Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования: Изучение проблем взаимоотношений детей-подростков и родителей.
Объект исследования: подростки и родителей.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений подростков с родителями.
Задачи исследования:
1.Изучение особенностей развития подростков.
2.Выявление особенностей взаимоотношений подростков.
3.Изучение особенностей взаимоотношений подростков со значимыми взрослыми.
ВВЕДЕНИЕ
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы, полового созревания, существенной перестройки организма.
Главным же новообразованием возраста является «чувство взрослости». Подросток осознает, что ничем не отличается от взрослого человека, поэтому предъявляет требования к расширению своей независимости. В действительности подростки являются зависимыми от родителей в материальном плане, вследствие чего, родители не видят причин увеличивать самостоятельность подростка. Из-за данной ситуации возникают конфликты между родителями и детьми, которые борются за расширение прав. Зачастую такая борьба является бунтарской и бескомпромиссной.
Именно для рассмотрения путей решения необходимо изучить особенности взаимоотношений детей-подростков и родителей. Необходимо рассмотреть их представления друг о друге и насколько эти представления соответствуют действительности.
Проблемой взаимодействия родителей и детей занимались такие ученые как и А. Адлер [1], В.Г. Казанская [12], Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая [3], Е.В. Емельянова [9] другие.
Российские психологи Л. С. Выготский [4, 5], Д.Б. Элькоинн [29, 30], В. С. Мухина [19], Д. И. Фельдштейн [25, 26, 27], Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина [20], Ю.В. Александрова [2] и др. подчеркивали важность семейных отношений для развития личности.
Цель исследования: Изучение проблем взаимоотношений детей-подростков и родителей.
Объект исследования: подростки и родителей.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений подростков с родителями.
Задачи исследования:
1.Изучение особенностей развития подростков.
2.Выявление особенностей взаимоотношений подростков.
3.Изучение особенностей взаимоотношений подростков со значимыми взрослыми.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подростковый возраст как период развития
Подростковый возраст от 11 до 15-16 лет — переходный, прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подростки — школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность — учеба [16, C. 12].
Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Психологически это проявляется в том, что подростку, испытывающему множество физических, физиологических и психологических изменений, бывает трудно удерживать субъективное чувство целостности и стабильности своего Я, чувство идентичности. Появляются половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли [10, C. 245].
Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков — их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира [22, C. 5]. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него [10, C. 247]. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я – концепция».
Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 - 13 лет) [22, C. 24].
От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми подросток находится, затрудняет ему усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.
Перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений ребёнка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей [4, C. 233].
Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется, как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым [30, C. 313].
Проявления чувства взрослости многообразны. Они были подробно описаны Т. В.Драгуновой:
Подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.
Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.
Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы [10, C. 249].
Еще К. Левин связал причины конфликтного типа развития подростков с их «переходным» положением в обществе. Он констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, т. к. он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают [8, C. 364]. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период [10, C. 250].
В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [7, C. 32]. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [10, C. 253].
Еще одной важной особенностью развития подростка, накладывающей отпечаток на весь его психологический облик, является несоответствие между достигнутым уровнем развития его личности, душевных, практических способностей и умений и объективно ограничивающихся его позицией, социальной ролью школьника. Это противоречие порождает особый комплекс потребностей и поведенческих реакций, выражающихся в стремлении "выйти за рамки", желании во что бы то ни стало утвердить свою независимость, самостоятельность [8, C. 354].
1.2 Характеристика взаимоотношений подростка
Исследуя закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе и сравнивая дошкольный возраст с подростковым, Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что подростковому возрасту вновь сензитивна сторона деятельности, акцентирующая развитие взаимоотношений. Присущее дошкольнику стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, трансформируется у подростка в потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей [10, C. 256].
Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, он стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение, как в школе, так и вне ее [9, C. 13].
Как отмечают Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон, возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия [27, C. 35].
Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм [26, C. 249].
Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям [10, C. 258].
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе [16, C. 16].
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни [11, C. 27].
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение [10, C. 261].
Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [9, C. 83].
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах [10, C. 262].
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу [19, C. 366].
При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга [5, C. 113]. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию [19, C. 367].
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований [3, C. 12].
Таким образом, с одной стороны, в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль полезной обществу не оплачиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия части подростков в социально важных делах [25, C. 165].
Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает полезная обществу не оплачиваемая деятельность, потому что в ней подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает [25, C. 167].
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Образ подростка в восприятии родителей
Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка. Исследование показало, что чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся 4-5 классов в той или иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся 7-8 классов весьма от нее далеки. Причем эти представления родителей и учителей о субъективном мире подростка, становясь все более непохожими на реальности этого мира, сближаются у учителей и родителей [2, C. 32]. Иными словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя - своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка. Родители подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля [16, C. 23].
Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями [10, C. 269].
Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков - понятие весьма относительное [21, C. 243]. В жизни подростка много времени отводится учебе, ибо подросток - всегда учащийся. Однако он стремится занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности [10, C. 272].
