Инвалиды как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить проблемы инвалидов.
Задачи курсовой работы:
1. Осветить основные понятия, причины, формы инвалидности.
2. Показать основные проблемы инвалидов.

Содержание

Введение
3
1 Инвалидность: понятие, причины, формы
4
1.1 Понятие инвалидности
4
1.2 Причины инвалидности
5
1.3 Формы инвалидности
6
2 Проблемы инвалидов
10
2.1 Социально-бытовые проблемы
10
2.2 Психологические проблемы
11
2.3 Проблемы получения образования
13
2.4 Проблемы трудоустройства
15
Заключение
20
Список использованных источников
21

Вложенные файлы: 1 файл

КР Ковалёнок С.А. Инвалиды как объект социальной работы (2).doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

      Так, овладение инвалидом-колясочником игрой на аккордеоне не только повышает его статус в глазах окружающих, но и позволяет выступать в творческих коллективах или индивидуально, что иногда материально вознаграждается. Однако наиболее часто главным здесь выступает появление моральных стимулов развития, дополнительной возможности общения с другими людьми, чувство полезности для окружающих. 

      Получение дополнительной образовательной услуги в процессе профессионального образования обусловливает обретение человеком новой профессии, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности.

     Основную поддержку инвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Далее в качестве источников поддержки выступают службы занятости и общественные организации инвалидов. В конечном счете, не более 20% всех инвалидов полагаются на поддержку государственной службы социальной защиты и помощь общественных организаций. Более трети инвалидов прямо говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них, но в современной России не существует механизмов решения этой задачи.

      В целом, практическая реализация принципа доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для взрослых инвалидов в наименьшей степени коснулась дополнительного образования.

     2.4 Проблемы трудоустройства

      Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. 

      Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. 

     Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны.

       Анализ государственных мер в области занятости инвалидов (квотирование рабочих мест, штрафные санкции) выявил их неэффективность. В этих условиях крайне важно во всей полноте исследовать состояние и возможность конкретного региона в решении данной проблемы.

      Эффективный способ такого анализа - регулярные исследования. Одно из них (как составная часть социального мониторинга занятости инвалидов) было проведено в январе 2009 г. в Москве, московской службой занятости. Его целью было определение состояния с рабочими местами для инвалидов и основных проблем в сфере их занятости для принятия и корректировки управленческих решений.        Опрошено 500 инвалидов трудоспособного возраста независимо от их занятости (2,3% генеральной совокупности). Среди них 49,0% мужчин и 51,0% женщин, 23,0% инвалидов составила молодежь (16-29 лет), 41,2% инвалидов активного трудоспособного возраста (30-44 года) и 35,8% инвалидов предпенсионного возраста (45-59 (54) лет).

      Результаты опроса опровергают общепринятое представление об иждивенческих жизненных установках инвалидов. Нежелание работать, как причину незанятости назвали только 1,8%, доля экономически пассивных инвалидов несколько увеличивается с возрастом (от 0,9% до 2,2%). 44,0% респондентов в настоящее время работают, причем каждый третий - постоянно, чаще не по специальности. Показательно, что рабочими среди них являются 62,3% мужчин, в то время как женщин-рабочих меньше - 43,0%. Только 4,6% инвалидов - ИТР, 3,7% - менеджеры и 0,5% - работодатели. 

      Надомные рабочие места имеют 7,8% от числа работающих инвалидов, в основном это инвалиды I группы. Опрос выявил 51,0% безработных инвалидов, претендующих на рабочие места, и 3,2% фиктивно занятых. Желание иметь посильные оплачиваемые рабочие места выражает, прежде всего, молодежь с I-й и II-й группами инвалидности, закончившие школу или специализированный интернат, и получившие профессиональную подготовку.     

      Что значит для инвалидов работа? Что побуждает их искать подходящие рабочие места? Ответы на эти вопросы выявили следующий спектр мотивации: работа - важный источник материального существования - 77,9%; одна из возможностей общения - 42,5%; хочу материально помогать семье - 42,1%; реализовать свои способности - 33,4%; это сильное средство "забыть" о проблемах со здоровьем - 27,5%; приносить обществу пользу - 21,1%; способ самоутверждения - 19,2%; чтобы изменить представление общества об инвалидах — 12,8%; другое — 4,0%. В качестве другого респонденты предложили: "занять свой день" - 1,8%; "интерес" - 0,6%; "удовольствие", "удовлетворение" - по 0,4%; "организовать свой день: чем больше работаешь, тем больше успеваешь", "надоело сидеть дома", "повышение жизненного резерва", "чувствовать себя человеком", "освоение нового", "материальная помощь другим больным людям" - по 0,2%.

