктуры
образования и науки,
5) учебники и учебно-
6) периодические издания,
включая журналы и ежегодники,
отражающие самые последние
Чем больше развивается общество и получает более значительным объем знаний, тем более усложняется процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).
7.4. Институт церкви
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд. населения земного шара более 4 млрд. – верующие. Причем около 2 млрд. исповедуют христианство.[1]
Православие внутри христианства
занимает третье место после католицизма
и протестантизма. Ислам исповедуют
чуть больше 1 млрд., иудаизм – более
650 млн., буддизм – более 300 млн., конфуцианство
– около 200 млн., сионизм – 18 млн.,
остальные исповедуют другие религии.
Среди основных функций религии
как социального института
1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
2) регулирование морального
поведения от рождения до
3) одобрение или критика
социальных порядков в
4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
______________________________
[1] Дигесты Юстиниана / Избр. фрагменты в пер. и с примеч. И.С.Перетерского; Отв. ред. Е.А.Скрипилёв; АН СССР. Ин-т государства и права. — М.: Наука, 1984. — 455 с. 69. Диспут проф. П.А.Сорокина // Экономист. — 1922.
Ядром религиозного института является церковь.
Церковь - один из важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства, возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к. является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей. Величайшие достижение церкви — идея отпущения грехов после покаяния.
Церковь, как один из социальных
институтов обладает рядом характерных
признаков. Прежде всего, это наличие
профессионального духовенства, которое
формируется по иерархической системе.
Кроме всего этого, церковь выступает
и как юридическое лицо, владеющее
определенной собственностью, которая
составляет экономическую основу ее
существования. Для церкви типично
также наличие четко
8. Заключение
В процессе времени социальные институты видоизменяются и развиваются. Происходит процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, которые каждый по - своему удовлетворяет общественную потребность. На основе этого процесса появляются устойчивые лидеры, которые официально выбираются, назначаются и оформляются. Кроме этого каждый такой лидер может обладать определенным статусом и выполнять соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.