И, наконец, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» - и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных» [23, C. 172].
Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться [10, C. 278].
Анализ жалоб и проблем, с которыми сталкиваются родители подростка показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) способности - ум, память [25, C. 168].
Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными, так и отрицательными. Р. Лэнгс, анализируя отношение родителей и детей ввел понятие «мистификация» — внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Одна из форм мистификации - приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку «слабости» и «плохости». Другая форма мистификации - инвалидация - принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов [29, C. 12].
Негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере, частично, могут иметь под собой реальную основу в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением, либо начинает против него борьбу [26, C. 252].
Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог, и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка [22, C. 332].
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения [14, C. 43].
Среди родителей более старших детей встречаются такие, для которых школьные успехи их детей не служат поводом для поощрения. Они ориентируют детей на непременное первенство в классе, школе, на районной олимпиаде. Х. Стерлин назвал таких родителей «делегирующими». Не реализовав в жизни какие-то планы, такие родители готовят детей к выполнению «миссии» [24, C. 74].
Таким образом, в начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка [20, C. 243].
Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка - все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние «детские» отношения со взрослым и навязывает ему новый тип - «взрослых» - отношений, которым принадлежит будущее [24, C. 183]. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности [10, C. 213].
2.2 Образ родителей в восприятии подростка
Согласно одному из стереотипов, все подростки находятся в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Действительно, юность - это время, когда дети начинают стремиться к независимости. Однако имеется существенная разница между становлением эмоциональной и социальной независимости подростков и неприятием ими родителей и родительских ценностей. Опрос 6000 подростков десяти национальностей показал, что лишь немногие из них испытывают отчужденность по отношению к родителям. Большинство же сегодняшних молодых людей, напротив, глубоко уважают своих родителей [4, C. 233]. Встречаются, однако, и такие подростки, которые говорят, что их мать недостаточно хороша, или, что их отец недостаточно хорош.
В восьми областях, которые чаще всего называются в числе проблемных - наркотики, образование, работа, политика, выбор друзей, религия, секс и стиль одежды - явное большинство подростков соглашаются с представлениями своих родителей [7, C. 357].
Многие факты свидетельствуют о том, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности [12, C. 143].
Но также очевидно, что некоторые подростки действительно могут не соглашаться с родителями по поводу наиболее важных жизненных ценностей - особенно в начале взросления. В одном из исследований были проанализированы взаимоотношения между подростками, ведущими очень активную жизнь, и их родителями. Такие «активисты», по сравнению с их более пассивными сверстниками, чаще не согласны со своими родителями по различным политическим и прочим вопросам; особенно это проявляется во взаимоотношениях матерей и дочерей [18, C. 54]. Однако это характеризует лишь несовпадение взглядов людей разных поколений. Причем даже у подростков, которые часто не согласны со своими родителями в ранний период взросления, эти разногласия не ухудшают отношений в семье и не сказываются ни на чувствах, которые дети испытывают к своим родителям, ни на частоте и продолжительности их общения [23, C. 111].
Желания подростков по отношению к родителям:
Подростки хотят, чтобы родители интересовались ими, помогали им, уделяли им время.
Подростки хотят, чтобы родители выслушивали и понимали их, чтобы с родителями можно было общаться.
Подростки предпочитают принимать советы по личным, семейным, социальным, учебным и философским вопросам чаще от матерей, чем от отцов.
Подростки хотят, чтобы родители принимали их такими, каковы они есть.
Подростки хотят, чтобы родители доверяли им.
Подростки хотят, чтобы родители относились к ним как к самостоятельным взрослым людям и не мешали им утверждать свою личность и независимость, не мешали их индивидуализации [28, C. 378].
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку [19, C. 369].
В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного [21, C. 154]. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.
Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в разных формах: озорство в общественном транспорте, на улице; грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подросток испытывает пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно [17, C. 158].
Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуждать друг с другом характеристические особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего культурного развития. Дети из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы [19, C. 371].
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям [6, C. 122].
2.3 Взаимоотношения подростка во значимым взрослым
Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения - все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Слова, и поступки, и поведение родителей - играет свою роль в воспитании ребенка [10, C.265].
Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители. До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Родителям необходимо постоянно производить оценку своих поступков, так как главным рычагом родительского воспитания является их авторитет. В младшем и школьном возрасте - это авторитет любви, ласки; с взрослением - это авторитет уважения. Высокие моральные качества, знания и ум, храбрость и сила родителей - вот основа такого авторитета. Постоянное общение с ребенком дает возможность родителям хорошо изучить его [13, C. 231]. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием и взрослые продолжают обращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и детей. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Его самолюбие оказывается уязвленным, если он не получает в семье должного уважения и внимания [10, C.268].
Проблемы подросткового возраста актуализируются как с позиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам. Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален, выбирает для подражания образы литературных и киногероев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. Трудности в воспитании - часто результат и отношений в семье, и просчетов учителя, и изоляции от сверстников - всех причин вместе [23, C. 153].
