Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:35, доклад
Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. На формирование социологических воззрений П. А. Сорокина значительное влияние оказали труды ученых естествоиспытателей и современных социологов: Ч. Дарвина, Г. Спенсера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, Н. И. Кареева, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевского.
Для П. А. Сорокина социальные реформы - более желательный способ изменения общественной жизни, так как они в меньшей степени давят на базовые инстинкты людей. До проведения глобальной реформы предварительно возможен эксперимент, в процессе которого выявляются положительные и негативные моменты предлагаемой реформы. Обязательными условиями проведения реформы должны быть: ее созидательная направленность, мирные методы осуществления, возможность корректировки. Все прогрессивное, по мнению социолога, связано с проведением созидательных реформ, а не разрушающих революций.
В отличие от представителей органического подхода к рассмотрению истории общества и культуры, видевших в социальной эволюции процесс зарождения, расцвета и гибели цивилизации, П. А. Сорокин утверждал, что социальная эволюция - это закономерный процесс цикличного чередования "доминантных" типов культурных сверхсистем, который будет происходить до тех пор, пока человечество не утратит своей созидательной способности.
Под культурой социолог понимал все то, что создано или модифицировано в результате взаимодействий людей. Определяя культуру как противоположность природе, он считал, что все неорганические и органические явления и процессы становятся социально значимыми только тогда, когда они приобретут "культурные качества". К культурным качествам П. А. Сорокин относил "значения, нормы, ценности", которые индивиды или общество вкладывают в реальные предметы и процессы в данную историческую эпоху. Главным культурным качеством, по его мнению, являются ценности, среди которых универсальными следует признать, утверждаемые еще Платоном, истину, красоту, добро и пользу.
В зависимости от того, что лежит в основе формирования культурных качеств - чувственное познание, рациональное познание или их синтез, П. А. Сорокин выделил три типа доминантных культурных сверхсистемы: "чувственную", "идеациональную" (рациональную) и "идеалистическую" (интегральную). Каждая из культурных сверхсистем обладает свойственной ей ментальностью, собственными системами знания и истины, философией и мировоззрением, религией и образцами святости, представлениями правого и должного, формами изящной словесности и искусства, нравами и законами, социальными отношениями и нормами поведения, экономической и политической организацией. Опираясь на собранный обширный эмпирический материал (от античности до начала XX в.), П. А. Сорокин сделал следующие выводы:
- в чувственной культурной
- идеациональной культурной
- идеалистической культурной
В конкретный исторический период лидирующее положение занимает одна из сверхсистем. "Чувственная" и "идеациональная" сверхсистемы, являясь более устойчивыми, могут существовать достаточно длительное время, тогда как "идеалистическая" сверхсистема в силу несовершенства синтеза двух предыдущих сверхсистем существует короткий период времени (100-200 лет).
Предложенная П. А. Сорокиным история социальной эволюции как динамическое чередование доминантных типов культурных сверхсистем в конкретные исторические периоды развития общества представлена в табл. 7.3.
Современную западную культуру П. А. Сорокин относил к чувственному типу, а ее состояние диагностировал как кризисное. "Мы живем, мыслим, действуем, - писал он, - в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. ...Ночь этой переходной эпохи начинает спускаться на нас с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим расцвет новой великой идеациональной культуры".
Таблица 7.3
Историческая динамика культурных сверхсистем
Исторические периоды
Тип культурной сверхсистемы
до VIII в. до н.э.
Чувственная
с VIII в. до н.э. по IV в. до н.э.
Рациональная
с IV в. до н.э. по III в. до н.э.
Интегральная
со II в. до н.э. по V в. н.э.
Чувственная
с VI в. по XII в.
Рациональная
с XIII в. по ХIVв.
Интегральная
с XV в. по XX в.
Чувственная
Творческое наследие П. А. Сорокина огромно. Он автор более 50 монографий, бесчисленного множества статей и эссе. Его книги переведены почти на все языки мира. В 1964 г. П. А. Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации, которая в 1968 г. учредила ежегодную премию имени П. А. Сорокина за лучшую книгу по социологии. В 1989 г. мировая научная общественность отметила 100-летие со дня рождения П. Л. Сорокина. В 1990 г. на XII Международном конгрессе социологов в Мадриде была учреждена Международная Сорокинская премия за наиболее значимый труд по социологии.