Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика Интернета……………………………………………11
Понятие интернета как канала коммуникации…………………...11
Сравнительный анализ интернета с другими средствами
массовой информации……………………………………………..16
2 Анализ роли Интернета как средства коммуникации……………………….24
2.1 Активность Интернет–пользователей……………………………...23
2.2 Цели использования Интернета…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
3) Интерактивность - Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.
4) Отсутствие посредников - Интернет дает возможность прямого доступа правительства к населению и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.
При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет. [11]
Интернет, благодаря свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.
С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.
Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено.
Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной, т.е. общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.
В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.
Что же принципиально нового по пользовательским характеристикам вносит Интернет в информационное пространство?
Таблица 1 – Сравнительная характеристика Интернета с другими СМИ.
Возможности СМИ |
Телевидение |
Радио |
Пресса |
Интернет | |
Выбор времени пользователем |
X |
X |
+ |
+ | |
Хранение информации для повторного использования |
X |
X |
+ |
+ | |
Получение/передача информации одновременно с событием |
+ |
+ |
- |
+ | |
Форма передачи информации: |
|||||
Текст |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Неподвижное изображение |
+ |
+ |
- |
+ | |
Движущееся изображение |
+ |
+ |
- |
+ | |
Звук |
+ |
+ |
- |
+ |
Примечание: + да, - нет, X-с использованием специальных дополнительных устройств.
Однако у интернета существует и отрицательные моменты.
Одна из наиболее тревожных тенденций нового "века информации" состоит в избытке информации. Яркое доказательство того, что избыток информации может быть так же вреден, как и ее недостаток, привел известный итальянский писатель Умберто Эко, автор романов "Имя розы", Маятник Фуко” и специалист в области семиотики — науки о знаках: "Чтобы прочитать полностью воскресный выпуск The New York Times (примерно 500 стр. ), в котором описаны все события, произошедшие за неделю, не хватит и недели. И в этом смысле The New York Times ничем не отличается от "Правды", где вообще нечего читать". Что же говорить о сетевых гипертекстовых изданиях. Американский юморист Рассел Бейкер, ведущий постоянную рубрику в газете "Нью-Йорк таймс", высветил основную суть проблемы, стоящей перед общественностью, СМИ и руководителями следующим образом. Он отметил, что в основе концепции "информационной магистрали" лежит представление о том, что все беды мира происходят от недостатка информации. По мнению же Бейкера, все обстоит как раз наоборот. Мир "забит до полусмерти, завален лавинами информации.... утопает в бесконечном потоке информации, - писал Бейкер. - Никто не может ее переварить, взять в толк или определить, нужна ли она". Бейкер справедливо заметил, что в "век информации" допускаются только те, кто может позволить себе иметь новую технологию, а миллионы людей во всем мире остаются вне его. Но он оставляет в стороне чудовищную проблему, возникающую из прямо противоположного процесса, а именно проблемы, связанные с неостановимым потоком информации и влиянием его на политическую жизнь. Неожиданно оказалось, что технология века информации выборочно ограничивает доступную общественности информацию по внутренним и международным делам. Обилие телевизионных каналов и компьютерных источников информации требует от каждого отбора информации, который не всегда проводится тщательно. Опросы американских телезрителей показали, что многие часами смотрели по телевизору мельчайшие подробности суда над О. Джей. Симпсоном, обвинявшемся в убийстве, а затем, когда Си-Эн-Эн и другие сети начинали передавать новости, телевизоры выключались. В результате они много знали о деле Симпсона и очень мало знали о политических проблемах дня, будь-то война в Чечне и Боснии, дипломатические тонкости мирного процесса между Израилем и арабскими странами или новые экологические правила для электростанций. Для характеристики этого феномена часто говорят о роли СМИ как "фильтра" или "посредника", который часто навязывает новые идеи, новые события и тенденции общественному сознанию. Возможно, эта роль сейчас становится менее заметной. Тот факт, что СМИ исключают многие темы из ежедневной информационной диеты каждого гражданина, может привести к катастрофическим последствиям, ибо вне общественного