Психологи отмечают еще одну, чрезвычайно важную, с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков со взрослыми, а точнее, субъективного отношения конфликтующих сторон к конфликту. Эта картина верна для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную самообвиняющую, интропунитивную позицию-подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений «послушания», ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунтарству» [10, C. 217].
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности [1, C. 21]. Выделяют следующие характеристики гармоничных детско-родительских отношений:
Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка, как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятия, признание индивидуальности ребенка и сохранения автономии «Я».
Достаточный уровень рефлексии родителей относительно индивидуальных особенностей ребенка.
Сознательная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям [17, C. 73].
Подытоживая опыт разных исследователей, С.В. Ковалев выделяет три группы факторов, влияющих на личность ребенка в семье:
социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям;
внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности;
семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий [14, C. 48].
Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается по мере того, как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек. Наличие братьев и сестер также сказывается на развитии подростков; старшие являются для младших и ролевыми моделями, и суррогатными родителями, и товарищами [15, C. 64]. Братья и сестры способны удовлетворят потребности друг друга в нежности, привязанности и глубоких человеческих отношениях. Бабушки и дедушки способны повлиять на подростков самым положительным образом. В некоторых случаях взаимоотношения с бабушками и дедушками оказываются затрудненными - особенно когда подросток достигает переходного возраста. По мере его взросления старики теряют интерес к постоянным нравоучениям, а подросток начинает относиться к ним более снисходительно [20, C. 288].
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Программа исследования
Теоретико-методический раздел
Обоснование актуальности исследования.
Проблема изучения взаимоотношений детей и родителей, более чем значимая, и чрезвычайно многоплановая. При выяснении детерминант бунтарства в подростковом возрасте необходимо учитывать взаимоотношения детей с родителями. Зачастую именно родители стараются удержать своего ребенка в зависимом положении, не дают ему принимать собственных решений, ограничивают его свободу. Родители продолжают относиться к подростку как к ребенку, хотя тот уже стремится в мир взрослых. Подросток, стремясь приблизится к миру взрослых перенимает поверхностные проявления взрослости, которые не связаны с обязанностями. Подростки пытаются расширить свои права как можно дальше, при этом одновременно идет процесс обособления от родителей. Зачастую это обособление проходит через унижение родителей в своих глазах, при этом не имеются в виду собственные родители, а старшее поколение вообще.
В обществах, где подростковый возраст достаточно велик и дети вынуждены находиться на иждивении своих родителей, вопрос взаимоотношений между ними встает особенно остро. Взгляд родителя на своего ребенка не соответствует действительности, зачастую и взгляд ребенка на родителей и на себя в подростковом возрасте далек от реальности. Особенности взаимодействия подростков и их родителей, поэтому обрастают мифами. Необходимо выявить насколько различаются эти взгляды друг на друга, и как это влияет на взаимодействие. В данном исследовании имеется возможность сравнить различия в восприятии взаимодействия детей и подростков.
Объект исследования:
Объектом исследования являются жители г. Твери, в возрасте от 11-16 лет и их родители.
Предмет исследования:
Предметом исследования является взаимоотношения детей-подростков и родителей.
Цели и задачи исследования:
Цель исследования: изучить взаимоотношения детей-подростков и родителей в г. Тверь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить уровень образования и квалификации родителей.
2. Выявить особенности семейного положения.
4. Описать строгость воспитания в семье.
5. Рассмотреть взгляд родителей на взаимоотношения с ребенком-подростком.
6. Рассмотреть взгляд ребенка на взаимоотношения с родителями.
Интерпретация и операционализация основных понятий.
Семантическая интерпретация ключевых понятий:
Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 11до 16 лет).
Родители - отец и мать ребёнка. Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия, что накладывает ряд этических и общественных обязательств взрослого сына или дочери по отношению к своим родителям.
Ребёнок - человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до наступления половой зрелости. Девочка - ребёнок женского пола; Мальчик - ребёнок мужского пола.
Брат - мужчина, каждый из сыновей в отношении к другим детям от тех же родителей.
Сестра - девочка/женщина по отношению к другому ребёнку своих родителей.
Взаимоотношения - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. В психологии это, прежде всего, система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т. д.
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Самостоятельность - волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.
Специальность - (profession, speciality, от лат. specialis) - 1) профессия; 2) род занятий, в котором тот или иной человек достиг больших знаний, обрел уверенные навыки, богатый опыт; 3) определенная область знаний, деятельности, труда.
Хобби - (англ. hobby) – какое-либо увлечение, любимое занятие для себя, на досуге; иногда – причуда.
Город - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории "город" оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается.
Структурная Операционализация:
Уровень образования и семейное положение:
а) уровень образования:
1) уровень образования родителей:
- начальное, неполное среднее;
- среднее;
- среднее специальное;
- неполное высшее;
- высшее;
- учёная степень.