      Сгруппировав ответы, получили более глубокий анализ мотивации респондентов. Наиболее важной целью своей работы инвалиды считают улучшение материального достатка для себя, семьи и помощи другим больным людям - 42,8% (1 группа). На творческую сторону задействования указали 31,2% ответивших (2 группа). Работа как средство социальной реабилитации необходима для 26,0% респондентов (3 группа).

      Респондентам был задан также вопрос "Как Вы думаете, если бы инвалиды материально не нуждались, а внимание общества к их проблемам осталось прежним, хотели бы они работать?". 74,6% ответили утвердительно, что свидетельствует об устойчивой потребности в труде. 

     С введением с 1-го января 2005 года поправок в Федеральный Закон №185 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", основной объём обязанностей по созданию "специальных рабочих мест для инвалидов", в том числе и их финансирование, перекладывается с государственных структур на самих работодателей. Для этого можно предложить:

        - Изменить основы формирования "специальных рабочих мест для инвалидов". Принцип создания специальных рабочих мест должен быть следующим - не инвалид на рабочее место, а рабочее место для инвалида. Только при таком подходе можно эффективно решать проблемы трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями.

       - Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида (плата за аренду, электро- и тепловую энергии, средств связи и т.д.).

       Изучив основные проблемы инвалидов, следует отметить, что для улучшения уровня и качества жизни лиц с ограниченными возможностями необходимо:

         1. Усовершенствовать процесс социально - бытовой адаптации к условиям жизни в обществе и в быту;

         2. Повысить психологическое самочувствие и самовосприятие инвалидов;

         3. Сделать образование для лиц с ограниченными возможностями более доступным, для повышения возможности восхождения по социальной лестнице;

         4. Принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. 

      Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально – бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту. 

       Одним из главных показателей социально – психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому нужно помочь им улучшить свое самовосприятие и материальное положение. Для этого следует сделать более доступным процесс получения образования с целью повышения возможности восхождения по социальной лестнице.

       Проблемы трудоустройства инвалидов надо решать, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому необходимо решить проблему профессиональной конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

     1.  Российская Федерация. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 24.10.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011), [принят ГД ФС РФ 20.07.1995г.] - [СПС КонсультантПлюс], 2012.

     2.  Российская Федерация. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: федер. закон: от 02.08.95г. № 122-ФЗ (ред. от21.11.2011), [принят ГД ФС РФ 17.05.1995г.] - [СПС КонсультантПлюс], 2012.

     3.  О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ: от 07.04.2008, № 240, - [СПС КонсультантПлюс], 2012.

     4.  О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ: от 16.12.2004, № 805, (ред. 25.08.2008), - [СПС КонсультантПлюс], 2012.

     5.  О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ: от 27.07.1996, № 901, - [СПС КонсультантПлюс], 2012.

     6.  Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Текст]: учебное пособие для вузов соц. профиля / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 280с.

     7.  Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие для вузов соц. профиля / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 240с.

     8.  Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: учебное пособие для вузов соц. профиля / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 344с.

     9.  Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: учебное пособие для вузов соц. профиля / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 212с.

    10.  Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011 – 208с.

     11.  Шмелева, С.В. Содержание и методика социально-медицинской работы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Г. Тактаров, С.В. Шмелева - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с. (Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия).

     12. Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. / М.А. Подобед. – Москва. 2004. – 200 с.

     13. Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К. Социальная работа с инвалидами. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К.  Наберушкина. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер. 2004. – 120 с.

     14. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы / Под ред. Маргиева. – Москва: Юридическая литература. 2007. – 704с.

     15.  ФЗ № 181 от 24.11.1995г.  « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. I, ст.1.

     16. Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов./ М.А. Подобед. Москва, 2004.  С. 17-19

     17. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер, 2004.- С.23- 29.

     18. Подобед М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. – М., 2004. – С. 14.

     20. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы. Под ред. Маргиева.- М.: Юридическая литература. 2007.-С. 43.

ОТЗЫВ

на курсовую работу (проект)

 

Ф.И.О. студента Ковалёнок  Светланы  Александровны

Группа С3-1308                                                

Специальность  040401 Социальная работа

Тема курсовой работы Инвалиды как объект социальной работы

курсовая работа (проект)

объемом 23 страниц.

Актуальность и значимость темы Сегодня в Российской  Федерации  как минимум  свыше 8 млн. человек официально  признаны  инвалидами.  В  перспективе  ожидается  дальнейший  рост  числа  этой  категории   населения.  Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной  и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии.   

Краткая характеристика выполнения разделов курсовой работы (теоретических основ

 и практической части) В данной работе рассматриваются вопросы понятие инвалидность: понятие, виды, формы. Проблемы ивалидов  в современном обществе.

Соответствие проекта заданию, полнота исполнения ________________________________

Информация о работе Инвалиды как объект социальной работы