сознания оказываются важнейшие новости. В то время как роль радио- и телевещания и Интернета в качестве "фильтра" уменьшается, такая роль сейчас более необходима, чем когда-либо. Ведь век спутников, век информации приводит к избытку информации. Так, например, через Интернет распространяются полные стенограммы всех заседаний Конгресса США, в то время как общественность не получает чрезвычайно важного анализа контекста, разъяснения и освещения, что традиционно входит в задачу журналиста. В век информации журналист скорее играет роль не "посредника", а "гида" или "сопровождающего Безусловно, нет необходимости уменьшать поток доступной информации. Более того, необходимо сохранить свободу Интернета, который позволяет практически каждому, у кого есть компьютер, очень дешево "публиковать" свои материалы. Именно свобода отличает Интернет от более жестко контролируемых традиционных СМИ, таких как газеты, телевидение и радио. Однако свобода Интернета приводит к тому, что на пользователя обрушивается поток информации, в то время как у него нет возможности ориентироваться в этом потоке. И здесь встает вопрос о новой ответственности журналистов. Они должны выступать в качестве "гидов" или "проводников", оценивающих подлинность того массива информации, который распространяется через Интернет. Журналисты могут помочь потребителям, подсказав им, что следует и чего не следует читать. Также, задача будущего онлайнового журналиста, очевидно, будет состоять в написании обзорных материалов, где будет собрана вся имеющаяся информация по какой-либо теме. Цель – привлечение аудитории, которой дорого время, а так как сегодня свободное время – это больная тема очень большого количества людей, то можно предположить, что, не смотря на обилие информации в Интернете, наибольшим спросом будут пользоваться сетевые издания именно с обзорными статьями. [12]
Таким образом, Интернет является наиболее мощным и прогрессивным средством массовой коммуникации, так как он обладает глобальными масштабами использования. Аудитория перестает быть только получателем сообщений, а при этом сама может принять участие в расширении информационного пространства.
2 Анализ роли Интернета как средства коммуникации
2.1Активность Интернет–пользователей
Для реализации задачи изучения активности пользователей в курсовой работе использовался метод вторичного анализа. Был проанализирован опрос, проведенный 25-28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. [13].
Респондентам задавался вопрос: "Пользуетесь ли вы Интернетом, если да, то как часто? " Результаты их ответов отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Частота пользования Интернетом
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Ежедневно, несколько раз в неделю |
2 |
2 |
5 |
7 |
16 |
31 |
37 |
59 |
Около раза в неделю |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
11 |
11 |
3 |
2 или 3 раза в месяц |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
Примерно 1 раз в месяц |
<1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Реже 1 раза в месяц |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Никогда, но у Вас есть доступ в Интернет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Никогда, и у Вас нет доступа в Интернет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
26 |
Никогда не пользуюсь |
95 |
92 |
85 |
82 |
67 |
53 |
44 |
- |
Для наглядного представления данных частоты пользования Интернетом воспользуемся рисунком 5.
Рисунок 5 – Частота пользования интернетом
На данном рисунке видно, что большинство людей используют Интернет ежедневно или несколько раз в неделю (59%), но при этом есть существенная доля людей, которые никогда не пользуются Интернетом (35%). Процент пользователей, занимающих промежуточное положение между вышеприведенными группами, крайне мал и составляет 1-3%.
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни и органично вписывается в ежедневный распорядок дня большинства людей.
Проследим динамику изменения количества Интернет-пользователей. Для этого представим данные опроса 2001 г. и 2013 г. в виде рисунка 6.
Рисунок 6 – Динамика изменения количества Интернет-пользователей.
Из числа опрошенных в 2013 г. респондентов пользуются Интернетом ежедневно или несколько раз в неделю 59%. Это заметно больший процент в сравнении с 2001 г., когда ежедневно Интернетом пользовалось всего лишь 2% респондентов. Число людей, которые вовсе не пользуются Интернетом, составляет 35%, что значительно меньше в сравнении с 2001 г., когда Интернетом не пользовалось 95% населения. Процент людей, пользующихся Интернетом около раза в неделю или еще реже, низкий и за все годы опроса практически не менялся.