2) занимаемая должность родителя:
- руководитель предприятия (собственник);
- руководитель предприятия (наёмный служащий);
- заместитель руководителя предприятия;
- руководитель отдела, службы, подразделения;
- ведущий специалист;
- служащий (военнослужащий, сотрудник МВД);
- инженерно-технический работник;
- квалифицированный рабочий;
- рабочий без квалификации;
- технический, обслуживающий персонал;
- менеджер.
б) семейные особенности родителей:
1) Семейное положение:
за мужем/ женат;
разведен/ разведена;
вдова/ вдовец.
2) Количество детей в семье
Один ребенок подросткового возраста (11-15 лет)
Ребенок подросткового возраста и (ребенок) дети младше его
Ребенок подросткового возраста и (ребенок) дети старше его
Ребенок подросткового возраста, а также дети старше и младше его
Два и более ребенка подросткового возраста
Параметры взаимодействия родителя и ребенка
а) Уровень самостоятельности ребенка
Совершенно самостоятелен
Достаточно самостоятелен
Мало самостоятелен
Несамостоятелен
б) Уровень контроля со стороны взрослого
Сильный контроль
Умеренный контроль
Слабый контроль
в) Взаимопонимание ребенка и взрослого
Наличие взаимопонимания
Взаимопонимание по ряду вопросов
Отсутствие взаимопонимания
г) Совместное времяпрепровождение
Достаточное количество времени совместного времяпрепровождения
Недостаточное количество времени совместного времяпрепровождения
д) Конфликты
Частные конфликты
Менее частые конфликты
Редкие конфликты
Почти отсутствуют
е) Право ребенка на выражение своего мнения
Осуществляется в полной мере
Осуществляется частично
Игнорируется
ж) Строгость воспитания
Строгое воспитание
Не очень строгое воспитание
Нестрогое воспитание
Оценка
Оценка удовлетворенность взаимодействием родителя и ребенка
а) Устраивают ли взаимоотношения.
Полностью устраивают
Устаивают, но можно и лучше
Не устраивают, потому что нет интереса с их стороны.
Не устраивают, происходят постоянные ссоры
б) Оценка изменений взаимоотношений в будущем.
Изменятся в лучшую сторону
Изменятся в худшую сторону
Не изменятся
Факторная операционализация:
Выдвижение рабочих гипотез:
1. В семьях с высоким уровнем образования более высокий уровень понимания подростков.
2. В семьях, где родители занимают высокую должность, достаточно мало времени и внимания уделяется детям-подросткам.
3. В семьях, где помимо подростков, есть старшие дети менее выражены конфликты.
4. Большинство родителей смотрят на подростка как на объект контроля и опеки.
5. Большинство родителей не учитывают мнение ребенка.
6. Большинство детей не чувствуют поддержки и понимания от своих родителей.
7. Большинство подростков считают, что родители не хотят с ними взаимодействовать, не понимают их чувств.
Процедурно-методический раздел
Вид исследования:
Данное социологическое исследование является:
- по глубине анализа социальной проблемы и масштабам охвата событий – пилотажное;
- по цели исследования – точечное;
- по объекту охвата объекта исследования – выборочное;
- по месту проведения – полевое;
- по частоте проведения – разовое;
- по масштабам проведения – региональное;
- по применяемому методу сбора данных – очный индивидуализированный опрос по стандартизированной анкете.
Методика исследования:
Анкетирование. Используя эту методику, мы имеем возможность проанализировать мнение большего числа респондентов, что позволит решить поставленную данным исследованием задачу.
Тип выборки:
Здесь необходимо пользоваться неслучайной квотной выборкой, т.к. отбор респондентов будет осуществляться по возрасту и семейному положению.
Инструментарий:
Инструментарием данного исследования является — анкета [Приложение А].
3.2. Анализ результатов исследования
После проведения исследования было выяснено, что среди опрошенных, большинство родителей имеют высшее образование (50%), также 25% показывают, что родители в семьях имеют средне специальное образование (Рисунок 1). Также можно отметить родителей с неоконченным высшим образованием (10%) и со средним образованием (5%). Остальные уровни образования не были представлены среди опрошенных.
Рисунок 1 – Уровень образования родителей в семьях
Среди семей с высшим образованием 80% детей-подростков говорят, что родители способны их понять, 90% родителей в таких семьях, благодарят подростка за помощь, 60% родителей прислушиваются к мнению подростка. В данной группе между родителями и детьми по этим трем параметрам сходные результаты, сами родители в 90% случаев, считают, что понимают ребенка, 70% благодарят за помощь, и 80% говорят, что прислушиваются к мнению подростка.
В остальных семьях подростки отмечают, что родители не благодарят их за помощь (80%). При этом у родителей со средним образованием это отмечают 100% детей, у родителей со средне специальным образованием 83,3%, а у родителей с неоконченным высшим образованием 66,6%.
Сходные данные получены и по вопросу понимания ребенка. У родителей со средним образованием 100% детей говорят о неспособности родителя к пониманию. 66,6% детей, у которых родители имеют средне-специальное образование, утверждают, что родители их не понимают. Также 66,6% детей, у которых родители имеют неоконченное высшее образование говорят о непонимании. 10% детей, имеющих родителей с высшим образованием, считают, что те их не понимают.
