Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:38, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.
В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.
Основные теоретические
концепции Сорокина были направлены
на объяснение изменений в мире.
Среди них центральное место
занимает теория социокультурной
Анализируя общественную реальность в
историческом срезе, Сорокин характеризовал
ее как иерархию различных социальных
и культурных систем, начиная с мелких
и кончая самыми крупными и объемными
- суперсистемами. Последние существуют
на протяжении столетий, охватывают все
виды социальных взаимодействий, все формы
материальной и духовнойжизни людей, включая науку, искусство,
религию, язык и т.д. В процессе анализа
суперсистем Сорокин особое внимание
уделяет характеристике культурных суперсистем,
где главную роль играют ценности. Эта
категория занимает в концепции социокультурной
В каждую историческую эпоху, согласно
трактовке социолога, доминирует и господствует
одна из культурных суперсистем, в структуре,
которой можно обнаружить как остатки
ее "предшественницы", так и ростки
"наследницы". Этот поиск составляет
важную задачусоциологии и должен осуществляться, в
соответствии с концепцией ученого, сквозь
призму анализа ценностей различного
характера, к числу которых в первую очередь
относятся нормы (как правовые, так и в
особенности культурные и моральные).
Сорокин рассматривал исторический процесс
через призму движения типов культур,
каждый из которых выступает как определенная
целостность. Таких основных типов социолог
выделяет три: чувственный, рациональный
(умозрительный), идеациональный. Первый
характеризуется преобладанием непосредственного
чувственного восприятия действительности,
второй - господством рационального мышления,
третий - доминантой интуиции. Каждый из
этих типов культуры находится в развитии
и присущ человеческому обществу на различных
этапах его прогресса.
Рассматривая процесс перехода от чувственной
культуры к идеациональной, Сорокин писал:
"Мы как бы находимся между двумя эпохами:
умирающей чувственной культурой нашего
лучезарного вчера и грядущей идеациональной
культурой создаваемого завтра. Мы живем,
мыслим, действуем в конце сияющего чувственного
дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего
солнца все еще освещают величие уходящей
эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся
тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступающих
сумерках. Ночь этой переходной эпохи
начинает спускаться на нас, с ее кошмарами,
пугающими тенями, душераздирающими ужасами.
За ее пределами, однако, различим рассвет
новой великой идеациональной культуры,
приветствующий новое поколение - людей
будущего" [Человек, цивилизация.., 1992.
С. 427].
В соответствии с концепцией социокультурной
Центральная категория в концепции социокультурной
Интерес социолога к проблемам социокультурной
3.
Я считаю, что закон Питирима Сорокина о «моральной и религиозной поляризации» актуален в современном мире. Все люди по-разному реагируют на экстремальные ситуации. И все начинают верить в то, во что они хотят верить. Кто- то взывает к Всевышнему о помощи, а кто-то забивается в угол и ждет «своего часа».
В экстремальных ситуация всегда есть место революции. Революция – это коренное преобразование. Причем быстро происходящее. И в каждом человеке в той или иной степени происходит маленькая революция, когда его страна или весь мир находятся на грани.
К примеру, если в стране началась гражданская война.
Каждый выбрает для себя свое : кто- то воюет с оружием в руках, кто-то уезжает дабы обезопасить себя и свою семью. В такие периоды, я считаю больше активируются инстинкты и скрытый потенциал человека. Когда адреналин кипит в крови, мы способны на действия, о которых раньше даже не догадывались.
Скрытый потенциал, возможно, основное звено закона Сорокина.