Таким образом, заметно видна динамика роста пользователей Интернета. Происходит всё большее внедрение Интернета в жизнь людей. Согласно прогнозу, основанному на вышеприведенных данных, ближе к 2023 г. количество людей, пользующихся Интернетом, составит 100%.
2.2 Цели использования Интернета
Чтобы выявить цели использования Интернета, также был проведен вторичный анализ данных. Проанализирован опрос, проведенный 20-23 июня 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4% [14]
Респондентам задавался вопрос: "Пользуетесь ли вы Интернетом, и если да, то для каких целей? " (возможны несколько вариантов ответа)
Таблица 3 – Цели использования Интернета
июн.11 |
июн.12 |
июн.13 |
июн.14 | |
Для того, чтобы найти нужную мне информацию |
33 |
36 |
41 |
44 |
Для общения |
25 |
32 |
31 |
36 |
Для развлечения |
19 |
24 |
27 |
31 |
Для того, чтобы следить за последними новостями |
20 |
23 |
27 |
30 |
Для того, чтобы найти/послушать какую-либо музыку |
16 |
18 |
21 |
26 |
Для того, чтобы найти/посмотреть какие-либо фильмы |
17 |
19 |
24 |
26 |
Для того, чтобы найти/купить какие-либо товары или услуги |
11 |
14 |
14 |
19 |
Для того, чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом |
10 |
14 |
16 |
19 |
Для того, чтобы найти/прочитать какие-либо книги |
8 |
11 |
13 |
16 |
Другое |
1 |
1 |
1 |
1 |
Не пользуюсь Интернетом |
55 |
46 |
39 |
36 |
Для наглядного представление данных опроса используем рисунок.
Рисунок 7 – Цели использования Интернета
Заметное большинство Интернет-пользователей как в 2011 г., так и в 2014 г. используют Интернет для поиска нужной информации, что составляет 33% и 44% из числа опрошенных соответственно. Возрастает роль Интернета как средства общения-36%, также его используют для развлечений и для того, чтобы следить за последними новостям. Примерно одинаковый процент респондентов, пользующихся Интернетом в данных целях.
Таким образом, все большее число людей находят в сети решение для удовлетворения своих интересов, нежели в других источниках. Соответственно, расширяется круг Интернет-пользователей. Каждый человек может найти в Интернете для себя необходимую информацию.
Заключение
Интернет открыл для человечества новые и безграничные возможности для общения. Именно интернет стирает все границы, обеспечивая распространение любой информации для практически неограниченного круга людей.
Он дает людям возможность в любой точке планеты без усилий включиться в обсуждение своих или чужих проблем. Двигатель Интернета – население планеты Земля, и это дает ему простую возможность развивается своими силами. Главное назначение Интернета – это свободное распространение любой информации и установление связи между всеми людьми планеты. Интернет – одно из наиболее значительных достижений технологического процесса. Информация, а также право на правду и свободу слова, после появления интернета становится возможностью и потенциальным достоянием всей планеты, при помощи всемирной сети люди могут объединяться и взаимодействовать между собой независимо от расстояния, государственных, временных, и прочих границ.
Именно Интернет предоставляет своей аудитории возможность быть активной и избирательной благодаря многочисленности источников информации и диалоговым формам массовой коммуникации (несоизмеримым и несравнимым с традиционными средствами массовой коммуникации).
Уже сегодня Интернет является полноправным институтом массовой коммуникации. Во-первых, оперативная информация, размещенная на ресурсах сети, становится доступной большому количеству оффлайновой аудитории за счет вторичной коммуникации через традиционные масс-медиа и других лидеров мнений. Во-вторых, по размеру аудиторий многие ресурсы сети успешно конкурируют с отдельными изданиями и программами телевидения и радио. Другими словами, Интернет успешно и мирно сосуществует с традиционными средствами массовой коммуникации. В-третьих, диалоговые формы коммуникации, реализуемые посредством Интернета, в большой степени способствуют развитию активности, избирательности и укреплению ценностей информационного плюрализма у аудитории.