Также, можно отметить, что родители имеющие низкий уровень образования резко отличаются по своим оценкам от своих детей. Так 100% людей со средним образованием считают, что они «в общем понимают» своих детей. Так же считают и 66,6% родителей, имеющих средне специальное образование. У родителей с неоконченным высшим обрезыванием, мнение совпадает со своими детьми, 66,6% родителей, считают, что они не понимают своих детей.
Должности, занимаемые родителями в опрошенных семьях представлены на рисунке 2. Наиболее распространённой среди опрошенных является должность рабочего (40%), честь менее представлена должность специалиста (30%).
Рисунок 2 – Должности родителей в семьях
Подростки в семьях рабочих, обслуживающего персонала и др. отмечают, что времени проведенном с родителями им достаточно (60%), либо, что совместное времяпрепровождение приводит к скандалам (30%), а также среди причин недостаточного совместного времяпрепровождения выделяется нежелание родителей общаться (10%).
Родители в 50% случаев считают, что общаются с детьми достаточно, а остальные 50% приписывают детям нежелание общаться с ними.
В семьях специалистов, служащих и руководителей, детям недостаточно времени, проведенного с родителями. 50% детей считают, что родители просто избегают их общения, Остальные полагают, что нет возможности общаться больше из-за постоянной занятости родителей.
Родители же считают совместное времяпрепровождение недостаточным, но не видят возможности увеличить его, так как снижение общения происходит по объективным причинам. Так считают 90% опрошенных родителей. Оставшиеся 10% считают, что общения достаточно.
Среди опрошенных у большинства есть старший сиблинг (50%). Од ин ребенок в семье у 25% опрошенных. Все данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Количество детей в семьях
В семьях имеющих старшего брата или сестру подростки отмечают, что конфликты возникают редко (40%) и не очень часто (60%), в то время как в семьях, где нет других детей, кроме подростка конфликтные ситуации возникают постоянно (60%) и постоянно (40%).
В семьях с младшими братьями и сестрами и в тех семьях, где 2 ребенка подросткового возраста конфликты возникают, не очень часто (60%), и достаточно часто (40%).
По оценкам родителей конфликты в семье где есть старшие сиблинги конфликтные ситуации возникают редко 30% и не очень часто 60%, также 10% отметило, что конфликты бывают, но не очень часто.
В семьях с младшими сиблингами и сиблингами подросткового возраста родители отмечают, что конфликтные ситуации бывают достаточно часто (60%), и не очень часто (40%).
В семьях с одним ребенком родители отмечают, что конфликты очень частые (80%), лишь 20% полагают, что конфликты в семье не очень часты.
Таким образом, можно отметить, что родители склоны преувеличивать значение конфликта и воспринимать некоторые ситуации как конфликтные, хотя со стороны подростка они не выглядят таковыми.
При оценке строгости воспитания многие родители (30%) высказались, сто их стиль воспитания строгий, но справедливый. 40% опрошенных родителей признали свой стиль воспитания строгим. На рисунке 4 можно наблюдать оценку родителей по параметрам строгости собственного воспитания, уровня самостоятельности подростка, по мнению родителей, уровню дозволенности.
Рисунок 4 – Оценка родителей параметров опеки и самостоятельности
Родители в большинстве определяют уровень самостоятельности ребенка как средний. Некоторые оценивают самостоятельность своих детей как низку. Очень немногие из родителей высоко и очень высоко оценивают самостоятельность детей.
При этом родители отмечают, что есть четкие рамки того, что они дозволяют своим детям, также отмечается, что уровень дозволенности средний. Гораздо меньше родителей готовы признать, что позволяют ребенку очень многое.
Сами же дети-подростки оценивают строгость своих родителей как очень высокую, Но при этом отмечают, что и дозволяют родители тоже очень много. На рисунке 5 показано насколько дети считают своих родителей строгими и дозволяющими, а себя самостоятельными.
Рисунок 5 – Оценка подростков параметров опеки и самостоятельности
По оценке подростков своей самостоятельности можно увидеть их стремление к взрослости. 70% опрошенных подростков считают себя полностью самостоятельными, способными к самостоятельным решением, способными нести ответственность.
Здесь можно заметить огромную разницу в восприятии ребенка родителями и в самовосприятии ребенка.
Далее отметим, что большинство родителей открыто не готово признать, что не прислушиваются к мнению подростка. Лишь 10% родителей открыто говорят, что к мнению ребенка не прислушиваются. Остальные утверждают, что прислушиваются иногда (30%) и что прислушиваются к своему ребенку. Однако дети дают иные результаты. На рисунке 6 можно проследить различия в восприятии подростка и взрослого. 50% подростков считает, что их просто не слышат. Лишь 30% опрошенных подростков считает, что к их мнению родители прислушиваются. 20% отмечают, что их слушают, но иногда. Между мнением подростков и их родителей достаточно большая разница в восприятии. Родители не замечают многих предложений, исходящих от подростка, он их игнорирует, не считая важными, и даже не фиксирует на них свое внимание. То мнение, которое родитель считает важным, он может воспринять и зафиксировать. Поэтому у него складывается картина, при которой, он считает, что прислушивается к ребенку.
Для ребенка в этом возрасте важно каждое его предложение и мнение высказанное взрослому, если бы это не было для него важным, он не стал и говорить. Он остро чувствует, когда родитель не слышит его.
Вследствие вышеописанных различий возникает и различие в представлении о том, насколько услышан ребенок.
Рисунок 6 – Ответы на вопрос «Прислушиваются ли родители к мнению ребенка?»
Кроме того, что подросток стремится к тому, чтобы его мнение учитывалось, он еще хочет поддержи от своих родителей, интереса к себе с их стороны. При оценке осведомленности об увлечениях ребенка 60% родителей ответили, что смутно себе представляют круг интересов их детей (Рисунок 7). Такие смутные представления происходят от того, что родители не интересуются жизнью детей. Это можно наблюдать в ответах детей, 30% ответили, что родители не интересуются их хобби. Лишь 20% призналась, что родители знают об их увлечениях и поддерживают их. 30% подростков говорят о том, что родители негативно настроены к их увлечениям, чего родители не отмечают (лишь 10% сказали, что не одобряют увлечения детей).
Рисунок 7 – Оценка осведомлённости родителей об увлечениях подростков.
Деятельность, которой занимаются дети для родителей не значима, и подростки перестают рассказывать о своих достижениях в ней, так как они не будут оценены родителями.
Со временем подростки перестают обращаться к родителям за помощью, так как не уверены, что родители их поддержат и поймут. С возникающими вопросами подростки чаще всего идут в интернет (70% ответивших), остальные спрашивают у сверстников.
При общей оценке взаимоотношений родителя и ребенка подростка, представленной на рисунке 8, также существуют значительные различия детей и их родителей.
Рисунок 8 – Оценка взаимоотношений между родителями и подростками.
Однако и родители, и дети считают, что противоположная сторона уделяет им мало внимания, с противоположной стороны нет интереса. Ни одна из сторон не стремится навязать свое общение, полагая, что встретит с противоположной стороны неприятие. Также можно заметить, что родители и дети единогласны также во взглядах на будущее 80% родителей и детей считают, что в будущем их взаимоотношения улучшатся.
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении всех выдвинутых гипотез. В семьях с высоким уровнем образования более высокий уровень понимания подростков. В семьях, где родители занимают высокую должность, достаточно мало времени и внимания уделяется детям-подросткам. В семьях, где помимо подростков, есть старшие дети менее выражены конфликты. Большинство родителей смотрят на подростка как на объект контроля и опеки. Большинство родителей не учитывают мнение ребенка. Большинство детей не чувствуют поддержки и понимания от своих родителей. Большинство подростков считают, что родители не хотят с ними взаимодействовать, не понимают их чувств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе был проведен литературный анализ проблем взаимоотношения детей-подростков и их родителей. Были выявлены основные характеристики данного возраста. В подростковом возрасте происходят множественные изменения в организме подростка, а также в его личности. В этом возрасте формируется целостный образ «Я». Главное новообразование это чувство взрослости. Ребенок начинает понимать, что он ничем не отличается от взрослого, что может вести себя как взрослый. Он начинает ревностно бороться за свои права, расширяя свои возможности. Кроме того ребенок стремится к уважению в обществе.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является личностное общение, поэтому взаимодействие для подростка крайне важно. Ребенок стремится к уважению в группе сверстников, стремится с ними дружить, общаться. При этом ему крайне важно, чтобы его поддерживали родители и другие члены семьи. Общение с ними для ребенка не утрачивает значимости, но в связи с изменившимися для него обстоятельствами подросток начинает вести себя по-взрослому. Родители же не улавливают глобальных внутренних изменений в ребенке и продолжают взаимодействовать с ним как с маленьким ребенком. Вследствие этого возникают конфликты.
В глазах родителей подросток предстает капризным ребенком, который постоянно что-то хочет, которого все не устраивает. Не устраивают родители, их образ жизни, взгляды и ценности. Родители воспринимают это как проявления детскости. На самом деле подросток стремится к самостоятельности и обособлению от родителей зачастую негативно о них думая.
Подросток воспринимает родителей как бесчувственных, неотзывчивых, неспособных его понять. Сначала ребенок обращается к родителям со своим «взрослым» мнением, но если он видит, что оно никому не интересно и его не спешат воспринимать, как равного он старается найти другой круг общения и самоутвердиться там. Родители при этом воспринимаются как помеха.
При идеальных взаимоотношениях родителей и детей родители принимают подростка таким, какой он есть, с его мнениями и суждениями о жизни. Однако в реальной жизни гораздо чаще родители продолжают относиться к подростку, как к ребенку, толкая его на бунт.
Данные теоретического анализа были подтверждены практическим исследованием. Показано, что мнения родителей и детей относительно их взаимодействия сильно расходятся. Выявлено, что большинство родителей, по мнению их детей, не учитывают мнения подростков, смотрят на подростков как предмет опеки, а не как на самостоятельную личность.
Кроме того подростки отмечают, что не чувствуют поддержки и понимания от своих родителей, они считают, что неинтересны родителям, родители уходят от взаимодействия с подростками.
Стоит отметить, что и родители и подростки сходят в том, что трудности в их взаимодействии временные и что в будущем отношения между детьми и родителями наладятся.
СПИСоК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 1997. – 88 с.
2. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей [Текст] / Ю.В. Александрова. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999. – 66 с.
3. Вассерман, Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
4. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] // Психология подростка / Л.С. Выготский, Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С. 232-286.
5. Выготский Л.С., Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
6. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.
7. Дольто, Ф. На стороне подростка [Текст] / Ф. Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010 – 720с.
8. Дубровина, Е.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Е.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
9. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
10. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения [Текст] / М.В. Ермолаева. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. – 127 с.
12. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей [Текст] / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гадарики, 2006. – 320 с.
14. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
15. Корепанов, Г.С., Неумоева Е.В., Огороднова О.В. и др. Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации [Текст] : Материалы региональной научно-практической конференции. Январь-февраль 2008 года / Г.С. Корепанов, Е.В. Неумовева, О.В. Огородникова. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук». 2008. – 260 с.
16. Крутецкий, В.А., Лукин Н.С. Психология подростка [Текст] / В.а. Крутецкий, Н.С. Лукин. – М.: Просвещение, 1965. – 314 с.
17. Крюкова, Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
18. Макушина, О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей [Текст] : Учебное пособие для вузов – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – 78 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
20. Олифирович, Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов [Текст] / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007.– 360 с.
21. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
22. Психология подростка [Текст] / Под ред. А.А. Реан. – М.: Олма-пресс, 2003. – 432 с.
23. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
24. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
25. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С. 163-168.
26. Фельдштейн, Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С. 248-259.
27. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.в. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
29. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – С 6-20.
30. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С. 313-320.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк анкеты
Здравствуйте!
Студентка кафедры социологии и социальных технологий Тверского Государственного Технического Университета проводит научное исследование по изучению взаимоотношений подростков и родителей. Убедительно просим Вас уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Это займет у Вас не более 10-15 минут. Нам нужно знать именно Ваше мнение. Анкета анонимная. Все полученные данные будут использованы лишь в обобщённом виде.
Инструкция к заполнению анкеты:
Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов. Выбранный Вами вариант ответа подчеркните (обведите кружочком) или выразите своё мнение письменно, если этого требует вопрос
ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ!
1. Ваш пол:
2. Скажите, пожалуйста, какое у Вас (у Ваших родителей) образование:
1. начальное, неполное среднее 4. неполное высшее
2. среднее
3. среднее специальное 6. учёная степень
3. Кем Вы (ваши родители) работаете (ют):
1. | руководитель предприятия (собственник) |
2. | руководитель предприятия (наёмный служащий) |
3. | заместитель руководителя предприятия |
4. | руководитель отдела, службы, подразделения |
5. | ведущий специалист |
6. | служащий (военнослужащий, сотрудник МВД) |
7. | инженерно-технический работник |
8. | квалифицированный рабочий |
9. | рабочий без квалификации |
10. | технический, обслуживающий персонал |
11. | менеджер |
12. | иное__________________________ |
3. Вас устраивают взаимоотношения с подростком (родителями)?
1. Полностью устраивают
2. Устаивают, но можно и лучше
3. Не устраивают, потому что нет интереса со их стороны.
4. Не устраивают, происходят постоянные ссоры
5. Не знаю
4. Как вы думаете, как изменятся ваши взаимоотношения в будущем?
1. В лучшую сторону
2. В худшую сторону
3. Не изменятся
5. Как много времени вы проводите вместе?
1. Достаточно для меня
2. Недостаточно, но больше проводить времени нет возможности
3. Недостаточно, потому что ребенок (родитель) избегает общения
4. Проводим вместе как можно меньше времени, потому что это приводит к скандалам
6. Как вы думаете, одинаковый ли у вас взгляд на вещи?
1. Взгляды полностью совпадают по ключевым жизненным позициям
2. Взгляды совпадают частично
3. Взгляды полностью противоположны
7. Принято ли в вашей семье помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать?
1. Да
2. Нет
8. Как часто у вас в семье возникают конфликты детей и родителей?
1. Постоянно
2. Достаточно часто
3. Не очень часто, но хотелось бы реже
4. Редко
5. Почти никогда
9. Вы являетесь:
1. Родителем (переход к вопросу 21)
2. Подростком
Вопросы для подростков:
10. Как выдумаете, насколько родители осведомлены о ваших увлечениях, хобби?
1. Знают и поддерживают, постоянно в курсе всех событий
2. Знают, но не одобряют увлечений
3. Смутно себе представляют, чем я увлекаюсь
4. Не интересуются моими увлечениями
11. Как много вам разрешают родители?
1. Разрешаю практически все
2. Разрешаю многие вещи, которые не разрешили бы другие родители
3. Многое
4. Есть четкие границы, за которые не выходят разрешения.
12. Если у Вас возникает вопрос к кому Вы обращаетесь за помощью?
1. К родителям
2. К брату, сестре
3. Смотрю ответ в интернете
4. К сверстникам
5. Не знаю
13. Как вы оцениваете свою самостоятельность?
1. Достаточно самостоятелен, чтобы принимать решения
2. Могу следить за собой, выполняю обязанности
3. Мне сложно принимать какие-то важные решения, я жду, что по этому поводу скажут родители
4. Я несамостоятельный
14. Как вы оцениваете строгость своих родителей?
1. Очень строгие
2. Строгие, но справедливые
3. Временами строгие
4. Нестрогие
15. Выполняете Вы обязанности по дому?
1. Выполняю все обязанности
2. Выполняю обязанности, но не все
3. Выполняю обязанности, но мог бы это делать и лучше
4. Выполняю только те обязанности, которые сам хочу
5. Не выполняю обязанности
6. У меня нет обязанностей по дому
16. Как вы думаете родители понимают вас?
1. Полностью понимают и во всем поддерживают
2. В общем понимают
3. Понимают не очень хорошо
4. Не понимают
17. Прислушиваются ли родители к вашему мнению?
1. Да
2. Нет
3. Не всегда
18. Благодарят ли вас родители за помощь?
1. Да
2. Нет
3. Не всегда
19. Насколько предсказуемы ваши родители?
1. Всегда можно понять, как они поступят в ответ на то или иное действие
2. Тяжело заранее определить их реакцию
20. Хотели бы вы иметь в будущем такие же отношения со своим ребенком?
1. Да
2. Нет
Спасибо за уделенное внимание!
Вопросы для родителей:
21. Семейное положение:
1. За мужем/ женат;
2. Разведен/ разведена;
3. Вдова/ вдовец.
22. Сколько у вас в семье детей?
1. Один ребенок подросткового возраста (11-15 лет)
2. Ребенок подросткового возраста и (ребенок) дети младше его
3. Ребенок подросткового возраста и (ребенок) дети старше его
4. Ребенок подросткового возраста, а также дети старше и младше его
5. Два и более ребенка подросткового возраста
23. Знаете ли вы об увлечениях подростка?
1. Знаю и поддерживаю, постоянно в курсе всех событий
2. Знаю, но не одобряю его увлечений
3. Смутно себе представляю
4. Не интересуюсь
24. Как много вы разрешаете своему ребенку?
1. Разрешаю практически все
2. Разрешаю многие вещи, которые не разрешили бы другие родители
3. Моему ребенку многое позволено
4. Есть четкие границы, за которые не выходят разрешения.
25. Если у ребенка возникает вопрос к кому он обращается за помощью?
1. Ко мне или к другому родителю
2. К брату, сестре
3. Смотрит ответ в интернете
4. К сверстникам
5. Не знаю
26. Как вы оцениваете нынешний уровень самостоятельности ребенка?
1. Самостоятелен, я знаю, что он не наделает глупостей
2. Самостоятелен в быту, но может принять неправильное решение
3. Самостоятельность ограничена, выполняет указания
4. Несамостоятелен, одного нельзя оставить, что-нибудь натворит
5. Несамостоятелен, не выполняет обязанности по дому, не убирает даже за собой
27. Как вы оцениваете строгость воспитания в Вашей семье?
1. Очень строгая
2. Строгая, но справедливая
3. Временами строгая
4. Нестрогая
28. Когда ребенок что-то просит, то вы:
1. Соглашаетесь
2. Обсуждаете и приходите к решению, которое устроит обе стороны
3. Решаете нужно это ребенку или нет самостоятельно
4. Отказываете
29. Выполняет ли ваш ребенок обязанности по дому?
1. Выполняет все обязанности
2. Выполняет обязанности, но не все
3. Выполняет обязанности, но мог бы это делать и лучше
4. Выполняет только те обязанности, которые сам хочет
5. Не выполняет обязанности
6. У него нет обязанностей по дому
30. Как вы думаете, вы понимаете своего ребенка?
1. Полностью понимаю и во всем поддерживаю
2. В общем понимаю
3. Понимаю не очень хорошо
4. Не понимаю
31. Прислушиваетесь ли Вы к мнению ребенка?
1. Да
2. Нет
3. Не всегда
32. Благодарите ли Вы детей за помощь?
1. Да
2. Нет
3. Не всегда
33. Насколько предсказуемы ваши дети?
1. Всегда можно понять, как они поступят в ответ на то или иное действие
2. Тяжело заранее определить их реакцию
34. Хотели бы вы иметь в прошлом такие же взаимоотношения со своими родителями?
1. Да
2. Нет
35. Ваш возраст:
1. 30-35
2. 36- 45
3. 46 и более
Спасибо за уделенное внимание!
50
Информация о работе Изучение взаимоотношений детей подростков и родителей